Комментарии участников:
… неустойка в таком же размере, компенсация морального вреда в сумме 2000 руб. и штраф в размере 30 383,5 руб. Всего – 91 150,5 руб.
Оператор обжаловал это решение в Калининградский областной суд, однако судебная коллегия по гражданским делам в удовлетворении жалобы отказала.».
В более развёрнутом описании судебного пресс-релиза суда речь идёт об услуге «Мобильный банк» и, возможно, активно навязываемой всеми банками и операторами услуге «Автопополнение баланса».
Об этом «Автопополнении баланса» я уже устал писать, страшная штука. Но подключают по незнанию и/или ведясь на обещанные скидки/бонусы. Мог быть и широко распространенный троян для Сбербанковского простого SMS-пополнения счёта с карты, которое зачем-то идёт в комплекте с услугой «Мобильный банк». В нашем контексте неважно. А важно то, что ответственность судом была возложена на оператора, что весьма необычно. И намекает на то, что в подобных случаях есть прямой резон обращаться к правоохранителям и далее в суд, а не бесцельно общаться по кругу с банком-оператором. В конце концов, это уголовщина в чистом виде и никакие пункты Договоров об «обязательном досудебном урегулировании» на такие случаи не распространяются. Если таких судебных решений будет много, то уже наболевший вопрос неизбежно начнет решаться по разным направлениям.
Чем живут воришки?
Заинтересовавшись темой, пообщался с человеком, который участвует в подобных разборках почти каждый день и не один раз раз в день. Узнал много интересной статистики, вам на заметку.
Несмотря на широко распространённые «страшилки» про смартфонные трояны, большинство пострадавших попались на социальной инженерии. Вор заходит в «Личный кабинет» и заказывает смену/восстановление пароля, SMS с паролем приходит владельцу номера. Дальше — сразу звонок от вора с просьбой продиктовать «код», будто бы ошибочно отправленный не на тот номер телефона. Не знаю, какими методичками пользуются мошенники, но вещают убедительно и ведутся на это дело вменяемые и половозрелые граждане. Дальше всё просто: получив временный пароль (действует три дня), через сутки вор вычищает баланс, а при подключенном «Автопополнении» ещё ворует через мобильную коммерцию и весь установленный лимит автопополнения баланса с кредитки. С суточной задержкой вопрос интересный: возможно, что после сброса пароля в Интернет-помощнике в МТС «Мобильная коммерция» в течение суток не работает, как и в случаях замены SIM-карты.
У воришек ярко выражена тяга к владельцам городских (прямых) номеров, таких пострадавших заметно больше половины. То ли заведомо «богатенькие», то ли установленные лимиты автопополнения соответствуют тратам и привлекают мошенников.
Случаев с «несанкционированной» заменой SIM-карты сравнительно мало, вопреки всем истерикам в прессе на эту тему.
Смартфонные трояны часто даже не демонстрируют обещанные чудеса интеллекта по сокрытию входящих SMS-уведомлений из банков. Просто подменяется (?) заголовок входящих и все предупреждающие SMS валятся в одну из малопосещаемых папок, пользователь эти банковские SMS не находит.
Что касается троянов, то рекомендуется хотя бы что-то предпринять для защиты от такой напасти. Могу только повторить то, что писал ранее:
Следить за «свежестью» приложений, тот же «Сбербанк Онлайн» комплектуется антивирусом с 17 марта. Есть бесплатные антивирусы, да и платный не грех поставить, траты несопоставимы с возможными потерями.
Никаких «чувствительных» операций из публичных сетей Wi-Fi.
Не оставлять отключенным запрет установки программ из посторонних источников.
Потеря телефоном сети «на ровном месте» (не в лифте/подвале) и невозможность позвонить — тревожный симптом, на который нужно быстро, очень быстро (!) реагировать. Ворюга мог заменить вашу симкарту, а не все банки при этом блокируют операции с запросом подтверждения. Операторы сейчас начали присылать SMS с уведомлением о замене симкарты, и это работает. Например, в МТС система отправляет вам SMS о замене карты и потом ждёт ровно 5 минут. Если вы успеете позвонить, то замена не состоится. Если не успеете, тоже не очень страшно, в течение суток после замены SIM-карты услуга «Мобильный платеж» заблокирована и не работает. А по звонку с любого телефона новую карту сразу блокируют без лишних вопросов.
Употреблять здравый смысл. Например, не открывать ссылки, пришедшие неизвестно от кого. Пришедшие от известно кого тоже лучше не открывать, троян может сам себя рассылать по всему адресбуку «жертвы».
Не подключать «Автопополнение баланса», несмотря на всякие рекламные завлекалочки. Месяца полтора назад в очередной раз ругался на агрессивную рекламу этого сервиса, почитать можно здесь, раздел «Автопополнение — зло!». А ещё у одного банка была богомерзкая практика подключения «Автоплатежа» в автоматическом режиме: присылали SMS с уведомлением о подключении и возможности отказаться от этого счастья в течение двух часов (!). Не успел отправить SMS с отказом — принял оферту.