Комментарии участников:
Шанс для российских
AliExpress и другие зарубежные площадки уверенно отвоевывают рынок российской интернет-торговли. Сентябрьское исследование Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; объединяет 16 крупных участников рынка — Ozon, KupiVip, Lamodа, «М.Видео», «Связной», «Спортмастер» и др.) показало, что с 2012 по 2014 годы доля трансграничных заказов в российском онлайне в денежном выражении выросла с 20% до 30%. Весь объем рынка интернет-торговли в России АКИТ оценивает в 713 млрд руб.
Китайский AliExpress в России — лидер во всех отношениях. Так, по оценкам Data Insight, на AliExpress в 2014 году пришлось 55% всех заказов в иностранных онлайн-магазинах. Аудитория площадки в сентябре 2015 года составила более 26 млн уникальных пользователей, следует из данных TNS. В свою очередь и Россия для AliExress за последние три месяца стала основным рынком: по данным сервиса Similarweb, из 1,10 млрд просмотров сайта 14,4% пришлось на Россию, на втором месте — Испания с 9,06%.
Партнер агентства Data Insight Борис Овчинников полагает, что до сих пор российские продавцы были явно пострадавшей стороной на рынке электронной торговли Рунета из-за роста популярности иностранных онлайн-площадок в России, поэтому партнерство с китайской площадкой — это шанс встроиться в потребительский тренд и извлечь из него выгоду.
«Все боятся китайцев, многие российские онлайн-магазины, например, Wildberries опасаются за свою долю рынка, но наша позиция такова — с гигантами лучше дружить», — объясняет коммерческий директор Baon (станет одним из партнеров AliExpress) Анна Сироткина, добавляя, что помимо собственного онлайн-магазина, бренд сотрудничает практически со крупными интернет-сайтами — с Wildberries, Lamoda, Ozon.
При этом Сироткина указывает, что на AliExpress покупатели изначально приходят за более низкими ценами, поэтому основная цель компании — проверить в ходе акции «11.11» готовность пользователей площадки платить за более дорогую продукцию. Для сравнения: стоимость верхней одежды Baon, которая будет выставлена на AliExpress, в среднем стоит около 10 тыс. руб., тогда как на самой китайской площадке пуховики могут стоить и 1,6 тыс. руб.
Генеральный директор Wikimart Андрей Кленин отмечает, что партнерство с AliExpress — это возможность получить доступ к региональной аудитории. С ним согласен и руководитель интернет-магазина Multivarka.pro (компания «Технопоиск», является официальным представителем компании Redmond в России) Дмитрий Алексеев. Выстроенная логистика AliExpress может помочь брендам с доставкой в регионы, в которые до сих пор обычные интернет-магазины «не рисковали отправлять товары». Только 15% от общего числа заказов на AliExpress приходится на Москву и Санкт-Петербург, говорил ранее РБК Марк Завадский.
Первым российским партнером AliExpress — еще год назад — стал магазин «220 Вольт», специализирующийся на продаже садового и строительного инструмента. Сотрудничество с «220 Вольт» проходило в тестовом режиме, например, цены на товары магазина приводились в долларах, теперь «220 Вольт» будет «переподключен» к площадке «AliExpress Молл», где цены будут указаны в рублях, говорит Завадский.
Директор онлайн-магазина «220 Вольт» Леонид Довлатбегян рассказал РБК, что продажи через AliExpress пока не превышают 1% от общего оборота компании — «это сопоставимо с продажами магазина на российском eBay, но при этом, они стабильно растут». Главный плюс сотрудничества с китайской торговой площадкой — повышение узнаваемости бренда в регионах и странах Таможенного Союза, Белоруссии и Казахстане, уточняет Довлатбегян.
Китайский экспресс по России
Торговая b2c-площадка AliExpress, входящая в группу компаний китайского холдинга Alibaba, в июле прошлого года впервые вошла в десятку сайтов с самой большой аудиторией в Рунете: по данным TNS, число уникальных пользователей сайта тогда приблизилось к 16 млн (по всей России; аудитория в возрасте 12–64 года). Через год, в июле 2015 года, аудитория AliExpress превысила 22 млн пользователей: по популярности сайт обошел даже социальную сеть Facebook, следует из данных TNS.
По оценке директора по маркетингу InSales Артема Соколова, средний чек на AliExpress составляет 1,2 тыс. руб. Это почти втрое меньше, чем средний чек по всем онлайн-покупкам в России — 3,3 тыс. руб. с учетом доставки (Data Insight и Insales, 2014 год).
По итогам второго квартала 2016 года выручка бизнеса AliExpress выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и достигла $81 млн (общая квартальная выручка Alibaba составила $3,3 млрд). При этом, в отчете Alibaba указывала на замедление темпов роста AliExpress в связи с девальвацией рубля и бразильского реала.
Битва за продавцов
Aliexpress, который начинает начинает полноценно сотрудничать в российскими продавцами, — далеко не первый случай партнерства иностранных гигантов с местными игроками. Так, в сентябре прошлого года интерес к российским магазинам проявил eBay: по словами PR-директора eBay в России Карины Грошевой, на данный момент на площадке представлены около 300 российских продавцов.
Первоначально eBay начал работать с крупными магазинами, например, Citilink.ru, Electrovenik.ru, Babadu.ru, Sela, Wikimart.ru. Летом этого года возможность продавать свои товары через площадку получил малый и средний бизнес. До конца 2015 года eBay планирует предоставить российским продавцам доступ к международной аудитории своей площадки, уточняет Грошева.
Об условиях сотрудничества и конкретных результатах продаж представитель eBay говорить отказалась. В начале года глава российского подразделения компании Владимир Долгов говорил в интервью Lenta.ru, что в рамках тестового периода продавцы не платили за оформление заказов.
Руководитель «Яндекс.Маркет» Павел Алешин отмечает, что китайские маркетплейсы достаточно давно сотрудничают с российскими магазинами — так же, как и «Яндекс.Маркет» — с китайскими (например, на плодащке уже месяц размещается китайский онлайн-магазин JD.com и недавно начал сотрудничество китайский Dhgate). «Это здоровая конкуренция, от которой в конечном итоге выигрывает потребитель и отрасль в целом», — говорит он.
Wikimart, «Техносила», «220 Вольт»Возможно я не в курсе, а что эти магазы продают российские товары?