Комментарии участников:
Ситуация вызвала обеспокоенность ряда законодателей, в том числе влиятельного сенатора-республиканца Ричарда Шелби (от штата Алабама), возглавляющего банковский комитет и являющегося также членом комитета по ассигнованиям.
«Положения (нового) законопроекта о финансировании правительственных ведомств отменяют опасные ограничения на использование РД-180, которые подрывают нашу национальную безопасность, — заявил законодатель. — Я убежден, что мы не должны ставить в зависимость от какой-либо иностранной державы наш доступ в космическое пространство, однако вводить запрет на РД-180 до тех пор, пока у нас самих не появится двигатель с такими же возможностями, слишком опасно».
Пентагон заинтересован в РД-180
Аналогичные опасения высказывали ранее помощник министра обороны по закупкам вооружений Катрина Макфарленд и глава Космического командования ВВС США генерал Джон Хайтен.
Выступая на слушаниях в Конгрессе, они отмечали, что запрет на использование РД-180 после 2019 года может создать ситуацию, при которой у Соединенных Штатов не будет ни российских, ни своих двигателей для установки на ракеты для запуска военных спутников. Генерал Хайтен прямо заявил, что РД-180 могут понадобиться ВВС в ходе «второго этапа» конкурса на предоставление заказов американским компаниям по выводу на орбиту грузов в интересах национальной безопасности. По замыслам Пентагона, этот этап продлится до 2022 года.
Работы по созданию нового американского ракетного двигателя ведут сразу несколько компаний, в том числе ULA, эксплуатирующий носитель «Атлас-5». К 2019 году консорциум рассчитывает создать новую ракету «Вулкан» с двигателем производства фирмы Blue Origin. К этому времени собирается построить свой двигатель, который будет пригоден для установки на «Атлас-5», и компания Aerojet Rocketdyne. Однако стопроцентной гарантии успеха у них пока нет.
Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя РД-180 и оценивалось примерно в один миллиард долларов, было заключено в 1997 году.
В соответствии с последним контрактом, подписанным полтора года назад, американская сторона заказала 29 двигателей, но успела оплатить только 15 из них. Поскольку в тот момент Конгресс ввел запрет на их эксплуатацию, судьба остальных 14-ти оказалась под вопросом. С тех пор законодатели разрешили ULA приобрести только 9 из этих 14 двигателей, и консорциум продолжает бороться за оставшиеся пять.
Судя по news2 каждые пол года они отменяют этот запрет. А Рогозин грозил запретить продажи год назад.