Теология стала в России научной специальностью

отметили
29
человек
в архиве
Теология стала в России научной специальностью
Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве и образования и науки утвердил в России паспорт научной специальности «Теология», придав ей официальный статус. Об этом сообщается на сайте ВАК.

Как отмечается, новая специальность раскрывает содержание теологии, ее базовые разделы, изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическую деятельность религиозных организаций, религиозное культурное наследие в различных контекстах.

Среди областей исследования указаны история конфессии, теория культуры, анализ сакральных текстов, вероучение религиозной традиции и религиозная апологетика, внутренние правовые нормы конфессий, учения о соотношении веры и разума и отношении к науке, осмысление проблем личности, актуальных проблем современности и исторического процесса, изучение религиозного фактора в политике, а также религиозные обряды и воспитание.

О необходимости включения теологии в список научных дисциплин заявил 22 января 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая перед членами Совета Федерации и депутатами Госдумы. На следующий день председатель ВАК Владимир Филиппов сообщил, что теологию утвердят в этом качестве.
Добавил yache yache 12 Октября 2015
проблема (1)
Комментарии участников:
nnnnikto
+6
nnnnikto, 12 Октября 2015 , url
Мракобесы минобра на марше. Следующей «наукой» станет гадание? Или алхимия?
yache
-4
yache, 12 Октября 2015 , url
List of Roman Catholic cleric-scientists

Раньше католические священники через одного преподавали на кафедрах в ведущих университетах, я не думаю, что ситуация как-то сильно поменялась…

Православию явно не хватает научного начала и развития, этим нужно заниматься, потому что церковь сейчас явно не соответствует запросам на религию…

Более того, она выглядит как совок во многих случаях…
Member4249
+5
Member4249, 12 Октября 2015 , url
Российскому православию явно не хватает смирения и кротости.
KaperDonjon
+1
KaperDonjon, 12 Октября 2015 , url
ну… если теология — это именно изучение религий, то это определенно важная наука.
Flinky
+2
Flinky, 12 Октября 2015 , url
Раньше, насколько помню, была такая специальность — Религиоведение.
KaperDonjon
+1
KaperDonjon, 12 Октября 2015 , url
Теология — слово красивше и короче )
indiansummer
+1
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Научный атеизм вы забыли уже? В МГУ на философском факультете была целая кафедра научного (!!!) атеизма.
nnnnikto
+1
nnnnikto, 12 Октября 2015 , url
Атеизм признан в качестве научной дисциплины? И как бы звучала «научная теология» :)
ЗЫ. В эпоху постмодернизма чушь ставится нучной истиной.
indiansummer
+1
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Если по данной дисциплине организуется целая кафедра в главном вузе страны — то по-моему, ответ на ваш вопрос очевиден. А постмодернизм — понятие растяжимое. Для своего времени и апостол Павел — постмодернизм, если чо.
nnnnikto
+1
nnnnikto, 12 Октября 2015 , url
Нау́чный атеи́зм — система взглядов, рассматривающая вопрос существования богов и других сверхъестественных существ, явлений и сил как научную гипотезу
Вы уверены, что теология — это научная теория проверяющая наличие Бога?
ЗЫ. Вы категорически не правы про апостола Павла. Апостол Павел — это чистой воды модернист, которого Церковь возвела на пьедестал Теологии.
Христианство — это был модерн. Против окружающего мира противопоставили мир внутренний. Крайние точки. Но так уж колбасит человейник. Постмодернисты опошлили бе крайности и сами оказались на краю. На краю маразма. Даже философская антропология не спасла :)
indiansummer
+1
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Вы уверены, что теология — это научная теория проверяющая наличие Бога?
Разве я это утверждала? Этим занимался как раз научный атеизм)
Христианство — это был модерн
Ну и с какого перепугу это я не права насчёт апостола Павла? Он не был в числе двенадцати апостолов, участвовал в гонениях на христиан, но пережил личный трансцендентый опыт, переосмыслил своё сущестование. А значит, «после модерна» — то есть — постмодерн)
nnnnikto
0
nnnnikto, 12 Октября 2015 , url
По этой логике Павел ПРИСОЕДИНИЛСЯ к модерну :)
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
По этой логике, ему был присущ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ тип философствования)
bvv4096
0
bvv4096, 12 Октября 2015 , url
Это помнят те, кто в ВУЗе при социализме учился…
А так чо? Сказано наука — значит наука…
indiansummer
-1
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Наука всегда основывается на научном опыте. А какой опыт может поставить атеизм? Провести химическую реакцию или математические измерения и докажет таким образом, что Бога нет? А теология может считаться наукой, поскольку попадает под критерий научности, имея большую теоретическую базу.
bvv4096
+1
bvv4096, 12 Октября 2015 , url
А теология может поставить опыт? И доказать что бог есть?
«Бога нет сказал Остап, беря быка за рога.
— Опамъятайтесь панове, как же нет, когда есть?» («Золотой теленок»)
«имея большую теоретическую базу»…
Теория должна подтверждаться практикой…
indiansummer
-1
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Разница между атеизмом и теологией (богословием) как наукой заключается в том, что теология — это теория веры. А атеизм пытается доказывать отсутствия бытия Божьего, не имея никакого для этого инструментария. Богословие не доказывает Бытие, оно принимает Бога и Божественные дела как данность. И наука эта — методически выверенное освещение Божьего Откровения, представляемое в вере.
nnnnikto
+1
nnnnikto, 12 Октября 2015 , url
Вас занесло. Приостановитесь
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Других аргументов не будет?
nnnnikto
0
nnnnikto, 12 Октября 2015 , url
Времени нету. Но если Вас это затрагивает — вечером развернуто отвечу
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Да не особо. Нисколько не настаиваю)
bvv4096
+1
bvv4096, 12 Октября 2015 , url
Ну правильно! Зачем доказывать существование того, чего не существует?
«Веруйте!» и больше ничего… (Ибо это дано...)
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Именно. Вера не нуждается в доказательствах — иначе это уже будет называться теоремой. А вы, кстати, признаёте науку психологию? А по каким критериям? Ведь это наука о душе — слабо доказать существование души?)))
bvv4096
+1
bvv4096, 12 Октября 2015 , url
В том то и «фишка» как говорит моя самая мелкая внучка.
Самый успешный бизнес за всю историю человечества…
Я предпочитаю знать, а не верить.
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
И это ваше святое право, которое, заметьте, у вас никто не отбирает и не навязывает вам противоположного — в этом тоже фишка веры) Мы живём в благословенное время и в благословенном месте: никто за неверие или противоположное не настучит нам по голове, как в Саудовской Аравии или в средневековье… Но в то же время этому времени и месту надо отвечать взаимностью, в хорошем смысле)
bvv4096
+1
bvv4096, 12 Октября 2015 , url
Ну, Мавроди тоже никому ничего не навязывал…
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Мавроди уже превратил воду в вино и исцелил прокажённых? Нет? Ну тогда дайте мне знать если что, а то боюсь пропустить)
Пух
-1
Пух, 12 Октября 2015 , url
Комент, ничего не говорящий о сути, лишь о дурости комментатора.
Кафедры теологии есть почти во всех ведущих вузах. Можешь сходить на сайты упомянутых универов, научи их жить, а то мужики-то не знают. На вскидку:
Оксфорд:
https://www.theology.ox.ac.uk/
Бостон:
https://www.bc.edu/schools/cas/theology.html
В парижской Сорбонне есть. Лень сайт смотреть, французской мовой не владею. Про кафедры алхимии и гадания не слышал. (но наверняка есть, следуя твоей логике) Лишь в вузах СССР было такое уебище как кафедры «научного атеизма». От которых вузы и избавились при первой возможности.
Mopok
+5
Mopok, 12 Октября 2015 , url
интересен методологический аппарат у этой «науки» какой?
что нужно чтобы доказать какой-то догмат или толкование чего-либо?
а вообще, это оскорбление чувств и разума людей, которые считают, что мир познаваем и рационален… я считаю
куда смотрит следственный комитет?
indiansummer
-2
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Научный метод богословия состоит в систематическом раскрытии основных православных вероучительных истин. Метод таков: указать основание догматов в Священном Писании и привести принципиальные положения святоотеческой мысли по тем или иным догматическим вопросам.
Mopok
+1
Mopok, 12 Октября 2015 , url
ответьте, в чем научность этого метода?

для справки:
Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Раз уж теология признана наукой, то должна учитываться и её специфика, разве нет? А объективность, как неотъемлемая часть научного метода заключается для богословия как раз в непротиворечивости святоотеческих учений и Святого Писания.
В свою очередь, задам вам аналогичный вопрос: в чём научность педагогики как науки и психологии как такой же категории? Не является ли взгляд на воспитание субъективным и возможно ли вообще приведение его к общему знаменателю? На мой взгляд, это одна из самых лукавых наук, ну чисто ИМХО. Ну и хотелось бы и от вас услышать доказательства существования души, как предмета изучения науки психологии, слушаю очень внимательно)
Mopok
+1
Mopok, 12 Октября 2015 , url
так я как раз против того, чтобы ее признавать наукой
с этого и начал
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
А мне как человеку, крещёному в православной вере, если честно, всё равно: признают или не признают, для верующих это ничего не изменит. Это важно только тем, кто будет защищать диссертации по богословию в светских университетах.
Mopok
+1
Mopok, 12 Октября 2015 , url
ну так вот я и не понимаю зачем смешивать… то, что смешивать не нужно
это все равно что в богословском институте ввести специальность «квантовая физика», чтобы люди по ней защищали диссертации… зачем??

есть люди верующие, есть НЕ верующие
одни одно изучают в своих институтах, другие — другое в своих
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Это вопрос уже не ко мне — это вне моей компетенции. Я лишь в данной ветке пытаюсь объяснить, что «не всё то наука, что наукой признано официально» — ну то есть, если к некоторым наукам подходить с той же меркой, что вы пытаетесь мерять теологию — то можно об эту же мерку и споткнуться…
Mopok
+1
Mopok, 12 Октября 2015 , url
Я лишь в данной ветке пытаюсь объяснить, что «не всё то наука, что наукой признано официально»
а я пытаюсь объяснить что не согласен с этой точкой зрения

я сторонник того, что не надо разные понятия пытаться назвать одним и тем же термином
это не вносит никакого ни удобства ни ясности, одну лишь путаницу

вот из современного… и вы как человек верующий со мной возможно согласитесь:
вот я лично против того, чтобы называть союз двух лиц нетрадиционной ориентации браком
ну да, они люди, ну да, хотят быть уравнены в правах и иметь возможность например наследовать
ну и назвали бы это как-нибудь иначе… типа «гомосексеальный союз», пусть даже с теми же правами что и в браке
только не надо лезть в устоявшийся термин, который уходит корнями очень далеко и глубоко и связан с религиями, общественными и моральными нормами и т.д.
вот не пытались бы все в одну кучу свалить, меньше было бы проблем.
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
а я пытаюсь объяснить что не согласен с этой точкой зрения
Это ваше право, которое у вас не отнять)
вот я лично против того, чтобы называть союз двух лиц нетрадиционной ориентации браком
Отчего же, слово «брак» — многозначное, и вот одно из его значений, а именно, «некондиция», «дефект», «изъян» — вполне себе подходит для обозначения семейного союза однополых особей)
вот не пытались бы все в одну кучу свалить, меньше было бы проблем
Мне сложно давать этому какую-либо оценку, поскольку мне не до конца ясны процессы, происходящие в системе образования в общем и в высшей аттестационной комиссии в частности, там реформы и изменения происходят постоянно. Диссертации по богословию в духовных учебных заведениях защищаются регулярно, возможно, в данный момент возникла необходимость как-то привести эти процессы к общему знаменателю со светскими.
Mopok
+1
Mopok, 12 Октября 2015 , url
в чём научность педагогики как науки
очень просто показать на примере:
с помощью уже существующих научных метобов, отбирается группа лиц, которые будут участвовать в эксперименте, обладающих примерно одинаковыми знаниями допустим в иностранном языке

группа случайным образом делится пополам
далее группу А учат по методине 1, вторую часть, группу Б — по методике 2
в конце эксперимента тестируются знания
если статистически верно утверждение, что люди из группы А обладают знаниями более грубокими и умеют их лучше применять чем люди из группы Б, то значит методика 1 лучше методики 2

метод
1) объективен
2) имеет результаты измеримые
3) экспериментально подтвержден
4) эксперимент повторяем — можно независимо от авторов методик 1 и 2 повторить эксперимент и получить свои результаты

Ну и хотелось бы и от вас услышать доказательства существования души, как предмета изучения науки психологии, слушаю очень внимательно)
Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей
про душу это вы сами придумали
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
А если другой педагогический эксперимент: назвается метод кнута и пряника: цель — сформировать определённый навык, скажем, убирать за собой игрушки. Делим группу пополам, и одну часть награждаем подзатыльником за неубраные игрушки, другую — вкусными конфетами сообвественно за убранные. Итог: в обеих группах навык формируется одинаково хорошо, следовательно оба метода одинаково эффективные. С точки зрения методологии — всё чисто. С точки зрения объективности — вопросы будут. Наука? В ВАКе говорят, что да…
Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей
Погуглите пожалуйста повнимательнее, что означает само слово «психология» в переводе с одного древнего языка. Ну и до кучи: а что такое психика?
Mopok
+1
Mopok, 12 Октября 2015 , url
Погуглите пожалуйста повнимательнее, что означает само слово «психология» в переводе с одного древнего языка. Ну и до кучи: а что такое психика?
при чем тут древний язык?
в древности может ее самую — душу и изучала психология, но в древности земля плоская была на 3-х китах стояла и чего…
а сейчас психика это
системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности.
indiansummer
0
indiansummer, 12 Октября 2015 , url
Вот.
высокоорганизованной материи
А что это за материя? Кто её видел? А если видел, то как её можно увидеть другим? Прямо скажем, предмет тёмный, и изучению не поддающийся, да?) А если так, то чем эта самая материя более доказуема, чем бытие Божье? Да ничем. Вот вам и неразрешимое противоречие: «высокоорганизованная материя» — это просто красивое замороченное словосочетание для тех, кто так боится слова «ду-ша»…
V.I.Baranov
+1
V.I.Baranov, 12 Октября 2015 , url
Держись теолог, крепись теолог!
axes
-3
axes, 12 Октября 2015 , url
Мы не сеем и не пашем, мы валяем дурака, с колокольни --м машем, разгоняя облака…


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать