Комментарии участников:
Я ставил себе сегодня задачу не составить подробный справочник, а обрисовать общую картину в максимально удобной для восприятия форме.
Итак, в лёгкой промышленности у нас наблюдается довольно противоречивая картина. С одной стороны, выросло — и серьёзно выросло — производство тканей, ниток, и кожи. С другой стороны, не менее серьёзно упало производство одежды, обуви, чемоданов и белья.
Эксперты полагают, что у этих проблем две причины:
1. Устаревшее оборудование наших фабрик, которое не позволяет им конкурировать с китайскими и индонезийскими заводами.
2. Дефицит отечественного сырья.
С сырьём, как видите, дела начали налаживаться — производство тканей, кожи и ниток довольно бодро растёт. Если план господина Тулина сработает, и ЦБ наладит надёжную схему выдачи целевых кредитов промышленным предприятиям, можно будет ожидать и решения второй проблемы:
crimsonalter.livejournal.com/72288.html
источник: ic.pics.livejournal.com
По лесу, фанере, картону и целлюлозе у нас наблюдается заметный рост. По бумаге и тетрадям — заметный спад. Сильно просели тиражи у журналов, но тут всё объяснимо — кризис, люди экономят и предпочитают бесплатный интернет дорогой бумаге.
Отмечу, что издательский бизнес в постсоветской России всегда был весьма малоприбыльным. Помню, в середине нулевых годов наша фирма на несколько лет даже перестала работать с издательствами и типографиями — уж очень часто у них возникали задержки по оплате счетов.
источник: ic.pics.livejournal.comисточник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.comисточник: ic.pics.livejournal.com
К сожалению, по производству мебели, посуды и тому подобных товаров народного потребления хороших новостей у меня нет. После ударного шоппинга декабря 2014 года народ вошёл в режим экономии и не торопится покупать вещи, без которых может пока что обойтись. В плюсе только производство металлических кроватей (плюс 16%) и счётчиков воды (плюс 32%).
Впрочем, уверен, что тут спад временный. Вечно откладывать покупки невозможно, поэтому рано или поздно отложенный спрос потечёт сначала в магазины, а потом и на заводы. И если ожидаемая девальвационная эйфория таки придёт к нам в сентябре, уже осенью мы можем ожидать выправления ситуации.
источник: ic.pics.livejournal.com
Я уже недавно писал, нефтеперерабатывающие заводы строятся в России ударными темпами:
fritzmorgen.livejournal.com/807899.html
Кризис не помешал отрасли продолжить своё уверенное развитие. Так, производство автомобильного бензина выросло на 3%, а производство сжиженных пропана и бутана выросло на 6%.
Производство топочного мазута, наоборот, снизилось на 5,4%. Топочный мазут — это, по сути, отходы нефтепереработки. Следовательно, чем меньше мы производим мазута, тем более глубоко мы перерабатываем нефть.
Пусть вас не смущают маленькие (по сравнению с другими отраслями промышленности) цифры прироста. Один процент роста по бензину — это больше, чем 100 процентов роста по обуви или по носкам.
источник: ic.pics.livejournal.com
В тяжёлой промышленности дела обстоят весьма неплохо. Рост наблюдается, например, по чугуну (5,3%), стальным трубам (8,3%), пластмассам (11%) и каучукам (17,5%). Серьёзный спад только по полимерным трубам, абсолютный объём производства которых не так велик.
== Стройматериалы ==
Строить с приходом кризиса стали меньше, поэтому и продажи многих строительных материалов сильно просели. Вместе с тем по кирпичу, например, просадка составила всего лишь 4%. Кроме как в строительство зданий девать кирпич особо некуда — и это означает, что в целом дела далеко не так плохи, как могли бы быть.
источник: ic.pics.livejournal.com
В транспортной промышленности у нас ожидаемый спад. Кто мог — затарился новым автомобилем в конце прошлого года. Остальные ещё раз пересчитали деньги и крепко задумались на предмет не поездить ли им ещё год-другой на старой машине.
По автобусам, тракторам и грузовикам тоже наблюдается серьёзнейший спад. Пожалуй, транспортная промышленность — главный пострадавший в нынешнем кризисе.
На производство железнодорожных вагонов наложилось ещё то грустное обстоятельство, что рынок был вполне насыщен вагонами ещё в 2012-2013 годах. В том количестве вагонов, которые выпускали наши заводы в 2014 году, страна просто не нуждалась.
Отмечу, кстати, что Санкт-Петербург в итоге всё же закупил по непонятной мне причине технически несовершенные вагоны чешского производства, про которые я уже писал несколько месяцев назад. Это петербургскому метро серьёзный минус — особенно если учесть, что Чехия поддерживает санкции против России:
www.svoboda.org/content/article/27104067.html
Впрочем, есть островки роста и здесь. Так, производство шин выросло на 9,2%.
источник: ic.pics.livejournal.com
Производство металлорежущих станков упало на 15%. С одной стороны, это плохо, но, с другой стороны, таких станков в России производится сейчас всего-то около полутора тысяч штук, и плюс-минус 15% не имеют особого значения. Однако не так давно «Ростеху» поставили задачу наладить производство отечественных станков, и есть основания ожидать, что через несколько лет эта проблема будет в России решена. Тогда мы увидим рост уже не на 15%, а в разы, к советскому уровню — только теперь уже с несколько другим качеством.
В сталеплавильном оборудовании и литейных машинах наблюдается рост на 35,7%. Здесь у нас вообще дела обстоят весьма неплохо — металлургические заводы растут и развиваются с хорошей скоростью. Перечислю только самые крупные проекты из тех, которые были реализованы в последние два с половиной года:
ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2012-2018)
1. Непрерывный прокатный стан FQM Северского трубного завода, г. Полевской Свердловской области.
2. Северсталь — Сортовой завод Балаково.
3. Металлургический завод по производству сортового проката УГМК-Сталь, г. Тюмень.
4. НЛМК-Калуга.
5. Стан-2000 Магнитогорского металлургического комбината (вторая очередь).
6. Доменная печь «Россиянка» Новолипецкого металлургического комбината.
7. Универсальный рельсобалочный стан на Челябинском металлургическом заводе.
8. Реконструкция рельсопрокатного стана на Западно-Сибирском металлургическом комбинате, г. Новокузнецк.
9. Абинский электрометаллургический завод (вторая очередь).
Наконец, очень существенный рост наблюдается в таком важном секторе, как медицинское оборудование — плюс 16%.
Подведу итог
В целом спад промышленного производства за январь-июль 2015 года составил около 3%. И эта цифра внушает сдержанный оптимизм — так как во многих стратегически важных отраслях уже сейчас наблюдается здоровый рост, а в других отраслях всё подготовлено для того, чтобы мы увидели рост если не в конце этого года, то в 2016 году.
Сложнорешаемые проблемы я пока что вижу только в вагоностроении. Но здесь многое зависит от геополитических сдвигов: если России удастся взять на себя роль транспортного узла между Азией и Европой, нам понадобятся все вагоны, которые мы только сможем произвести.