Комментарии участников:
Возвращение проверок на постоянной основе же, по мнению многих европейцев, означало бы отказ от одного из ключевых достижений евроинтеграции. В частности, премьер Эстонии Таави Рыйвас ранее заверил, что такой шаг «станет регрессом как для европейской экономики, так и для свободы». Так что пока всерьез такую возможность в Брюсселе не обсуждают.
Вместе с тем власти ряда стран ЕС уже разочаровались в попытках европейских структур остановить поток мигрантов (среди которых есть и радикальные исламисты) и рассматривают возможность действий без оглядки на Брюссель. Накануне голландская газета De Telegraaf сообщила: правительство Нидерландов намерено убедить Бельгию, Люксембург, Германию и Австрию сформировать свой «мини-Шенген» — установить на внешних границах этих стран паспортный контроль и создать там же транзитные лагеря для мигрантов. Кроме того, обсуждается вариант объединения усилий исключительно с Бельгией. О своем отношении к инициативе публично пока высказались только власти Германии: по словам главы МИД ФРГ Томаса де Мезьера, Берлину неинтересна идея Амстердама.
Усилением погранконтроля инициативы, спровоцированные парижскими терактами, не ограничиваются. В рамках вчерашнего заседания обсуждалось предложение Еврокомиссии о создании единой разведывательной службы Евросоюза. Сейчас при внешнеполитической службе ЕС работает Центр анализа разведданных, однако его специалисты не имеют полномочий для самостоятельного сбора информации. Впрочем, новая интеграционная инициатива не нашла понимания: после заседания еврокомиссар Димитрис Аврамопулос признался, что «только пять из 28 стран ЕС реально готовы к полноценному обмену разведывательной информацией».
Куда большее единодушие вызвало другое предложение Еврокомиссии — об ужесточении контроля за огнестрельным оружием. По словам еврокомиссара Эльжбеты Беньковской, речь идет о запрете частным лицам приобретать даже деактивированное автоматическое оружие или его компоненты, запрете всех форм электронной торговли запчастями и компонентами автоматического оружия. Накануне она пояснила: «Утилизированное и считающееся деактивированным автоматическое оружие или его компоненты впоследствии нередко находили на месте террористических атак». Например, реконструированный автомат Калашникова был использован в августе при попытке теракта в поезде Thalys, следовавшем из Амстердама в Париж. Совет ЕС предложения об ужесточении контроля в этой сфере вчера утвердил.
Помимо этого участники заседания высказались за введение общеевропейской системы обмена данными по авиапассажирам (информацией об их перелетах, именах сопровождающих, данных банковской карты). В Еврокомиссии утверждают, что доступ правоохранительных органов к этим данным позволит «эффективно бороться с поездками террористов в Евросоюз». Вместе с тем члены Европарламента вместе с правозащитниками настроены критически к этой инициативе, выражая опасения по поводу возможных нарушений конфиденциальности личных данных европейцев.
«Это тонкий момент, важно выдержать баланс: обеспечить безопасность граждан и не нарушить основополагающие принципы ЕС,— отметил в разговоре с „Ъ“ завотделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин.— Но думаю, что сторонники строгой охраны персональных данных постепенно будут оттесняться на обочину в силу потребности общества в безопасности». Подтверждением этого можно считать результаты опроса, проведенного после парижских терактов Институтом общественного мнения Франции по заказу Le Figaro и RTL: 84% жителей страны согласны принять больший контроль со стороны государства и некоторые ограничения личных свобод в обмен на гарантии безопасности.
Также среди мер, которые обсуждались вчера в Брюсселе,— противодействие экстремистской и террористической пропаганде в интернете (к этому призывал глава МВД Испании Хорхе Фернандес Диас) и «усиление контроля над небанковскими методами, такими как электронные / анонимные платежи, виртуальные валюты, а также операции с золотом и другими драгоценными металлами по предоплаченным картам». «Мы решили значительно расширить возможности борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег»,— подчеркнул по итогам переговоров глава МВД Люксембурга, страны--председателя ЕС, Этьен Шнайдер.
По мнению Сергея Уткина, в условиях повышенной террористической угрозы лидерам стран ЕС крайне важно «интенсифицировать взаимодействие» на общеевропейском уровне, хотя гарантии от повторения парижской трагедии это не даст. «После каждого подобного события мы говорим, что срочно надо что-то менять. Но при этом всегда есть шанс, что спецслужбы что-то проморгают и мы вновь будем обсуждать, можно ли было предотвратить трагедию»,— говорит собеседник «Ъ». Признают это и во Франции. «Нулевого риска в том, что касается терроризма, не существует»,— подтвердил по итогам брюссельской встречи Бернар Казнев.
Павел Тарасенк
Газета «Коммерсантъ» №215 от 21.11.2015, стр. 1