Комментарии участников:
Интерес к созданию двумерного бора, названного по аналогии с графеном борофеном, подстегнули около года назад работы двух независимых друг от друга научных групп. В первой работе учёные из Университета Брауна (США) и Университета Цинхуа (Китай) синтезировали молекулу, напоминающую фрагмент такого вещества. Однако группа под руководством кристаллографа Артёма Оганова (профессора Сколковского Института науки и технологий и Университета Нью-Йорка, а также заведующего лабораторией Московского физико-технического института) с помощью методов компьютерного моделирования продемонстрировала, что подобная структура не может быть плоской и стабильной, предложив альтернативное строение листа борофена.
По словам Оганова, результаты расчётов заставили сомневаться в том, что синтез этого материала вообще возможен, поскольку атомы бора “предпочитали” собираться в наночастицы, “разгладить” которые по его мнению было бы непросто. Кроме того, бор образует стабильные соединения почти со всеми известными элементами.
Однако учёным из Аргоннской национальной лаборатории и Северо-Западного университета (США) удалось найти элегантное решение: борофен выращивали на подложке из серебра. Эти элементы слабо взаимодействуют друг с другом, благодаря чему и получилось синтезировать новый материал. Атомы бора напылялись с помощью техники электронно-лучевого испарения, это позволило избежать использования высокотоксичных газов.
Получившийся материал затем исследовался с помощью методов электронной и сканирующей туннельной микроскопии. Сравнение экспериментальных результатов с теоретическим предсказанием структуры борофена, проведённым сотрудником Оганова, профессором Сянфеном Чжоу (Xiang-Feng Zhou), подтвердило, что был получен именно этот материал.
«Иногда экспериментаторы синтезируют материал и просят нас определить его структуру. Порой получается наоборот: мы делаем предсказания первыми, и эксперимент подтверждает наши открытия. Теория и эксперимент движутся рука об руку, и от этого сотрудничества выигрывает любое исследование», — комментирует текущую работу Оганов.
Борофен получился не плоским, а, как и предсказывали Чжоу и Оганов, гофрированным. Если другие двумерные материалы выглядят как плоскости, борофен напоминает лист гофрированного картона, изгибающийся вверх и вниз в зависимости от связей между атомами бора. Такая структура делает борофен анизотропным, то есть механические и электронные свойства этого материала зависят от выбранного направления, по которому он исследуется. Борофен, как и графен, проводит электрический ток, поэтому это первый известный учёным двумерный анизотропный металл.
На этом необычные свойства этого материала не заканчиваются. Согласно теоретическим предсказаниям, борофен обладает наибольшей прочностью на разрыв по сравнению с любым другим известным материалом. «По всей видимости мы нашли лидера по прочности среди двумерных материалов», — заявил Гайзенгер.
Безусловно, борофен нуждается в дальнейшем изучении, но авторы исследования уверены в том, что новый материал обладает большим потенциалом для применения в наноэлектронике.
Результаты исследования были опубликованы в престижном научном журнале Science.
Mez борофен не виноват, что в Руине дефолт, 2 трлн долга заложено в бюджет, кранты лекарствам, что Яценюк признал банкротство КБ Южное и Укравтодора. Зачем вам ракеты и дороги?
В Европе вам все дадут. Там к психам гуманно относятся.
Правда, не лечат. Дают рекомендации, причём, платят родственники.
Они недавно спрашивали: " Россия, ваши родственники? Будете за них платить?"
Россия: " Так они говорят, что не наши, чего же это мы будем платить".
В Европе вам все дадут. Там к психам гуманно относятся.
Правда, не лечат. Дают рекомендации, причём, платят родственники.
Они недавно спрашивали: " Россия, ваши родственники? Будете за них платить?"
Россия: " Так они говорят, что не наши, чего же это мы будем платить".