Комментарии участников:
— Тот факт, что НАТО, с российской точки зрения, слишком близко подобрался к «телу» России, надо, я считаю, увидеть и принять во внимание. Подчеркиваю: это с российской точки зрения. Путин вернул русским после потери Советского Союза, роли мировой державы и исчезновения Варшавского договора после 1990 года их гордость и избавил от предполагаемого унижения. Но НАТО не является агрессивным фактором, который может в какой-либо форме угрожать или угрожает России. С другой стороны, я могу понять, что приближение НАТО к России там не воспринимают беспроблемно. Это ничего не меняет в том, что расширение НАТО в формате переговоров «2+4» не было окончательно исключено. Те, кто при этом присутствовал, объясняют это снова и снова. Кроме того, (советский экс-президент Михаил) Горбачев ясно и четко заявил недавно в Германии: «Нет, такого соглашения не существовало». Тем не менее НАТО нужно обратить внимание на русскую боязнь оказаться в окружении, которая, на мой взгляд, является неоправданной. Пожалуй, до сих пор этого внимания было слишком мало. Я также считаю неправильным запланированное размещение ПРО.
— Является ли вопрос возможного членства Украины в НАТО также примером недостаточного внимания к интересам России?
— Прежде всего, необходимо оставить за любой страной право принимать собственные решения о том, к каким организациям она хотела бы принадлежать. В данный момент за аналогичные права Крыма выступает Путин. Украинцы должны будут решить, хотят ли они присоединиться к НАТО или ЕС. Я лично не считаю, что Украина войдет в НАТО.
— Существует ли сегодня, несмотря ни на что, общность интересов России и Германии, России и Европы? Как вы оцениваете ситуацию в Сирии? Зарождается ли там возможность для будущего сближения?
— Я считаю изначально отрадным тот факт, что Россия приняла участие в решении ядерной проблемы Ирана. В конце концов России удалось сделать так, что сирийский вопрос в своем значении был воспринят совершенно иначе, чем это было раньше. Запад не справился с сирийским вопросом, а Россия своими политическими решениями по крайней мере сделала так, что этот вопрос воспринимается серьезно. То, что Россия в глазах Запада сражается не только против «Исламского государства» (ИГ, также ДАИШ, запрещена в РФ — ред.), но и против повстанческих групп, и в Сирии ведется в настоящее время борьба не только с ИГ, это уже другой вопрос. Это не хорошо, но Путин хочет и стремится, очевидно, к политическому решению сирийского вопроса, что отчаянно необходимо, имея 250 тысяч убитых и 4,5 миллиона беженцев.
— Считаете ли вы, что трансатлантические отношения ЕС и Германии осложняют отношения с Россией?
— Нет, я совершенно не согласен с этим. Я должен четко и ясно сказать, что не могу понять категорическое неприятие, с которым русские относятся к Америке. Извините, это бред. Европейцы и немцы не могут получать указания от американцев, какими должны быть отношения с русскими. Российско-американские отношения — это другой вопрос. Я предупреждаю о недопустимости постоянных заявлений о том, что Соединенные Штаты якобы могут определить форму отношений между европейцами или немцами к русским.
— Ваш прогноз на 2016 год — что он нам принесет?
— 2015 год был тяжелым годом с ужасными событиями: 60 миллионов беженцев в мире, в том числе сотни тысяч людей, которые хотели поехать в Европу, прежде всего в Германию и Швецию. Мы не может справиться с этим в одиночку. У нас есть проблемы с Европейским союзом, мы очень обеспокоены тем, что он может развалиться. Это не может быть и в интересах России. Я надеюсь, что германско-русские, европейско-русские отношения улучшатся и, конечно, войдут в ситуацию, когда можно будет, в частности, отказаться от санкций. Сейчас это не так, потому что Минск и многие другие вещи не реализуются так, как это было обещано. Но опять же немецко-русские отношения имеют абсолютно ключевое значение. Я бы хотел, чтобы Совет Россия-НАТО снова заработал. И у меня есть большой интерес в том, чтобы прежде всего российско-германские отношения значительно улучшились. Это было бы также в интересах экономических взаимоотношений.
Клаус Кинкель
Получил образование в Штутгартском и Тюбингенском университетах, доктор права. Сотрудник министерства внутренних дел Германии, затем министерства иностранных дел. Руководитель Федеральной разведывательной службы Германии (BND) в 1979—1982 годах. Статс-секретарь министерства юстиции в 1982—1991 годах.
Министр юстиции Германии в 1991—1992 годах. Министр иностранных дел Германии в 1992—1998 годах. Одновременно вице-канцлер Германии в 1993—1998 годах. Член СвДП, её председатель в 1993—1995 годах.
Со времени окончания активной политической карьеры в 1998 году занимается адвокатской деятельностью. Много времени уделяет общественной работе. Возглавляет Фонд Deutsche Telekom, член кураторских советов Фонда Бундеслиги и Фонда Зеппа Хербергера.
действия России в отношении Крыма и Восточной Украины противоречили международному праву
НАТО не является агрессивным фактором
Европейцы и немцы не могут получать указания от американцев, какими должны быть отношения с русскими.