[Обретение веры] Марко Берсанелли: Проблемы возникают, когда наука или религия становятся идеологией

отметили
25
человек
в архиве
[Обретение веры] Марко Берсанелли: Проблемы возникают, когда наука или религия становятся идеологией
В середине сентября гостем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета был известный европейский физик и астроном Марко Берсанелли. Корреспонденты «Правмира» побеседовали со знаменитым ученым об опыте веры, свидетельства и религиозном переживании красоты мира.

– Профессор, в наше время очень часто можно слышать такое суждение: если человек верит в Библию, то он не слишком образован. Приходилось ли вам слышать подобное?

– Мне кажется, что эта точка зрения очень поверхностная. Например, в моей области много ученых, которые создали физику. Иудеи, христиане, некоторые не были верующими, но разумный человек не мог бы сказать: «Если ты хорошо знаешь Библию, ты – необразованный человек».

– Но порой считается, что человек, который верит в Библию, должен верить в нее буквально: Бог сотворил Землю за семь дней. А в ваших работах, например, упоминается теория Большого взрыва, и в то же время вы верующий человек. Как это сочетается?

– Если мы так относимся к Библии, то наш подход неадекватен; такой подход приводит нас к неверным выводам. Действительно, иногда люди относятся к Библии как к книге о естественной науке, но тогда они не осознают, что основной смысл библейского послания – на другом уровне. Когда есть такое смешение, религиозный человек рискует добавить себе очень много сложностей.

– Что в вашей жизни появилось раньше, Библия или физика?

– Это два измерения, которые уже существовали в моей жизни с детства. И каждое из них восходит именно к моим родителям. Они дали мне христианское воспитание, с одной стороны, и, с другой, культивировали тот большой интерес к природе, который с годами только рос во мне.

Помню, когда я был маленьким, папа привез меня в горы. Он не объяснял мне физику, но пригласил смотреть на вещи – на насекомых, на цветы, на камни, – и для меня это было что-то великое.

Это оставило свой отпечаток, а потом, когда мне было тринадцать лет, я влюбился во Вселенную, осознанно влюбился в ее величие и в громадное пространство. Поэтому позже я начал изучать естественные науки. Но моя вера тогда оставалась на месте, она отстала, не двигалась. Она существовала на каком-то детском уровне.

Только потом, когда мне было шестнадцать-семнадцать лет, я встретил людей, которые показали мне обаяние веры, и тот более настоящий, красивый, глубокий, человечный взгляд на мир, который включал в себя и мой интерес ко Вселенной.
Добавил suare suare 14 Октября 2015
проблема (3)
Комментарии участников:
Tiseon
+1
Tiseon, 14 Октября 2015 , url
Что за хрень. Это новость?
Сентябрь?
suare
+4
suare, 14 Октября 2015 , url
Это не просто новость. Это рекомендованная к прочтению новость из раздела «Наука». И я с этим абсолютно согласен. Выйдите на страницу «серых» новостей и посмотрите направо, на «Монитор» новостей. Или посмотрите раздел «Наука» здесь. Это и есть то, что называется
источник: pravmir.ru
Потому, что невозможно отделить науку, не обретя веры: постоянно будешь путаться между тем и другим. Но главная мысль интервьюируемого ученого заключается в том, что главная опасность — превращение того и другого в идеологию.
suare
+1
suare, 14 Октября 2015 , url
источник: mrmarker.ru
Об этом можно прочесть и здесь: Сноу Ч.П. Две культуры. Сборник публицистических работ. М., 1973. С. 18-31.
источник: i.imgur.com
Писатель и учёный Чарлз П. Сноу обратил особое внимание на то обстоятельство, что между традиционной гуманитарной культурой и новой культурой научно-технического прогресса происходит катастрофическое размежевание и всё больше возрастает их прямая враждебность. Среди художественной и философской интеллигенции сложились убеждения, что учёные далеки от реальностей жизни, что им присущ поверхностный оптимизм. С другой стороны, учёные уверены, что представители творческих профессий не обладают даром провидения, что им чуждо все, имеющее отношение к разуму и познанию и, что, в крайнем случае, искусство и мышление у писателей, художников, философов ограничивается сегодняшним днем. Поэтому все мы одиноки. «Любовь, сильные привязанности, творческие порывы иногда позволяют нам забыть об одиночестве, но эти триумфы — лишь светлые оазисы, созданные нашими собственными руками, конец же пути всегда обрывается во мраке: каждый встречает смерть один на один». Но разве есть основания считать существование человека трагичным только потому, что жизнь личности заканчивается смертью? Да, мы одиноки, каждый встречает смерть один на один. Что из этого? Такова наша судьба, её не изменить. «Но наша жизнь зависит от множества обстоятельств, не имеющих отношения к судьбе, — завершает Сноу, — и мы должны им противостоять, если только хотим оставаться людьми». Прежде всего, таким обстоятельством, которое нас должно объединять, сделать солидарными, является общая, междисциплинарная, целостная культура, самопознание, самоорганизация, обосновывающие и обеспечивающие наше будущее. Человеческая культура может оказаться на грани гибели, если не принять радикальных мер, дающих возможность сблизиться и примириться «двум культурам». «Две культуры» — условная градация. Их можно было бы выделить больше: три, четыре. Не это важно. Нас привели к краю пропасти противоречия и конфликты между свободой и необходимостью, сознанием и бессознательным, наукой и искусством, гуманитарными и естественными науками, философией и политикой, философией и экономикой и т.д. Две культуры противоположны мудрости человека, они вызывают извращение и трагедию свободы и творчества».

Борушко А.П., Выбор будущего: Quo vadis, Минск, «Дизайн ПРО», 2004 г., с.12.
suare
+3
suare, 14 Октября 2015 , url
– Ваши родители не были религиозными людьми, если вера держалась на детском уровне до шестнадцати лет?

– Вера осталась на этом детском уровне не потому, что мои родители не дали мне христианского воспитания. Но до того, как я встретил что-то другое, вера осталась для меня чем-то закрытым. До этой встречи не понимал, что вера касается всего.

До поры до времени вера была чем-то, в чём я нуждался, чтобы ответить на какие-то религиозные запросы. Она позволяла мне делать правильные и хорошие вещи, но очень определенные – например, ходить на мессу. И только потом понемногу начался путь к открытиям. Это было постепенное открытие того, что вера позволяет тебе занимать правильную позицию в отношении ко всему.

– В чём заключалось это открытие? Приведите, пожалуйста, примеры.

– Например, я осознаю, что опыт веры, который я прожил и проживаю, позволяет мне наслаждаться красотой тех вещей, которые я пытаюсь понять. Таким образом, вера позволяет мне более свободно общаться со своими детьми. Или любить друзей. Или наслаждаться верностью в отношениях с моей женой. Вера позволяет мне осознать величие всего этого.

Я думаю, это происходит от опыта того, что ты открыл смысл жизни – он в том, что дает смысл всему. Не потому, что у нас есть ответы на все вопросы, наоборот, мы полны вопросов. Но мы верим, что есть хорошая, добрая судьба, потому что мы ее увидели; и так жизнь становится добрым приключением.

– То есть мы можем доверять миру?

– Мы можем доверять Христу. Реальность и есть Христос. Или, как говорит наш Папа Франциск: «У нас нет права бояться реальности».

– А кто те люди, которые объяснили вам красоту Вселенной и красоту веры?

– Хотя я ищу их в памяти, мне сейчас трудно вспомнить конкретных людей, которые позволили открыть эту мою любовь к космосу.

Ну, вот, например, я помню мою преподавательницу математики и естественных наук, которая сделала первые маленькие, но серьезные шаги. Например, однажды она дала мне книгу, а потом спросила, читал ли я ее?

Мне трудно сейчас вспомнить конкретных людей, потому что всё происходило очень постепенно, исподволь. Я даже не помню сейчас, что именно и когда произошло.

Встреча с теми, кто открыл мне подлинный смысл веры, в моей памяти намного ярче. Я учился в научном лицее в Милане. Это был 1968 год, когда у нас в Италии происходили студенческие волнения.

И вот в школе я заметил группу из пяти-шести человек, которые не участвовали в протестах вместе со всеми. Но в то же время они не были закрыты к тем вопросам, которые возникали. И они были настолько удивительно дружны между собой, что я завидовал и тоже хотел стать участником этой группы.

Потом самый представительный из друзей эту группу покинул. И для меня это был самый первый момент проверки, потому что именно этот человек в свое время привлек меня в группу. И я вынужден был задать себе вопрос, что же на самом деле меня привлекло? Этот человек или что-то, что он мне принес?

Он уехал работать волонтером в Африку. И у меня было искушение поехать с ним. К счастью, я осознал, что в нашей дружбе меня обаяла не его личность, а нечто другое.

– Ваши друзья были участниками какого-то религиозного движения?

– Да. Я тогда не знал, но они участвовали в католическом движении «Общение и освобождение» [1]. Это движение основал отец Луиджи Джуссани. С ним я познакомился позже, когда учился в университете.

– Какие основные идеи вы вынесли для себя из этого общения?

– Когда мы проживаем опыт веры простым образом, именно так, как его проживали первые двенадцать, весь наш человеческий опыт становится более настоящим. Тогда всё человеческое, что есть во мне, – мои интересы, моя семья, моя дружба, моя работа, интерес к сообществу – расцветает.

– Мы умеем сейчас верить так, как в свое время верили двенадцать апостолов, или наше общество предпочитает привносить в христианство что-то книжное, свое или чуждое?

– Да, искушение принести что-то чуждое в тот опыт существует. Но есть и еще одно искушение – думать о том, что они всё уже сделали. Как будто мы должны просто сохранить что-то, что уже совершенно решено.

А на самом деле Христос живет в истории, Бог нуждается в людях, в нашей человечности, в наших чувствах и интересах. Поэтому всё становится великим.

– Профессор, а как же так получилось, что вы в детстве учились смотреть на горы и кузнечиков, а выбрали, в конце концов, звёзды?

– Я не могу объяснить и рассказать, как именно это произошло, но, в конце концов, здесь получилось то же самое. Я думаю: если человек не способен удивляться перед обычной вещью, – значит, он не будет удивлен и необычной.

– А звёзды необычны?

– Вселенная вообще необычна, неважно, звёзды или камни. На самом деле всё необычно. Всё удивительно. Человек, который изучает физику, может оценить это утверждение как что-то, не само собой разумеющееся.

– Астрономы и физики как-то по-особенному видят мир?

– Ну, изучая физику или космологию, мы не осознаем то, насколько даже обычные вещи являются необычными – то, что существует Земля, то, что существует Солнце, и Солнце, как одна из миллиардов звезд. Но тот факт, что звёзды могут существовать все вместе, всё зависит от истории, которую Кто-то сплел очень тонким образом, – это позволяет тебе оценить и маленький камень.

Что такое одна травинка во Вселенной? Но чтобы дать жизнь этой травинке, нужны были четырнадцать миллиардов лет.

– Получается, что ученый, который в представлении обычных людей просто измеряет мир, практически щупает его руками, в конце концов, убеждается, что мир – это чудо?

– Каждый человек, если он честен с самим собой, не может не относиться к миру как чуду. Это не проблема того, ученый человек или не ученый. Может быть, я сам не говорил бы об этом так, если бы тогда не встретил тех четверых друзей.

Поэтому я говорю: только вера позволяет тебе до конца наслаждаться теми вещами, которыми другие наслаждаются, но, может быть, не настолько глубоко.

– А наука зачем нужна человеку?

– Чтобы войти в отношения с реальностью, отношения, которые на самом деле глубоки и удивительны, и необычны.

Но через науку мы можем видеть только один слой реальности. И думая, что она может отвечать на все вопросы, наука становится претенциозной. Она становится нелогичной.

Однако если ты уважаешь научный метод и хорошо различаешь его границы, то можешь увидеть красоту, которая иначе недоступна. Даже тот факт, что благодаря нашему разуму мы можем читать порядок природы на таких глубоких уровнях и больших расстояниях, сам по себе – чудо.

– Изменилось ли в последнее время отношение европейцев к науке?

– Да, несомненно. Я думаю, что у этого изменения есть разные аспекты – и положительные, и отрицательные.

Интерес к некоторым видам наук вырос, это хорошо. Например, когда я выступаю на конференциях или на встречах с молодежью, я нахожу большой отклик. Мне кажется, что молодые люди смотрят на науку как на что-то, что поможет им найти ответы на некоторые вопросы.

Но иногда сами ученые предлагают науку как нечто, что может отвечать на все вопросы. И это очень печально, потому что это неправда. Наоборот, если мы встречаем смысл жизни и смысл всех вещей, мы можем оценить как благо и науку, и мы можем использовать плоды науки для блага людей.

Но, увы, у нас есть примеры и того, как результаты науки могут быть использованы против человека. Потому что наука не регулирует себя сама, она требует ответственности. И критерий этой ответственности находится за пределами самой науки.

– В России был такой период в 90-е годы, у нас очень долго религия была запрещена, официально была запрещена, говорили, что только наука принесет счастье. А потом наступил кризис научного знания. И тогда стали популярны различные псевдонаучные теории, может быть, даже магия. Есть ли что-то подобное в Европе?

– Не настолько, как здесь. Хотя у нас тоже есть неоязычество.

Но основная проблема в том, что мы – те, которые получили благодать веры, – не осознаём, что мы призваны к свидетельству. И это свидетельство может показать, насколько разумно верить, чтобы реализовать самого себя.

Мы заняты тем, что осуждаем мир. Иисус не терял времени, осуждая грешников, а на что сегодня смотрим мы? Самое лучшее, что мы можем делать – это свидетельствовать о красоте! Это самое плодотворное свидетельство.

– Можно ли бороться с мракобесием средствами науки?

– Средствами науки можно постараться делать хорошую науку. Но самая главная проблема – это воспитание человечности.

– То есть нет смысла популярно объяснять людям физику, какие-то научные теории?

– Я думаю, что воспитательный уровень и ценность любого предмета – будь то наука, литература, искусство или что-то еще – именно во взгляде. В том, как человек, который сообщает нечто, относится к содержанию. Потому что, говоря о любом предмете, мы как-то выражаем наше видение.

Ты можешь говорить о науке так, что ты ограничишь другого. Или же так, что на следующий день он будет способен влюбиться во всё, что видит.

– Есть ли в таком случае какие-то проблемы в отношениях между наукой и религией?

– Да, есть. Но всё рождается от того, о чём мы уже сказали: когда наука и религия становятся идеологией.

– В этом вся проблема – они перестают быть собой?

– Я никогда не находил между ними противоречий. Вопросы – да. Вопросы или стремление к более глубокому пониманию – вот это я находил. Но противоречия, исключения одного или другого не находил никогда. У меня такого опыта не было.
Варягъ
+2
Варягъ, 14 Октября 2015 , url
Бог сотворил Землю за семь дней
Не за семь а за шесть. А так нормально.
zabirov@yandex.ru
+1
zabirov@yandex.ru, 14 Октября 2015 , url
Точно- воскресенье, а про пятницу там ничего нет?
Варягъ
+1
Варягъ, 14 Октября 2015 , url
Там вроде и про понедельник ничего нет, просто день первый — день шестой.
RussiaRulit
+2
RussiaRulit, 14 Октября 2015 , url
Игемон Игемон, материал вам будет интересен.
Игемон
+1
Игемон, 14 Октября 2015 , url
В книге Хокинга, лень искать точное название, упоминается, что католическая церковь признала Теорию большого взрыва, ещё в 1951-м годе, как наиболее соотвествующую сотворению мира. Но тем не менее это — всего лишь теория, правда многое обьясняющая. Что касается библии, то я читал много из неё, но однажды, вдруг, нечаянно в домашней библиотеке нашёл книги Лео Таксиля «Забавная Библия» и «Забавное Евангелие» И, хотя, в названии есть слово «забавное» эти книги — весьма скурпулёзное исследование содержания Библии. Автор тоже весьма интересная личность. Одно время отдался служению Господу и дослужился до высоких чинов церковных. Но, оказывается он просто таким образом получил доступ к книгам и архивам церкви, которые разоблачали церковь с её грехами. А уж его книга «Священный вертеп» — это просто триллер какой-то о жизни всех Пап римских. Если будет желание, прочтите. Ценность этих книг в том, что автор указывает главы библии, которые показывают на надуманность и нестыковки. Что касается лично меня и моего отношения к Богу, как таковому, то утверждать, что бога нет, так же глупо, как уотверждать, что он есть. Но то, что его фан клуб на земле творит не всегда божеское, особенно возрождённая православная церковь у нас, погрязшая в скандалах, для меня лично, является установленным фактом. Я не буду усираться (пардон за моветон) и доказывать, что бога нет. Это, как я уже сказал, глупо, да и не надо мне. Мне лично наша церковь напоминает мошенников, пользующихся именем Бога, чтобы обманывать трудящиеся массы. Кто им дал такие права, представлять Всевышнего, непонятно. И ещё. Исследования учёных биологов в области генетики научно обосновали, что не может быть такого развития человечества, которое описывается в Библии. А гены, извините, это факты и против них не попрёшь. По роду своей деятельности приходится общаться с людьми, чья профессия — врач. Высшее медицинское образование напрочь убило у них веру в бога, даже у тех, кто с верой пришёл. ЧТобы обосновать отсутствие бога, надо обладать знаниями во многих областях естествознания. Докинз очено убедительно пишет в своей книге о своих взглядах на религию и Господа нашего создателя. А вообще эта тема для меня неинтересна уже. Быть победителем в споре — не моя цель в жизни. Но за сообщение однако, спасибо. Прочитал и лишний раз убедился в своей правоте.
RussiaRulit
+2
RussiaRulit, 14 Октября 2015 , url
В книге Хокинга, лень искать точное название, упоминается, что католическая церковь признала Теорию большого взрыва, ещё в 1951-м годе, как наиболее соотвествующую сотворению мира.
Ещё бы не признала, если автор этой теории священник :))))))
А уж его книга «Священный вертеп» — это просто триллер какой-то о жизни всех Пап римских. Если будет желание, прочтите.
Не будет желания. Оно мне надо? Я уж лучше чё нить святоотеческое почитаю. Вот всё собираюсь Блаженного Августина начать, но никак руки не доходят, или пока духом не могу собраться. А от «клубнички» про жизнь Пап-ну какая польза?
Ценность этих книг в том, что автор указывает главы библии, которые показывают на надуманность и нестыковки.
Надуманность в чём? Что земля была сотворена не за 6 дней? :)
Но то, что его фан клуб на земле творит не всегда божеское, особенно возрождённая православная церковь у нас, погрязшая в скандалах, для меня лично, является установленным фактом.
И?
Мне лично наша церковь напоминает мошенников, пользующихся именем Бога, чтобы обманывать трудящиеся массы.
Это уже на вас так антирелигиозная пропаганда действует :)
Кто им дал такие права, представлять Всевышнего, непонятно
Вам непонятно, потому что вы вопрос не изучали. Изучили-было бы понятно.
Первые апостолы дали им такие права. Они рукоположили неких священников. Те других, и так далее по цепочке-всё современное священство (католическое и православное) идёт оттуда.
Исследования учёных биологов в области генетики научно обосновали, что не может быть такого развития человечества, которое описывается в Библии.
Ээээ… тут уже неоднократно подчёркивалось-что Библия это скорее о духовном… Да и что смыслят генетики в Библии? ;)
Да, кстати, а женщина-общая мать всего человечества всё таки была. То же генетики показали. Через которую вы родственник какому нибудь вождю племени мумба-юмба, Бараку Обаме и мне.....:)))))))

с людьми, чья профессия — врач.
Кстати, слышал что врачи-наибольшие циники :)
Высшее медицинское образование напрочь убило у них веру в бога, даже у тех, кто с верой пришёл.
Интересно как? Души не увидели? ;)
Почитайте. Кругозор точно расширите :)
А вообще эта тема для меня неинтересна уже.
Какая тема? Если вы о том, есть ли ОН или нет-так мы не об этом, как и в прошлый раз.
По крайней мере я точно о другом. О ваших взглядах на религию, как на что то средневековое, косное, мракобесное и отсталое, годное лишь для неграмотных бабушек, ибо физики не знают ;) Я просто постарался показать, что это всё не более чем клише :)
Быть победителем в споре — не моя цель в жизни.
Быть победителем в споре-это вообще глупая цель (ну за исключением тех у кого работа такая-пропогандистов, рекламщиков и прочив продавцов). И вообще я тут избекаю термина спор, всегда пишу «дискуссия»....:)
Прочитал и лишний раз убедился в своей правоте.
Вы, как то очень мнительно относитесь к своей правоте (кстати, в чём? ), поминая её лишний раз совершенно без повода :)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать