Комментарии участников:
Янукович, Иванющенко, Аврамов: Кто еще поставляет уголь в Украину
источник: biz.liga.net
В списке компаний, которым СБУ разрешила вывозить уголь из неподконтрольных Украине территорий, числятся компании Януковича, Иванющенко, Клименко.
За время президентства Виктора Януковича угольной бизнес был монополизирован, оказавшись под контролем «семьи» и бизнесменов из Партии регионов. Это касается как частных шахт, так и государственных предприятий. Казалось, что после побега Януковича в Россию ситуация должна была бы изменится. Этого не произошло. Окружение беглого президента продолжает зарабатывать на поставках угля в Украине. Возбужденные против них уголовные дела — не помеха.
В распоряжении ЛІГАБізнесІнформ есть список компаний, которым официально разрешен вывоз угля с неподконтрольных Украине территорий Луганской и Донецкой областей. Ряд из этих компаний до сих пор принадлежат Януковичу и его семье. Другими словами — украинская власть, объявившая Януковича и его соратников вне закона, сама разрешает им торговать углем, который добывается в ДНР и ЛНР.
ЛІГАБізнесІнформ проанализировала, кто зарабатывает на торговле топливом с ДНР/ЛНР и есть ли у Украины другой выход, кроме как покупать уголь у «сепаратистов».
источник: biz.liga.net
Дефицит угля и времени
Несмотря на обширный список поставщиков угля, вывозимого из Донбасса топлива не хватает. За последние несколько дней из-за отсутствия угля остановилось две ТЭС рабатающие на антраците — Славянская и Приднепровская. Сам уголь есть, проблема с его доставкой, говорит директор по логистике ДТЭК Энерго Орест Логунов.
«Сегодня есть всего два ж/д перехода и те с ограниченной пропускной способностью: Скотоватая-Ясиноватая и Сентяновка-Шепилово. За эти переходы бьются все, кто находится в этом мешке, — говорит он. — Почему не открыть больше переходов, чтобы все могли нормально проезжать, а не договариваться».
«В это месяце (июле, — ред.) мы уже вывезли 540 000 тонн угля. Учитывая, что в одном вагоне можно перевезти 64 тонны, необходимо каждые сутки перевозить 700 вагонов, — говорит и.о. гендиректора Укрзализныци Александр Завгородний. — Зима близко. Мы понимаем, что если угля не будет, мы все замерзнем. Но этого не произойдет — железная дорога обеспечит вывоз энергетического угля на 100%».
Проблему с дефицитом угля можно решить за счет импорта. На столе у министра с конца прошлого года лежат предложения по углю для Центрэнерго от Gaz de France, в апреле свои услуги по поставке предложил международный трейдер Mercuria, рассказал ЛІГАБізнесІнформ руководитель одной из энергокомпаний. Тем не менее, ни одно из этих предложений до последнего времени всерьез не рассматривалось.
По той же причине затягивается приватизация Центрэнерго. После продажи новый собственник будет решать вопрос обеспечения компании углем самостоятельно.
«Приватизация и начало импорта угля просто поломает схемы вывоза угля из ДНР, на которых зарабатывают нынешние кураторы Центрэнерго, — говорит он. ЛІГАБізнесІнформ уже писала, что к поставкам угля для Центрэнерго имеет отношение первый замглавы фракции БПП Игорь Кононенко.
Заработать на поставках из ДНР и ЛНР действительно можно. Например, уголь добываемый предприятиями Шахтоуправления Донбасс стоил в апреле-июне в среднем 560 гривен/тонна, говорится в отчете компании. Демчишин ранее говорил, что Центрэнерго вывозит угольную продукцию из Донбасса по 1 100 гривен/тонна.
В эту логику вписывается заявление самого Коненко по Центрэнерго, который выступил за то, чтобы отложить конкурс по приватизации компании. Такую же позицию занимает и министр энергетики Владимир Демчишин.
»Мы не против приватизации, но она должна быть эффективной, — говорит министр. — При осуществлении приватизации энергетических предприятий нужно учесть необходимость сбыта угля украинских шахт, предусмотрев среди условий приватизации и инвестиционных обязательств поддержку угольных предприятий".