Комментарии участников:
Счетная палата: Госденьги тратили на разведение австралийских раков
«Комсомольская правда» первой ознакомилась с последним отчетом аудиторов [эксклюзив «КП»]
Минфин вновь разрабатывает планы по урезанию бюджета. Доходы казны падают, а сокращать расходы уже некуда. По крайней мер так рапортуют чиновники. И в первую очередь уменьшают дотации регионам и социальные расходы. А в это время, как выяснила Счетная палата, десятки миллионов бюджетных рублей инвестируются в производство не самых необходимых в кризис продуктов… «Комсомолка» на эксклюзивной основе ознакомилась с последним отчетом аудиторов.
ДЕЛИКАТЕСНЫЕ ИННОВАЦИИ
В последние годы нашим чиновникам очень полюбилось слово «инновации». Именно они должны были снять нас с ненавистной «нефтяной иглы». Но пока что госинвестиции в новые технологии какой-либо понятной отдачи не принесли. Либо принесли, но явно не в том объеме, на который мы рассчитывали. Теперь выясняется почему.
К примеру, в столице действует «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (был учрежден правительством России в 1994 году). В прошлом году он получил из бюджета 8,5 млрд. рублей. Деньги должны были выдаваться, как следует из названия фонда, молодым инноваторам.
Поддержку от этого фонда действительно получили несколько сотен компаний. Но выбор некоторых из них вызвал у аудиторов закономерные вопросы. Так, в прошлом году 12 млн. бюджетных рублей перечислили на счет компании, которая хочет запустить «инновационный проект по производству тропических ракообразных». По-простому — австралийских раков (они в несколько раз крупнее наших) и королевских креветок. Все в духе модного нынче импортозамещения. Деликатесные морепродукты планировалось продавать «людям с высокой покупательской способностью», говорится в бизнес-плане инноваторов. Основные покупатели — элитные рестораны, специализирующиеся на морепродуктах. Но это еще не все…
«ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН»
В копилке аудиторов после проверки оказались и другие интересные проекты. Так, 15 млн. рублей в виде гранта получила компания, которая решила разработать катер-аэробот малого класса (на воздушной подушке. — Ред.).
«Продукт предназначен для класса достаточно состоятельных граждан, в основном проживающих в крупных городах или в районах добычи природных ресурсов, имеющих свободные средства и желающих использовать их для отдыха и развлечений», — не скрывали инноваторы. И даже перечислили возможных корпоративных заказчиков: в основном крупные сырьевые госкомпании. Такой важный для экономики проект в фонде инноваций не могли не поддержать.
И наконец, элите ведь нужно не только питаться деликатесами и развлекаться, но и решать обычные бытовые вопросы. Например, вставлять у себя дома или в офисах двери… Такие, чтоб каждый входящий позавидовал и оценил вкус хозяина.
Специально для них некая молодая компания взялась за разработку «проекта по производству межкомнатных дверей класса люкс по инновационным технологиям». В числе возможных заказчиков: бизнес-центры, банки, рестораны, салоны и бутики. Чиновники пыл инноваторов оценили по достоинству и, не сомневаясь, выделили им тоже 15 млн. казенных рублей (как пояснили в фонде, сейчас финансирование этого проекта уже не ведется, но только потому, что в самой компании решили, что в кризис вряд ли найдут покупателей на люксовые двери. — Ред.).
— Считаю необоснованным за счет средств антикризисного фонда осуществлять господдержку проектов, направленных на организацию производства товаров для высокообеспеченных граждан, — прокомментировала «КП» глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
По ее словам, логично, если деньги из бюджета выделяются на социально значимые проекты. А те, что нацелены на элиту, вполне могут найти инвесторов самостоятельно.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
«У нас есть много успешных проектов»
Мы попросили комментарий в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, к которому у Счетной палаты возникли вопросы. Вот что нам ответили:
— Основные критерии, по которым мы отбираем проекты, — научная новизна, перспективы коммерциализации, способность команды реализовать проект. В период с 2009 по 2014 год компаниями, получившими поддержку фонда, было создано более 25 тысяч рабочих мест. Их суммарная выручка за это время — более 100 млрд. рублей. Объем налоговых отчислений — порядка 9,3 млрд. рублей. Есть много успешных проектов, поддержанных фондом. Фактура и описание по проектам, которые упоминает Счетная палата, были выдернуты из контекста конкурсных заявок.
Проект разведения тропических ракообразных направлен на импортозамещение аналогичной продукции, ввозимой из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Такие товары до настоящего времени в России не производились и востребованы на внутреннем рынке. В основе проекта — отечественная запатентованная технология непрерывного разведения тропических раков. К 2019 году объем реализации инновационной продукции должен составить 96 млн. руб. (и 40 высокопроизводительных рабочих мест).
Примерно на такую же выручку должен выйти и проект катера-аэробота. Он предполагает развитие альтернативных видов наземного транспорта, сконструированных полностью из российских комплектующих. Аэросани могут быть востребованы госслужбами для снабжения северных регионов, спасательных работ и контроля водоемов.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Социальных инвестиций больше?
Справедливости ради — успешные проекты в социальной сфере тоже есть. И их большинство. Фонд работает уже больше 20 лет. И, как говорится на сайте организации, за это время поддержку получили около 13 тысяч малых компаний, 15 тысяч молодых инноваторов и 5 тысяч стартапов. Среди них — проекты в области медицины, компьютерной техники и даже нефтедобычи. К примеру, одна из компаний, получивших финансирование, производит медицинских роботов-симуляторов. Их поставляют в Японию, США и страны Европы. Оборот — около $10 млн.
Другие «выпускники» фонда производят уникальные стоматологические материалы, поставляемые за границу, беспроводные системы пожарной безопасности (как говорится на сайте, ими даже оборудованы королевский замок Елизаветы в Шотландии и боевые эсминцы Великобритании) и лекарства, входящие в список жизненно необходимых. Да и спорные проекты, которые не понравились Счетной палате, не так элитарны, как кажется, заявили в фонде (подробнее см. «Официальный комментарий»). При этом многие из успешных проектов получали от госфонда всего по нескольку миллионов рублей. В то время как их «элитные» аналоги — сразу на 12 — 15 млн. Но, видимо, на то они и элитные, чтобы получать больше госинвестиций.
Смущает еще вот какой факт. Если смотреть статистику, отдача от таких госвложений в новые технологии вызывает большие сомнения. Конечно, каждый эксперт скажет, что инновации — дело рискованное. Выстрелит проект или нет, заранее невозможно предсказать. Но, согласитесь, странно, когда государство вкладывает в инновации в несколько раз больше, чем потом получает в виде налогов. Плохой из государства выходит инвестор. Убыточный…
В одном из ближайших номеров газеты и на сайте kp.ru будет опубликовано расследование «Комсомолки» о том, как государство тратит деньги на инновации.
В ТЕМУ
Из бюджета утекло 440 миллиардов рублей
— Объем нарушений, которые мы выявили в ходе 2015 года, оценен нами в 440 млрд. рублей. Больше всего — при исполнении инвестиционных программ, при управлении госимуществом и при проведении госзакупок, — заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова в четверг на Гайдаровском экономическом форуме в Москве (подробности)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Зачем Россия в кризис вкладывает свои деньги в экономику США?
В конце года наш Минфин опять потратил несколько миллиардов долларов на покупку гособлигаций американского правительства. Нам эти деньги у себя в стране вложить некуда?
Как следует из данных, которые опубликовал Минфин США, Россия в ноябре докупила американских гособлигаций аж на $6 млрд, наши вложения в долговые обязательства Штатов увеличились до $88 млрд с $82 млрд в октябре (подробности)
Много букв ни о чем. Какая нахрен разница, на что идут инвестиции? Вопросов должно быть всего два:
1. Созданы/запущены ли в производство новые технологии?
2. Баланс вложенных/полученных денег.
И если ответы на оба вопроса удовлетворительные, пусть хоть в массажеры для болонок вкладываются.
1. Созданы/запущены ли в производство новые технологии?
2. Баланс вложенных/полученных денег.
И если ответы на оба вопроса удовлетворительные, пусть хоть в массажеры для болонок вкладываются.
Вы не поняли: фондом инвестируются государственные средства ГОСУДАРСТВЕННЫЕ! а не частных инвесторов. Раки и межкомнатные (а не входные!) двери — это новые технологии? Частные инвесторы на такую х. ни копейки не дадут. А госфонд дал легко. Без отдачи.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова напомнила, что «Антикризисный план» нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической обстановки, в том числе снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов.bvv4096
«Представляется необоснованным за счет средств «антикризисного фонда» осуществлять государственную поддержку проектов, направленных на организацию производства товаров для высокообеспеченных граждан», – резюмировала она.
Еще раз, по шагам.
1. Вкладываются деньги.
2. Производится товар.
3. Товар продается.
4. Деньги возвращаются инвестору.
Схема всегда одна. И сравнивать интересно сумму 4 и 1. Остальное неинтересно.
В случае государственных безвозмездных вложений образуется налогоплательщик и в шаге 4 получается «Деньги возвращаются инвестору в виде налогов».
Не вижу проблемы.
1. Вкладываются деньги.
2. Производится товар.
3. Товар продается.
4. Деньги возвращаются инвестору.
Схема всегда одна. И сравнивать интересно сумму 4 и 1. Остальное неинтересно.
В случае государственных безвозмездных вложений образуется налогоплательщик и в шаге 4 получается «Деньги возвращаются инвестору в виде налогов».
Не вижу проблемы.
Таисия Кудашкина
3 ч · Санкт-Петербург ·
Почему американские старт-апы развиваются и зарабатывают, а мы тут все сосем?
На примере. На tulp.ru мы много, очень много лет используем серваки DigitalOcean. Ноль геморроя, высокий аптайм, быстрые диски (SSD), поддержка — довольны.
Но, как я и написала в письме в поддержку — выросший почти в три раза курс доллара вынуждает нас сейчас искать другую, более дешевую альтернативу в России (350$ в месяц — сейчас для нас неоптимальная сумма, даже со всеми супер-юпер айптаймами)
Получаю ответ:
— Я передал ваше письмо Дэвиду (я писала просто «тикет»/три строчки в поддержку, они все передали Дэвиду — CEO/ген дир digitalocean). Так вот — Дэвид передает мне сожаления о том, что нам приходится покидать компанию. Извиняется (извиняется, жеж, сволочь такая) за то, что не может предложить нам более подходящего решения в дальносрочной перспективе. И кладет мне денег на счет — на еще месяц обслуживания для «easy transition». А че? Подумаешь? 350$ на счет, понимая заранее, что я для них уже потерянный и ушедший клиент. Для того, чтобы нам было «легче перейти» на конкурирующий сервис в рублях. We're sorry to see you go. Смайлик «frown»
— Вот же ж, лялечки. Покажите мне хоть один, ну хоть один пример похожего отношения к клиентам у нас в России — поверю, что российские старт-апы not suck, really. Вот это и называется лояльностью, доверительными отношениями, долгосрочной стратегией, и всеми остальными умными словами. Они заработали сейчас меня, как клиента на всю жизнь (как только у меня появятся зеленые бумажки в кармане — я к ним вернусь, 100%). И еще с сотенку моих друзей, которые прочитали этот пост и у кого, в отличие от меня, есть эти доллары. А вы… Карточки лояльности. Кому они нужны, эти ваши карточки?