Комментарии участников:
Полк дрался до последней возможности
Из политдонесения начальника политотдела 316-й стрелковой дивизии батальонного комиссара Галушко начальнику политотдела 16-й армии полковому комиссару Масленову7. Село Гусенево, 17 ноября 1941 года:
"...16.11.41 года утром в 8.00 противник раньше нас начал наступление на левом фланге нашей обороны в районе 1075 СП. Несмотря на исключительное мужество и героизм, который был проявлен личным составом 1075 СП, все же задержать наступление пр-ка в этом районе не удалось, противник занял Нелидово, Н. Никольское, вышел на Московское шоссе, занял Ядрово и Рождествено.
Линия нашей обороны проходит с Горюны-Шишкино[8]
Противник наступал в количестве 50-60 танков тяжелых и средних и довольно большое количество пехоты и автоматчиков.
1075 СП в борьбе против такого количества танков имел 2 взвода П.Т.Р. и одну противотанковую пушку. Эффективность действия П.Т.Р. против тяжелых танков пр-ка невысокая, потому что задержать движение танков пр-ка не удалось, также нет сведений о том, какое количество танков пр-ка П.Т.Р. вывел из строя.
1075 СП понес большие потери, 2 роты потеряны полностью, данные о потерях уточняются, сообщим в следующем донесении.
1075 СП дрался до последней возможности, командование полка оставило командный пункт только тогда, когда в расположении командного пункта появились танки пр-ка, атака танков пр-ка на Шишкино была дважды отбита, и наступление пр-ка приостановлено, танки пр-ка 17.11.41 г. утром направились на Голубцово. По неуточненным данным в районе 1075 СП подбито не меньше 9 танков пр-ка.
1073-й полк в результате наступления оказался разрезанным на две части, 2й батальон отошел в расположение 690 СП. 1-й батальон остался в районе Горюны.
В ночь с 16 на 17 690 и 1077 СП занимают прежние районы обороны.
Люди отходили организованно, а отдельные группы, пытавшиеся уйти подальше в тыл, были задержаны заградотрядом и направлены в свои части для занятия обороны«9.
Итак, по сведениям Галушко, 16 ноября на позиции, обороняемые 1075-м полком, наступало 50-60 танков противника и большое количество пехоты с автоматчиками. На весь полк имелось 2 взвода противотанковых ружей (ПТР) и одна противотанковая пушка. В ходе боя панфиловцам удалось подбить не менее 9 танков.
Если сопоставить эту информацию со статьей Г. Иванова, то очевидно: основой для публикации „Известий“ стали сведения именно из этого политдонесения..
<…>
16 ноября в бой вступили до 7000 бойцов
Численность „панфиловской“ дивизии на момент сформирования — 11 347 человек.
К ноябрю 1941 года после двухнедельных жестоких боев под Волоколамском общие потери 316-й СД составили 50%. (Из оперативной сводки N 29 штаба 316-й дивизии за 30 октября 1941 г.)
К 16 ноября в 1075-м стрелковом полку состояло 1534 человека, в 1073-м — 1666 человек, в 1077м — 2078 человек. То есть можно полагать: вся дивизия имела порядка 6000-7000 человек (в артполку, батальонах дивизионного подчинения и в тыловых подразделениях укомплектованность должна была быть больше, чем в стрелковых полках).
источник: cdnimg.rg.ru
КАК РОДИЛАСЬ ЛЕГЕНДА
Писатель Александр Бек:
28 брошены на произвол судьбы
В марте 1942 года писатель Александр Бек находился в панфиловской дивизии, собирая материал для своей будущей книги „Волоколамское шоссе“. Просматривал он и дивизионную газету „За Родину“. Вот цитата оттуда, сделанная писателем: „В жесточ[айших] боях у села Н[елидово] бойцы и командиры т. Капрова подбили 8 танков. Безотказно бьет сов. п[ротивотанковое] оружие»[11].
А после 19 февраля 1943 года в записной книжке Бека появились откровенные размышления о панфиловцах:
“… Дали герою погибнуть. Погибшему герою прип[исали] то, чего не было. Этим оскорбили боевой коллектив. Дали ему погибнуть.
Боевая артель — выручили. Если герой погиб, печатают, жив — не печатают.Приписывают даже убитым то, что не было.
28 брошены на произвол судьбы. По мне 200 чел. Кому это делает честь? Все заражены этим. Оказывает ли это услугу? Оказывает, но медвежью»[12].
Редактор „Красной звезды“ Давид Ортенберг:
Мне сообщили, что передовую читал Сталин
Был ли злой умысел у военных журналистов, с легкой руки которых легенда о 28 героях-панфиловцев потрясла страну и стала символом героизма советских солдат? Конечно же, нет. Журналисты хотели, чтобы обезличенный подвиг целой роты (5-й или 4-й, неважно) выглядел более человечно. Но они не смогли предвидеть последствий. Передовая статья в газете зацепила за живое высшее партийное руководство страны. Редактор „Красной звезды“ Д.И. Ортенберг вспоминал:
»Одним из первых позвонил мне Михаил Иванович Калинин и сказал:
— Читал вашу передовую. Жаль людей — сердце болит. Правда войны тяжела, но без правды еще тяжелее. Хорошо написали о героях. Надо бы разузнать их имена. Постарайтесь. Нельзя, чтобы герои остались безымянными.
Затем мне сообщили, что передовую читал Сталин и тоже одобрительно отозвался о ней»[13].
После этого что-то менять в официальной версии подвига было поздно.
ВЗГЛЯД НЕМЦЕВ
Приводим выдержки из статьи канадского историка Александра Статиева «Гвардия умирает, но не сдается!». Еще раз о 28 панфиловских героях", опубликованной в 2012 году в журнале «Критика»[14]. В ней автор впервые приводит документы 2-й немецкой танковой дивизии, которая вела наступательные бои против панфиловской дивизии в ноябре 1941 года.
Как пишет Статиев, описание ключевых событий ограничивается во всех немецких документах тремя словами: „свирепое сопротивление врага“. Эта ремарка оценивает бои и в Дубосеково (его защищала рота, в которой служили 28 панфиловцев), и в Ширяево. Двумя строчками описаны утренние события 16 ноября: „Враг был слаб, но сопротивлялся упорно, используя возможности рельефа местности»[15].
Но уже на следующее утро впечатление гитлеровцев о своем “слабом» противнике изменилось коренным образом.
Оставшиеся в живых бойцы 1075-го полка отступили к Шишкино и получили подкрепление из 6 танков. Утром 17 ноября 1я боевая группа немцев атаковала их позиции 17 танками, но не смогла взять их позиции до вечера, потому что сопротивление там возросло многократно по сравнению с 16 ноября. Часть 1-й и 3-й боевых немецких групп, усиленных всеми танками 2-й боевой группы, атаковали позиции 1073-го полка в Ченцах и Голубцово. Они планировали взять эти деревни ранним утром, но захватили их только поздно вечером после ожесточенных атак и не смогли продвинуться дальше[16].
По версии Статиева, между 16 и 19 ноября два из трех полков 316-й панфиловской стрелковой дивизии были полностью разбиты: к 20 ноября личный состав 1077-го полка сократился до 700 человек, 1073й имел 200 человек, а 1075-й — 120 человек. (В приданном дивизии 690м стрелковом полку осталось 180 человек.) Но ценой огромных жертв панфиловской дивизии наступление немцев застопорилось. Как утверждало в боевом донесении командование дивизии, в период между 16 и 18 ноября силами 1077-го полка было уничтожено 9 немецких танков, силами 1073-го полка — 5 танков, а 1075-й полк уничтожил 4 танка за эти же дни[17].
<…>
ПОСЛЕСЛОВИЕ «РОДИНЫ»
Мы не будем осуждать коллег из огненного 1941 года. Самое главное, на наш взгляд: в основе публикаций военных журналистов „Красной звезды“ были реальные события, происходившие 16 ноября в районе Ширяево — Дубосеково. И то реальное ожесточенное сопротивление, которое оказали наступавшим частям 2й немецкой танковой дивизии бойцы 4-й и 5-й рот 1075-го полка 316-й панфиловской дивизии. Жаль, что литературный вымысел вытеснил на второй план историческую достоверность. Но в дни, когда немцы рвались к Москве, легенда о подвиге 28 панфиловцев оказалась чрезвычайно востребованной, вселила уверенность в миллионы сердец.
А подвиг был. Но не только 16 ноября у разъезда Дубосеково, и героев было не двадцать восемь. В десятки, в сотни раз больше!
о в пылу сегодняшней полемики иные горячие головы ставят под сомнение не только детали конкретного боя, но и сотни фактов мужества, героизма, самопожертвованияНу нет же этого. Речь лишь о том чтобы не создавать мифов, забывая о реальных героях.
Реальных героях? К сожалению я не видел, чтобы кто-то из критиков мифа удосужился сделать запросы в архивы и другие источники с целью выявления подробностей о таких героях. Скорее это иногда похоже на гробокопательство в медиа-пространстве.
А от кинокритиков вы тоже будете требовать, чтобы они фильмы создавали?
К сожалению я не видел, чтобы кто-то из критиков мифа удосужился сделать запросы в архивы и другие исторические источники с целью выявления подробностей о таких герояхДа и сомневаюсь я что вы удосужились проверить чем занимаются критики мифа и прославляли ли других героев.
А от кинокритиков вы тоже будете требовать, чтобы они фильмы создавали?Объем творческой работы в подобной статье и тех некоторых статьях, что развенчивают миф о панфиловцах, я бы сказал, не сильно различается. Так причём здесь кинокритики?
Да и сомневаюсь я что вы удосужились проверить чем занимаются критики мифа и прославляли ли других героев.Так и я совсем не уверен, что вы прокомментируете что-то кроме фразы автора из введения.