Институт глобального лидерства Маккейна в Вашингтоне. Почему Европе не следует сотрудничать с российским экономическим блоком

отметили
14
человека
в архиве
Институт глобального лидерства Маккейна в Вашингтоне. Почему Европе не следует сотрудничать с российским экономическим блоком
Сотрудничество с Евразийским экономическим союзом подорвет легитимность ЕС.

Дэвид Дж. Крамер

Есть несколько обнадеживающих событий в отношении позиции Европейского Союза по Украине и России. На этой неделе лидеры ЕС должны продлить санкции против России за ее продолжающееся вторжение и агрессию против Украины. В следующем месяце вступит в силу торговое соглашение ЕС с Украиной после годичной задержки ради умиротворения России, которая в среду нагло заявила, что она временно прекратит действие собственного соглашения о свободной торговле с Украиной, начиная с 1 января 2016 года. И в не слишком отдаленном будущем должен последовать безвизовый доступ для украинцев в страны ЕС.

Но на фоне всех этих позитивных событий возникла плохая идея: развивать тесные связи между ЕС и возглавляемым Россией экономическим блоком, известным как Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Проталкиваемое немецким министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером и президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, это предложение следует прикончить, пока оно не набрало ход.

В письме к российскому президенту Владимиру Путину в прошлом месяце Юнкер сетовал на ухудшение отношений между Россией и ЕС, «которые, к моему сожалению, не получили развития в последний год», написал он.

В другом письме к комиссару ЕС по торговле Сесилии Мальмстрем Штайнмайер предложил «повысить шансы на начало сотрудничества между ЕС и Евразийским экономическим союзом, в сочетании с мирным урегулированием на Украине».

Именно нежелание Путина уйти из Украины и уважать суверенитет и территориальную целостность соседа является причиной ухудшения отношений, о котором сетует Юнкер. Недавние военные удары Путина по мишеням в Сирии, которые не являются ИГИЛ, не улучшают ситуацию и увеличили поток мигрантов, едущих в Европу. Путин не проявил никакого интереса к улучшению отношений с Западом.

И все же некоторые чиновники ЕС, по-видимому, решительно настроены на улучшение отношений с Россией. Западу нужно бороться с терроризмом и сотрудничать на Ближнем Востоке, а установление связей между ЕС и ЕАЭС станет уступкой Путину, как утверждают некоторые.

Но высказываться за равенство между этими двумя организациями означало бы подрыв легитимности существующего в течение десятилетий ЕС и укрепление доверия к нарождающемуся ЕАЭС. Амбициозные страны решают вступить в Европейский Союз совершенно добровольно и соглашаются на выполнение строгих критериев и принимаются посредством голосования существующих стран-членов ЕС.

Вступление в ЕС было целесообразным для государств, которые вступили в него после падения Берлинской стены. Другие страны — особенно балканские страны, но также Украина, Грузия и Молдова — все еще стремятся к членству в ЕС, что наводит на мысль, что ЕС, видимо, делает что-то правильно, несмотря на все свои проблемы.
Добавил waplaw waplaw 24 Декабря 2015
проблема (1)
Комментарии участников:
waplaw
+1
waplaw, 24 Декабря 2015 , url
Продолжение:

В противоположность этому страны, входящие в Евразийский экономический союз — Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизстан в добавление к России — столкнулись с огромным давлением из Москвы, и вступление в него вряд ли является их выбором. Россия использует ЕАЭС для оказания влияния на своих соседей и чтобы лишить их возможности когда-либо вступить в Европейский Союз, что отражает мировоззрение Путина в стиле «кто кого».

Путин надавил на тогдашнего президента Украины Виктора Януковича, чтобы тот отказался от намерения его страны подписать соглашение с ЕС в 2013 году и вместо этого присоединился к Евразийскому экономическому союзу. Это решение вызвало революцию Майдана и уход Януковича из власти несколько месяцев спустя.

Как и Украина, Армения планировала подписать соглашения с ЕС в 2013 году, пока и она не подверглась огромному давлению России, чтобы отказаться от этих планов и стать вместо этого членом российского Союза.

Легитимизация Евразийского Союза подействует деморализирующе на страны, которых заставили в него вступить.

Если только и пока режим Путина не начнет уважать суверенитет и территориальную целостность своих соседей и не вернет Крым Украине, руководство ЕС должно воздерживаться от компрометации своих ценностей посредством предложения плохих идей по улучшению связей с Россией.

Теперь следующий шаг за Москвой. Такие предложения как предложения Юнкера и Штайнмайера рискуют создать у Путина впечатление, что ЕС страшно жаждет вернуться к нормальному ходу вещей, и что он может продержаться дольше ЕС в отношении санкций.

Юнкер поручил чиновникам Европейского Союза изучить варианты сближения ЕС и ЕАЭС и предположил, что это следует «синхронизировать с реализацией Минских соглашений», мирным соглашением для Украины. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс выступил с серьезными возражениями против предложения Юнкера.

«Всегда, всегда были сомнения в отношении этого диалога [между ЕС и ЕАЭС] по многим причинам, и я считаю, что сегодня не самое лучшее время, откровенно говоря», — сказал Линкявичюс. «Идея тех, кто предлагает что-то, чтобы умиротворить, это неправильная идея». Другим чиновникам ЕС нужно поддержать Линкявичюса в его противодействии текущей стратегии ЕС.

Юнкер и Штайнмайер не первые, кто предлагает относиться к ЕС и ЕАЭС как к равным, чтобы уладить дело миром с Путиным. В статье, появившейся более года назад, для Европейского Совета по международным отношениям Иван Крастев и Марк Леонард написали: «Европа должна признать, что она не смогла понять пост-советскую Россию. Вместо этого ЕС должен сосуществовать рядом со своим мощным соседом, возможно, сотрудничая с российским интеграционным проектом — Евразийским Союзом… ЕАЭС, конечно, не является ответом на все вопросы… но это могло бы стать началом для переговоров о новом европейском институционном порядке.»

Это было плохой идеей год назад и она не улучшилась со временем. Задержка на год вступления в действие торгового соглашения Украины с ЕС было ошибкой, и ее не следует усугублять, относясь к ЕС и к ЕАЭС как к равным организациям. Они совершенно несходные, и не следует тратить еще время на то, чтобы пытаться относиться к ним иначе.

Дэвид Дж. Крамер является старшим директором отдела прав человека и демократии в Институте глобального лидерства Маккейна в Вашингтоне.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать