Детонация мирного процесса (Башар Асад и «умеренная оппозиция» готовы договариваться)

отметили
72
человека
в архиве
Детонация мирного процесса (Башар Асад и «умеренная оппозиция» готовы договариваться)
Вопреки опасениям скептиков, военная операция России против боевиков ИГ* в Сирии приносит первые политико-дипломатические плоды.

Президент Сирии Башар Асад на встрече в Дамаске с членами делегации Госдумы РФ сообщил о готовности обсуждать внесение изменений в Конституцию Сирии. Включая проведение парламентских и президентских выборах в том случае, если его поддержит сирийский народ.

Напомним, незадолго до этого сирийский лидер посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого также обсуждалась тема запуска политического процесса в Сирии. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, участники встречи договорились о совместном поиске путей консолидации здоровой части сирийского общества и запуске всеобъемлющего политического процесса, который призван обеспечить учет интересов всех сирийцев.

Глава российского внешнеполитического ведомства также подчеркнул, что «те успехи, которые сейчас демонстрирует сирийская армия при нашей воздушной поддержке, позволяют консолидировать позиции власти и должны сделать власть более заинтересованной в продвижении политического процесса».

Надо сказать, что предметное знакомство с боевым потенциалом российских ВСК, по видимому, произвело впечатление не только на Пентагон, но и на их сирийских протеже из числа т.н. «умеренной оппозиции». Как сообщил координатор сирийской «Группы национального спасения» (объединяет ряд военных и политических лидеров сирийской оппозиции), а также один из основателей Свободной сирийской армии Фахд аль-Масри, представители оппозиции направили Москве предложение провести в Каире переговоры об урегулировании ситуации в Сирии.

Г-н аль-Масри не исключил возможность координации усилий по борьбе с радикальными элементами, которые препятствуют мирному выходу Сирии из состояния гражданской войны. По его словам, сирийские оппозиционеры ожидают появления в переговорной повестки пункта о помощи, которую могла бы предоставить Россия Свободной сирийской армии. Министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил такую возможность, уточнив, что Москва готова поддержать с воздуха наземные действия оппозиционной Свободной сирийской армии, но лишь при условии, что они будут вестись против террористических группировок в Сирии, а не правительственных войск.

В качестве базовой предпосылки такого развития событий предполагается полное отмежевание конструктивных сил сирийской оппозиции от исламских экстремистов, действующих на территории страны.

Впрочем, до полного разрешения противоречий между официальным Дамаском и его оппонентами пока ещё далеко. Это подтверждают высказывания руководителя одного из подразделений Свободной сирийской армии Фареса Байуша, который в качестве условий для начала переговоров назвал «прекращение российских авианалетов на позиции ССА»………
Добавил Никандрович Никандрович 26 Октября 2015
проблема (2)
Комментарии участников:
Никандрович
+7
Никандрович, 26 Октября 2015 , url
Продолжение

Очевидно, что формирование широкой антиигиловской коалиции саботирует сам Вашингтон. В ходе телефонного разговора с госсекретарём США Джоном Керри глава МИД России Сергей Лавров обратил внимание своего коллеги на то, что ни Пентагон, ни патронируемая им ССА до сих пор не предоставили информацию о дислокации её подразделений. Что делает невозможным координацию боевых действий против ИГ. Российский дипломат также выразил сожаление по поводу того, что Белый дом отклонил предложение принять в США делегацию во главе с Дмитрием Медведевым. На это замечание Джон Керри уклончиво ответил, что «пока еще условия для такого контакта не созрели».

Доцент Санкт-Петербургского университета, востоковед Александр Сотниченко отмечает, что Башар Асад уже начал проводить политические реформы в стране.

— Они стартовали ещё до активизации оппозиции в ходе событий «арабской весны». Напомню, в Сирии уже состоялись президентские выборы в 2014 на конкурентной основе. Заявки на участие в борьбе за высший пост подали 24 кандидата, из которых до выборов были допущены трое.

«СП»: — Запад не устроил их формат или результат — сохранение у власти сирийского лидера?

— По мнению Вашингтона и Брюсселя, в выборах должны были принять участие представители сил, воюющих с оружием в руках. В связи с отсутствием таковых в списках, Запад посчитал выборы нелегитимными и недостаточно демократическими. Следуя этой логике, Башар Асад должен добровольно сложить полномочия. В вину ему также вменялись военные преступления, которые он якобы совершил при подавлении мятежа вооружённой оппозиции.

В свою очередь, Запад потребовал от Дамаска признать законным представителем сирийского народа «Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил», созданную в катарской столице Доха. Ныне сражающаяся против Асада Сирийская свободная армия выступает в качестве её боевого крыла.

Фактически президенту Сирии предложили капитулировать перед структурой, которую игнорирует даже целый ряд оппозиционных движений, действующих внутри Сирии. В частности, «Национальный координационный комитет», «Народный фронт за перемены и освобождение» и некоторые другие.

Сейчас президент Сирии при посредничестве Москвы пытается что-то противопоставить этой изначально нежизнеспособной программе политического урегулирования.

«СП»: — В чём заключается главное отличие «плана Асада»?

— Коалиция сил, поддерживающих официальный Дамаск, говорит о том, что она воюет не для того, чтобы уничтожить конструктивную оппозицию. Нет — у Башара Асада есть своя политическая программа по выходу из кризиса. Она предполагает вовлечение в политический процесс тех сил, которые не воюют с оружием в руках.

«СП»: — Госдеп США настаивает на другом — что т.н. «умеренная оппозиция», сражающаяся против правительственных войск, тоже должна выступать частью переговорного процесса.

— Вашингтон утверждает, что есть официально признанная Западом и лидерами арабских стран организация в лице упомянутой «Национальной коалиции», у которой есть боевая структура — Свободная сирийская армия. То есть, боевики законны, а Асад — узурпатор.

После начала российской военной операции в Сирии эту позицию удалось смягчить. Американцы теперь предлагают признать легитимность действующего президента в течение полугода, и с этого момента начать отсчет процесса промежуточного мирного урегулирования. У них просто нет другого выхода — с 2012 года ситуация в Сирии резко изменилась: несмотря на жёсткое военное и дипломатическое давление, Асад устоял.

Россия и Сирия выдвигают встречную политическую программу — мы готовы разговаривать с любыми оппозиционными группировками, которые не воюют с оружием в руках. Поэтому Асад поднимает принципиальный для Запада вопрос — послевоенного переустройства Сирии.

«СП»: — Американцы предпочитают ничего не конкретизировать, упирая в стиле «Карфаген должен быть разрушен». Дескать, все проблемы автоматически решатся только после ухода их политического врага.

— Совершенно верно, Вашингтон пока не поднимал эту тему. Потому что для него приемлемо любое развитие событий при котором продолжалась бы война. А хаос распространялся по всему ближневосточному региону. Поэтому он был бы не против раздела Сирии. В этом вопросе Америку поддерживают союзники-сунниты в лице Турции и Катара. Естественно, что Россия должна противопоставить этому план сохранения единства страны.

Это нетривиальная задача, поскольку предстоит решить хронические проблемы межконфессиональной вражды, политического переустройства (какие конструктивные силы допускать к участию в выборах, а какие отстранять).

«СП»: — США настаивают на запуске программы демократизации по принципу «здесь и сейчас». Возможно ли это в условиях продолжающихся боевых действий между властями, с одной стороны, и коалицией исламских экстремистов из ИГ совместно с сирийской военизированной фрондой, с другой?

— Разумеется, нет. Договариваться с боевиками, для которых закон не писан, невозможно. Поскольку они не признают никакие договоры и юридические нормы. Но мы должны продемонстрировать наличие позитивной программы для всего сирийского народа, помимо силового подавления радикалов и террористов.

Депутат Госдумы Александр Ющенко, который в составе парламентской делегации Госдумы РФ встречался в минувшие выходные с Башаром Асадом в Дамаске, подтвердил неизменность позиции российской стороны.

— Сначала необходимо разобраться с международными террористами и освободить от боевиков ИГ территорию Сирии. Затем провести свободные выборы, в которых смогут принять участие все политические силы, которые настроены на работу по укреплению суверенитета и территориального единства САР. Что, в свою очередь, предполагает проведение широкой конституционной реформы.

«СП»: — Её параметры уже определены?

— Это станет предметом переговоров с конструктивной оппозицией. Так или иначе, Асад подчеркнул, что он готов участвовать в конкурентных президентских выборах. Учитывая абсолютную поддержку со стороны населения, он имеет высокие шансы подтвердить свой мандат.

Это лично моё убеждение, которое основано на беседах с людьми, которые представляют самые разные силы. Президент всегда находился в контакте со своим народом. Напомню, что Асад за последние несколько лет впервые покинул территорию Сирии, чтобы принять участие в переговорах с Владимиром Путиным в Москве. Как представитель алавитского меньшинства, он, по сути, выступает гарантом безопасности для других этнических меньшинств страны, которым угрожает геноцид со стороны террористических группировок. Речь, прежде всего, идёт об экстремистах из ИГ, а также из отделения «Аль-Каеды» ** под названием «Джабхат ан-Нусра» ***.

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров согласен с тем, что обсуждать проведение демократических выборов в условиях гражданской войны просто несерьёзно.

— Не стоит забывать, что за пределами Сирии находятся как минимум 4 млн. беженцев, не считая 8−10 млн. внутренне перемещённых лиц. При этом значительная часть государства контролируется разными группировками. В таких условиях говорить о возможности полноценного волеизъявления сирийского народа просто невозможно.

Сейчас важно создать мощную военно-политическую сцепку с теми структурами, которые впоследствии могут войти в коалиционное правительство.

«СП»: — О каких структурах может идти речь?

— В первую очередь, это относительно недавно созданный «Демократический альянс», в который входят Партия Демократического Единства (PYD) курдов, Партия сириакского союза с крылом Сирийский Военный Совет, представляющие интересы ассирийского меньшинства страны, а также ряд арабских организаций (в том числе Сирийская свободная армия). Вот с ними и нужно садиться за стол переговоров, говорить о будущем Сирии.

А выборы в условиях гражданской войны это иранская модель, которую Тегеран озвучил полгода назад. На мой взгляд, она нежизнеспособна.

«СП»: — Как договариваться с ССА, если в качестве главного условия начала переговорного процесса её представители называют прекращение российских авианалётов?

— Нужно действовать грамотно. То есть, разговаривать не с полевыми командирами, а с той коалицией, в которую она входит и от которой зависят. Почувствуйте разницу -у сирийских курдов (PYD) численность вооружённых формирований свыше 50 тыс., а у ССА всего 2−3 тысячи.
Военные действия в Сирии продолжаются уже четыре года, а операция российских ВКС всего несколько недель, так что судить о переговорных раскладах пока рано, считает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов.

— И, вообще, от точечных авиаударов трудно ожидать немедленного и прорывного успеха, который бы кардинально поменял ситуацию за короткий промежуток времени. Тем более, что единого фронта не существует. В этом плане театр военных действий в Сирии напоминает «лоскутное одеяло», что затрудняет достижение быстрой победы.

Однако это обстоятельство не обесценивает ставку на вооружённую борьбу с организациями откровенно экстремистского толка. Давайте подождём и посмотрим, как будут дальше развиваться события. Тем более, что противник уже несёт большие потери в военной технике и живой силе. Шаг за шагом правительственные войска отвоёвывают утраченные территории. Разумеется, это не исключает возможности осуществления эффективных контратакующих действий на отдельных направлениях со стороны ИГ.
Никандрович
+4
Никандрович, 26 Октября 2015 , url
Продолжение

«СП»: — То есть, Москва и Дамаск диверсифицируют стратегию, делая ставку одновременно на сочетание военного фактора и политического урегулирования?

— От политического решения проблемы никто не отказывался и раньше. В Кремле всегда подчёркивали, что мы не держимся мёртвой хваткой за Асада. Для нас гораздо важнее сохранение единства Сирии. Наш МИД предпринимал практические шаги в этом направлении. Не будем забывать, что Москва не раз выступала в качестве переговорной площадки для оппозиционных сирийских сил. Комбинация политического и военного ресурсов решает многие проблемы.

Конечно, наши геополитические конкуренты это достаточно упёртые товарищи. Но наша позиция снижает их возможности для огульной критики действий Москвы, которые преподносятся в однобоком ключе.

«СП»: — Судя по всему, США и их союзники в суннитском мире нацелены на расчленение Сирии и создание здесь зоны нестабильности. С прицелом на эскалацию исламского фундаментализма на постсоветское пространство и в саму Россию.

— Возможно, это так. Понятно, что это противоречит нашим интересам. Поэтому мы не сдаём Асада, прежде, чем будет решена проблема ИГ и сохранения целостности Сирии. Другое дело, что сирийский лидер может уйти в результате политической реформы и тех выборов, которые будут проведены по её итогам.

«СП»: — В чём может заключаться компромисс со стороны нынешних властей Сирии? Например, это федерализация или автономизация страны. Согласятся ли сирийские курды на автономию?

— Если речь идёт о сирийских курдах, то вполне. Их не так много по сравнению с иракскими или турецкими (и даже иранскими) единоплеменниками. Плюс у них нет территории компактного расселения. Сирийские курды могут рассчитывать на независимость только в случае, если её получат и турецкие курды. А это уже совсем проблематично. Наконец, не факт, что этот сценарий устроит официальный Дамаск. Сирия это поликонфессиональная и полиэтническая страна с преобладающим суннитским большинством.

По большому счёту, вопрос о федерализации Сирии не имеет первостепенного значения. В отличие от вопроса о достижении перемирия между враждующими сторонами для дальнейшей политической реформы. Если будут созданы условия для её проведения, в переговорную повестку можно включать самые разные пункты. Например, о форме правления — президентская республика или парламентская. На всенародное обсуждение можно будет вынести модель, которую применили в Ливане. Когда между представителями разных конфессий и этнических групп распределяются посты в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти.

А федерализация это не самый лучший вариант, поскольку в сирийских городах проживают представители разных конфессий. В противном случае может повториться ситуация Индии и Пакистане, когда после обретения этими странами независимости миллионы человек были вынуждены сниматься с места и переселяться на новую родину.

«СП»: — Насколько велика социальная база Башара Асада, от чего зависит его переговорная позиция?

— Помимо алавитов, представителем которых он выступает, это христиане (западной и восточной христианской религиозной традиции), друзы, исмаилиты, курды, туркмены, армяне, ассирийцы и черкесы. Все эти меньшинства прекрасно понимают, что в случае «враждебного поглощения» Сирии со стороны террористической организации ИГ, их просто вырежут.

«СП»: — Может ли «умеренная оппозиция» представлять интересы меньшинств, если учитывать, что она порой действует в одной связке с радикальной суннитской группировкой «Джабхат ан-Нусра»?

— В любом случае монопольному правлению алавитов в Сирии, скорее всего, придёт конец. Так что, Асаду, вполне возможно, придётся уйти. Но это должно произойти на основе демократических процедур, а не с помощью «приставленного к виску пистолета».

Запад пока не выработал консолидированной позиции, как ему поступать после вмешательства в конфликт российских ВС. Я не исключаю, что Вашингтон попытается перевести переговорный процесс в такую плоскость, где у него будет больше возможностей воздействовать на ситуацию.

Подтверждением этому могут служить переговоры по иранской ядерной программе. Американцам удалось создать такую схему, когда преимущественно от них зависело, снимут санкции с Тегерана или нет.

«СП»: — Многие эксперты поговаривают о том, что было бы неплохо расширить формат международной посреднической группы по Сирии. Учитывая, что на последней встрече в Вене российской стороне пришлось в одиночку представлять интересы правительства Сирии. Поскольку Турция, Саудовская Аравия и США были настроены на поддержку противников Асада.

— Это принципиально важный вопрос. Потому что, если костяк переговорной группы составляют те страны, которые находятся в одном геополитическом лагере, они будут либо навязывать свою волю во время переговоров, либо всячески тормозить этот процесс.

Я слышал о предложении включить в группу переговорщиков Германию и Францию. Поскольку в этих странах в связи с потоком беженцев из Сирии растёт давление, оказываемое местной общественностью на власть. На я бы не обольщался на этот счёт. Мы это уже проходили в течение последних полутора лет на примере введения против РФ экономических санкций из-за украинских событий. Правительство Меркель откровенно игнорировало протесты со стороны немецкого бизнеса.

Германия находится на коротком поводке у Вашингтона. Администрации Обамы совершенно безразлично, что немцы будут делать с ордой ближневосточных беженцев. Она всё равно будет «натягивать поводок», когда Берлин будет действовать не в том направлении, которое Белый дом считает правильным.

Другое дело, что в переговорную группу давно следовало бы включить Иран как региональную державу, которая прямо заинтересована в разрешении сирийского кризиса и победе над ИГ.

«СП»: — И всё же формат сирийского урегулирования определяется не за переговорным столом, а на театре военных действий. Должна ли Москва наращивать своё военное присутствие в Сирии?

— Пока наши власти к этому не готовы. Необходимый потенциал у нас имеется, но общество достаточно чувствительно (конечно, не в такой степени как американское) к ситуации, когда страна несёт боевые потери. Более вероятным представляется расширение авиационной группировки. В конце концов, мы можем подогнать к берегам Сирии свой военно-морской флот.
duba
+3
duba, 26 Октября 2015 , url
Успехи Российской кампании в Сирии очевидны, оспаривать их просто глупо.
Анекдот;
Сидят у костра трое: английский морской котик, американский зеленый берет и наш, простой русский десантник. Выпивают, закусывают… Изрядно набравшись, английский морской котик встает и заявляет:
— Я могу проплыть 100 метров под водой, сразиться со взводом врага, отстрелять 50 из 50 по-македонски и вернуться живым тем же путем…
Тут встает американский зеленый берет:
— Это все ерунда. Я могу проплыть 200 метров под водой, сразиться с ротой врага, отстреллять 100 из 100 по-македонски и вернуться живым тем же путем!

Hичего не ответил русский десантник. Он просто встал, достал «прибор» и молча пошевелил им угли в костре…
fStrange
-3
fStrange, 26 Октября 2015 , url
Башар Асад на встрече в Дамаске с членами делегации Госдумы РФ сообщил о готовности обсуждать внесение изменений в Конституцию Сирии
Он готов обсудить увеличение своего срока и полномочий…
Gaduka
+2
Gaduka, 26 Октября 2015 , url
Он готов обсудить увеличение своего срока и полномочий…

У Вас есть данные или традиционно сотрясаете воздух пустыми звуками?
fStrange
-3
fStrange, 26 Октября 2015 , url
Погуглите слово сарказм.
Gaduka
0
Gaduka, 27 Октября 2015 , url
То есть вариант «Б» в моём вопросе.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать