Комментарии участников:
Продолжение:
Агентство «Анадолу», контролируемое государством официальное новостное агентство, также стало предметом критики после того, как оно не сообщило о реакции Путина на атаку против российского самолета. Отсутствие освещения реакции российского лидера было настолько заметным, что кто-то пошутил в соцсетях «Давайте будем сообщать новости из России для Анатолийского агентства.»
Заголовки и статьи в нескольких правых газетах, поддерживающих ПСР, демонстрировали определенную заносчивость. «Yeni Akit» написала — «Россия с пострадавшей харизмой начинает контратаку». «Yeni Safak» вышла с комментарием «Выстрели и забудь: те, кто может атаковать супердержаву, могут атаковать любого.» Издание «Sabah» выбрало заголовок «Турция проучила Путина» — аналогичный статье в «Дейли Телеграф» — «Русские получили по заслугам».
Почти все обозреватели, поддерживающие ПСР, позаботились о том, чтобы отметить, что Соединенные Штаты поддерживают право Турции защищать ее границы и правила применения вооруженных сил. Эта сильная и вновь обретенная любовь к Соединенным Штатам была высмеяна анонимным комментатором Eksisozluk, написавшим — «Это событие демонстрирует, что турецкий национализм опирается на американизм. У тех, кто поддерживает атаку на самолет и занимается риторикой „великой нации“, почти всегда есть дополнительно предложение: „Мы в безопасности, пока нас поддерживают США“. Это гамбургер-национализм и есть».
Одной ранней и крайней реакцией была реакция парламентария от ПСР Самила Тайяра, написавшего «Слава Богу. Давайте побудем некоторое время теми, кого осуждают.» Реакция на его неосторожное поведение была многочисленной и жесткой. Большинство людей прямо заявили Тайяру, что если случится война, то он сбежит с поля боя, оставив простых людей расплачиваться за высокомерие ПСР.
Конечно, не все реакции были похожи на хвастливые заявления обозревателей ПСР, и по прошествию времени энтузиазм поддерживающих ПСР обозревателей значительно иссяк на самом деле. Одним примером этого является «Турция, которая может сказать нет и может сбить самолет» — комментарий популярного обозревателя «Turkiye» Йилдирая Огура. Реакция Огура показывает ход мыслей бюрократов ПСР, которые склонны быть умеренными и сдержанными. Кроме дерзкого заголовка в нем было мало сказано о самой атаке помимо критики в отношении турецких граждан, которые считают Россию жертвой или смеют оправдывать действия России. На своих страницах в соцсетях и в высказываниях элита ПСР не нападала напрямую на Россию, не злорадствовала по поводу атаки и не пыталась вызвать ненависть к России. Вместо этого они выбрали более легкую мишень: турецкую оппозицию.
«Takvim» и «Yeni Safak» назвали критиков из оппозиции «предателями среди нас» и в основном нападали на аккаунты в соцсетях, поддерживающие движение Гюлена. Эта группа была обвинена в том, что она про-российская и про-асадовская, а не турецкая, и заклеймена как российские шпионы и коллаборационисты. Журналисты, правительственные чиновники и жандармерия, которые задержали в январе 2014 года грузовики, наполненные оружием, которое было передано, по сообщениям, Национальной разведывательной службой туркменам в Сирии, нелогично обвинялись в том, что они каким-то образом ответственны за текущий кризис с Россией. Эрдоган отметил, что «Наш народ не забудет тех, кто остановил грузовики разведки.»
Высокопоставленный бюрократ ПСР сказал Al-Monitor в частной беседе, что радостные комментаторы и обозреватели не выражают точку зрения правительства, указав на то, что они работают в частных новостных организациях. Он сказал: «Я не одобряю этот высокомерный и ликующий тон. Турция сделала то, что должна была сделать, но нет никакой причины для злорадства.» Те, кто находился в более тревожном настроении, были сконцентрированы на правилах применения оружия и многочисленных предупреждениях, сделанных русским, так как в эпизоде с турецким флагом, забрызганным разбитыми яйцами в Москве, и в скрытой угрозе чеченского лидера Рамзана Кадырова, что Турция пожалеет о своих действиях, был очевидно определенное настроение.
Хотя элиты ПСР критиковали Россию за распространение пропаганды о турецкой поддержке Исламского государства, но они были достаточно сообразительными, чтобы не разглагольствовать о возможных негативных экономических и связанных с безопасностью последствиях атаки для Турции. Обозреватель Yeni Safak Али Байрамоглу вместо этого написал: «Сбить самолет, потому что он нарушил наше воздушное пространство в течение 5 минут, а не сопроводить его из него, выглядит как преувеличенная и глупая демонстрация силы. Давайте надеяться, что кризис не обострится.» Беспокойство Байрамоглу было поддержано сотнями постов в соцсетях.
Некоторые из более интересных реакций можно было найти у сатирических анонимных аккаунтов. Одним примером является пользователь, разместивший фотографию Путина с горящей газовой горелкой в виде нимба и пошутивший: «Самолет — это не так важно, (важно то, что) он нес [природный] газ.» Аккаунт тролля с фотографией профиля в виде молодой женщины, заявляющей, что она вечно одинока, разместил твит: «В ответ на бомбежку их самолета я бы предложила российским девушкам избегать Турции.» В Турции есть большое число российских невест и они являются источником обиды для некоторых турецких женщин.
В одном твите с анимированным видео Путин и Эрдоган сидят в баре и Путин неожиданно хватает кружку и бьет ей Эрдогана. Подпись: «Путин: Черт, Реджо [Эрдоган]… российский самолет». Как предложил другой твит, если вам надо сбить самолет, то надо атаковать тот, что принадлежит Папуа-Новой Гвинее или Бангладешу. Зачем вам связываться с Путиным?
Этот пост поднимает самый интересный вопрос по поводу данного инцидента: после пяти лет усердного строительства политики в отношении России, чтобы сохранять рабочие отношения несмотря на глубокий раскол из-за Сирии, зачем Турция связалась с Путиным, отреагировав так, как она отреагировала?
харизма Путина будет вскоре уничтожена. Он поймет, что Сирия это не Украина
но сами уже ведут себя, как на Украине, называя критиков из оппозиции предателями, российскими шпионами и коллаборационистами
Уничтожение ИГ в Сирии – давно запланированная задача, важная для России, которую из-за событий на Украине были вынуждены сдвинуть по срокам.