Комментарии участников:
На эту тему добавлю кое-что сюда. Когда-то хотел оформить как новость, но больно много материала, не было времени всё переводить. Да и не такая уж это новость.
<...>
История показывает, что понимание общественностью внешней политики США во многом зависит от оценки мотивов, которыми руководствуются официальные лица США. Американские чиновники скорее всего неизбежно представят публике более благородные мотивы, чем те которыми они руководствуются при закрытом взаимодействии. По этой причине, если бы представители общественности увидели бы мотивацию, отраженную в закрытых документах, оценка политики США могла быть стать другой. Это основная причина, по которой была так важна публикация ресурсом WikiLeaks дипломатических телеграмм США.
Телеграммы предоставили общественности доступ к стратегиям и мотивации американских должностных лиц, в том виде в каком они выражают их между собой, а не так, как они это делают на публике. В случае с Сирией телеграммы показывают, что смена режима в стране была давней целью внешней политики США, — что для её достижения США способствовали усилению религиозного раскола, помогая тем самым заложению основы для сектантской гражданской войны и массового кровопролития, которые мы видим сегодня в Сирии. Из документов становится ясно что ключевые компоненты политики по смене режима, проводившейся при администрации Буша, остались на месте, несмотря на то что администрация Обамы публично перешла к курсу политической дипломатии; что в правительство США были гораздо более заинтересованы во внешней политике сирийского правительства, в частности, его отношениями с Ираном, чем проблемами в области прав человека в самой Сирии.
Телеграмма от 13 декабря 2006 под заголовком «Влияние на SARG [правительство Сирийской Арабской Республики] в конце 2006 года» [1] указывает, что ещё за пять лет до протестов т.н. «арабской весны» в Сирии — основной мотивацией политики США в стране была дестабилизация правительства. Автором телеграммы является Уильям Робак, на то время занимавший должность поверенного в делах США в Дамаске. Телеграмма излагает основные направления стратегии по дестабилизации сирийского правительства. В заключительный части телеграммы Робак писал:
Мы считаем, что уязвимости Башара заключены в том, как он реагирует на предвидимые и существующие проблемы: такие, как конфликт этапах экономической реформы (все же ограниченной), коррупция, этнический вопрос с курдами, потенциальная угроза для режима с ростом транзита через страну исламистских экстремистов. Данная телеграмма содержит нашу оценку этих уязвимостей и предполагает, что для повышения вероятности возникающих при этом возможностей доступны действия, заявления, либо сигналы со стороны правительства США.
Указанная телеграмма предполагает, что целью США в декабре 2006 года являлся подрыв сирийского правительства любыми доступными средствами. При этом значение имело лишь то, помогут ли действия США дестабилизации правительства. Возможные другие последствия таких действий не рассматривались. На публике США выступали за экономические реформы в стране, при этом в закрытой переписке дипломаты рассматривают в качестве политической «возможности» для США конфликт между экономической реформой в стране и «укрепившейся коррупцией». На публике США выступают против «исламских экстремистов» где бы то ни было, но «потенциальную угрозу для режима в следствие увеличения транзита исламских экстремистов» для себя видят как «возможность», вероятность реализации которой США должны увеличить, приняв меры.
Среди «уязвимостей», которые США должны попытаться использовать Робак перечисляет отношения Сирии с Ираном. Предлагаемые им действия носят инструктивную форму:
—
Возможные действия:
ИГРАТЬ НА СТРАХАХ СУННИТОВ ПЕРЕД ВЛИЯНИЕМ ИРАНА: В Сирии существуют опасения, что иранцы активны в шиитском прозелитизме так и в обращении в шиитские верования суннитов, в основном бедных. Хотя такие опасения часто преувеличены, они отражают взгляды суннитской общины в Сирии, которая все больше и больше расстроена и озабочена распространением иранского влияния в их стране: начиная от строительства мечетей до организации бизнеса.
Египетские и саудовские религиозные миссии здесь (а также видные сирийские сунниты из числа религиозных лидеров) усиливают внимание по этому вопросу, и мы должны более тесно координировать нашу работы с их правительствами относительно лучшего оповещения об этом вопросе и заострения регионального внимания на нём. [Курсив наш.]
—
Таким образом, Робак утверждал, что США должны попытаться дестабилизировать сирийское правительство через более плотное сотрудничество с Египтом и Саудовской Аравией: усилить религиозную напряженности между суннитами и шиитами, в том числе путем поощрения «преувеличенных» опасений суннитов относительно шиитского прозелитизма, и озабоченности «распространением иранского влияния» в Сирии, выраженное в форме строительства мечетей и деловой активности.
В 2014 году сектантский характер суннит-шиитской гражданской войны в Сирии был скорбно обозначен Соединенными Штатами как печальное развитие обстоятельств. Но в декабре 2006 года через телеграмму в адрес госсекретаря и Белого дома, человек возглавлявший посольство США в Сирии выступает за то, чтобы США совместно с Саудовской Аравией и Египтом способствовали обострению межрелигиозного конфликта между суннитами и шиитами в Сирии в качестве средства для дестабилизации сирийского правительства. На том момент никто в правительстве США не мог утверждать о «невинности» возможных последствий такой политики. Эта телеграмма была написана в разгар гражданской войны между суннитами и шиитами в Ираке, которую американские военные безуспешно пытались сдержать. Возникшее к тому времени отвращение американской общественности к гражданской войне в Ираке, развязанной вторжением США, стоило для республиканцев потерей контроля над Конгрессом в ходе ноябрьских выборов 2006 года. Результат выборов ускорил отставку Дональда Рамсфелда с поста министра обороны. Ни один работник правительства США по вопросам внешней политики тогда не мог не знать о последствиях усиления трений между суннитами и шиитами.
В то время было легко предвидеть, что стратегия содействия межрелигиозному конфликту в Сирии с одной стороны может действительно помочь подорвать сирийское правительство, но также может способствовать уничтожению сирийского общество. Но это соображение вообще не появляется в меморандуме Робака, когда он рекомендует правительству США сотрудничать с Саудовской Аравией и Египтом для увеличения религиозной напряженности.
Обратите внимание на служебное положение Робака во время администрации Джорджа Буша: был профессиональным чиновником дипломатической службы, постоянным сотрудником ведомства на хорошем счету в департаменте правительства США по внешней политике. Он продолжил службу при администрации Обамы в посольствах США в Ираке и Ливии — в последней, как Временный Поверенный в делах государства. Нет свидетельств того, что кто-либо в Госдепартаменте нашел мнение, высказанное Робаком в этой телеграмме спорным; публикация телеграммы не вызвала скандал в кругах внешней политики США.
Итак, в то время как сектантский характер гражданской войны в Сирии в настоящее время публично оплакивают на Западе, похоже, будет справедливым сказать, что в 2006 году в госдепартаменте США полагали, что поощрение религиозного конфликта в Сирии было хорошей идеей, которая будет способствовать «интересам США» по дестабилизации правительства.
Эта точка зрения внешний политики США в деле содействия усилению раскола между суннитами и шиитами в Сирии находит солидарность со стороны Саудовской Аравии, и основывается на первостепенной озабоченности отношений между Сирией и Ираном, что подкрепляется сообщением из посольства США в Саудовской Аравии от 22 марта 2009 «Переговоры руководителя саудовской разведки и делегации Бренана о региональной безопасности»[2]
<...>
1. „Influencing the SARG in the End of 2006,“ December 13, 2006, wikileaks.org/cable/2006/12/06DAMASCUS5399.html.
2. „Saudi Intelligence Chief Talks Regional Security with Brennan Delegation,“ March 22, 2009, wikileaks.org/plusd/cables/09RIYADH445_a.html.