За пять часов интенсивного общения в нормандском формате лидерам России, Германии, Франции и Украины удалось обсудить выборы в Донбассе, поставки газа в Европу и ситуацию в Сирии, которая на этот раз вышла на первый план.
Перед встречей в расширенном составе Владимир Путин, Франсуа Олланд, Ангела Меркель и Пётр Порошенко полчаса общались на свежем воздухе за чашкой кофе на террасе Елисейского дворца. Лидеры России, Франции и Германии жестко дали понять президенту Украины, что особый статус Донбасса должен быть обязательно закреплен в Конституции Украины.
Кроме того, Олланд подчеркнул, что минский формат является неоспоримым. И если выборы не будут проведены до 31 декабря, как это предусматривают договоренности, то выполнение минских соглашений будет автоматически продлено на 2016 год.
Кроме того, Владимир Путин на переговорах жестко заявил, что вопрос о выборах в ДНР и ЛНР в отрыве от политических реформ на Украине проблематичен. И, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Путин сообщил своим западным коллегам, что в течение нескольких дней даст поручение проговорить эти вопросы с официальными представителями Донецка и Луганска.
Что же касается ситуации в Сирии, то ей было уделено очень много внимания во время двусторонних встреч Владимира Путина с президентом Франции и канцлером ФРГ. Так, например, президент России заверил президента Франции, что операция Военно-воздушных сил России в Сирии направлена исключительно на борьбу с террористами и на сохранение целостности страны.
Но самое любопытное, как отмечает обозреватель НТВ Вадим Глускер, заключается в том, что, если до начала переговоров Франсуа Олланд говорил о том, что Франция присоединится к широкой антитеррористической коалиции только в случае ухода с политической арены Башара Асада, то сейчас ситуация кардинально изменилась. И изменилась она во многом благодаря жесткой позиции Ангелы Меркель, которая заявила о том, что переговоры с Асадом можно и нужно вести, а главное, что без России решить сирийский кризис невозможно.
Ангела Меркель, федеральный канцлер ФРГ: «Мы не можем забыть, что происходило в Сирии с учетом терактов, устроенных „Исламским государством“. Мы хотим, чтобы военная акция имела место, но политическое решение было найдено. Коалиция должна быть как можно более широкой, у нас с Францией нет никаких разногласий».
Значит ли это, что теперь Франция присоединится к коалиции и признает легитимность президента Асада, пока неизвестно. Как бы то ни было, согласно последнему опросу, 54% французов поддерживают антитеррористическую коалицию, предложенную президентом Путиным.
проблема (1)