Евросоюзу предстоит решить, что делать с санкциями против России. Нынешние ограничения автоматически прекратят своё действие 31 января 2016 года, а значит, пора задуматься о том, как быть дальше.
Пересматривать пакет санкций в сторону его возможного уменьшения никто не хочет. Во-первых, придётся оправдывать отмену одних ограничений и объяснять причину сохранения других, а в нынешней ситуации заниматься процессом оценки происходящего ЕС попросту не с руки.
Во-вторых, любые изменения в санкционном прессинге необходимо будет
объяснять заокеанским партнёрам Брюсселя, а это тоже не входит в планы чиновников ЕС.
Однако, и с
сохранением санкций на прежнем уровне, к чему, скорее всего, склонится чаша весов, возникает всё больше проблем. Дело в том, что изначально антироссийские санкции, сознательно или нет, но ошибочно оправдывались тем, что Москва всецело несёт ответственность за внутриукраинский конфликт.
Немецкое издание Handelsblatt со ссылкой на собственные источники в ЕС пишет, что на саммите 18 декабря вполне вероятно пакет санкций в отношении России будет продлён ещё на полгода. Причём «эта мера призвана содействовать мирному процессу в восточной Украине», пишет издание.
Но сейчас, когда уже подавляющему большинству европейских политиков становится ясно, что за мирное решение проблемы Донбасса в ответе в первую очередь Киев, а Москва ответственна не более, чем тот же Брюссель или Берлин с Парижем, как участники Минских договоренностей, европейская дипломатия оказывается в ловушке.
Handelsblatt приводит заявление Экхарда Кордеса, Председатель Восточного комитета немецкой экономики. Кордес призывает к «дискуссии о начале конца санкций". «Мы видим, что
путём санкций, политические проблемы не могут быть решены», отмечает дипломат. В ЕС не находят смелости признать ошибочность санкций, но уже массово заявляют об их неэффективности, что на деле оказывается синонимом.
Так, незаметно для себя ЕС оказался заложником внутренней политики Украины. Ведь, для того, чтобы иметь возможность, не потеряв лицо, выйти из санкционного клинча, Брюссель должен будет констатировать существенное политическое урегулирование на востоке Украины. При этом Киев, а скорее даже неподконтрольные Киеву вооружённые формирования на линии разграничения в Донбассе, могут на своё усмотрение влиять на это самое «политическое урегулирование».
А потому, вопреки логике,
экономической целесообразности и призывам собственного политического истэблишмента, ЕС, как ожидается, пойдёт по пути продления санкций.