Российское министерство обороны в среду, 2 декабря, предъявило очередные доказательства причастности турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана к незаконному обороту нефти, добываемой на подконтрольных «Исламскому государству» территориях. По оценке Москвы, доходы ИГИЛ от продажи нефти составляют два миллиарда долларов в год. О том, какую роль играет Турция в борьбе с «Исламским государством», какая должна быть стратегия мирового сообщества в вопросе урегулирования кризиса в Сирии, а также о роли в этом России в интервью RFI рассказал бывший министр обороны и экс-глава МВД Франции Жан-Пьер Шевенман.
На вопрос о том, верит ли он в обвинения, выдвинутые Москвой в адрес турецкого лидера, в том, что Турция закупает нефть у «Исламского государства», Жан-Пьер Шевенман ответил утвердительно.
«На мой взгляд да. Потому что совершенно бесспорно то, что нефтяные потоки, которыми располагает ИГИЛ, могут течь только в одну сторону — в сторону турецкой границы. Я был удивлен тем демаршем Европейского Союза (выделение Турции 3 млрд евро на прием беженцев — RFI). Я думаю, что Турция несет свою долю ответственности в развитии уже на протяжении практически 10 лет „Исламского государства“, во взятии под контроль большей части территории Сирии. У Турции очень протяженная граница с Сирией, и мы знаем, что она не сделала все необходимое, чтобы сдержать продвижение ИГИЛ. Вспомним бои за город Кобани. Таким образом, я думаю, что Турция должна прежде всего солидаризироваться с международным сообществом, которое разрешило все возможные средства борьбы с тем, что мы называем ИГИЛ. Мяч сейчас на стороне Турции. Но мне кажется, усилиями дипломатии логика была подменена. И теперь Евросоюз собрался выделять Турции три миллиарда, чтобы она решала проблему с мигрантами. Но делать вид, что такие страны как Турция тут ни при чем — это значит полностью игнорировать причины конфликта».
Кроме того, бывший французский министр считает, что Франции необходимо инициировать широкую коалицию против террористической группировки «Исламское государство». По словам политика, ИГИЛ — это угроза для всего мира.
«Это та цель, которую озвучил Франсуа Олланд. Она желательна. Так разные участники могли бы распределить между собой разные задачи в этой борьбе. То, что я говорил про Турцию, не значит, что я не понимаю тех проблем, которые стоят перед Анкарой. Независимое курдское государство невообразимо с точки зрения территориальной целостности Турции. Но этот вопрос нужно тоже как-то решать. Например, через децентрализацию или регионализацию. Но в то же время, Турция не может пренебрегать своими обязанностями перед международным сообществом. Мы не можем позволить организациям как „Исламское государство“ располагать такой территорией, на которой бы осуществлялась подготовка терактов по всему миру. Таким образом мы все находимся под угрозой. Не только Запад, но и сами мусульмане. По факту, нет ни одной страны, которая бы не находилась под угрозой».
проблема (1)