В 2016 году цены на бензин в России вырастут, но рост не превысит инфляцию. Об этом в субботу, 23 января, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. При этом вице-премьер уточнил: по его ожиданиям, инфляция по итогам текущего года не превысит 10%. «Надеемся, будут не двузначные значения», — обнадежил Дворкович.
Здорово, конечно, что бензин подорожает «всего» на 10%. Но, с другой стороны, почему он вообще дорожает? По всему миру бензин, наоборот, дешевеет — на фоне обвала цен на нефть.
Например, в США розничные цены на бензин продолжают бить рекорды. За последние недели стоимость топлива на американских АЗС снизилась еще на 27 центов, и составляет в среднем $ 2,2 за галлон (3,78 л). Другими словами, примерно 58 центов за 1 литр.
Таким образом, стоимость бензина в США упала до минимального уровня с апреля 2009 года. Опрос 2,5 тыс. заправочных станций, проведенный службой Lundberg Survey, показал, что самый дорогой бензин продается сейчас в Сан-Франциско (штат Калифорния), где 1 галлон низкосортного горючего стоит $ 2,66. А самый дешевый бензин можно найти в Альбукерке (штат Нью-Мексико) — $ 1,76 за галлон. По мнению американских аналитиков, падение цен напрямую связано с удешевлением нефти на мировом рынке.
И такая картина не только в Америке. По данным портала GlobalPetrolPrices.com, за последний квартал 2015 года в Европе бензин подешевел в среднем на 4%. Китай также снижает цены на бензин и дизтопливо, причем пересмотр осуществляется каждые 10 рабочих дней. Сейчас в Поднебесной цены опустились до 0,11 и 0,12 юаня за литр бензина и «дизеля» соответственно. Мировой лидер по нефтедобыче — Саудовская Аравия — на 18 января демонстрирует показатель в $ 0,23 за литр.
И только в России — стране, входящей в тройку мировых лидеров по нефтедобыче, — бензин продолжает дорожать. Так, АИ-92 с начала июня 2014 года подорожал с 30,44 до 34,35 рубля за литр, в то время как цена нефти марки Brent за тот же период опускалась с $ 114,99 до $ 28,79 за баррель.
Чтобы понять, почему бензин в России дорожает, вопреки здравому смыслу и законам рынка, «Свободная пресса» опросила своих экспертов.
— Цены на бензин в России и США действительно уместно сравнивать, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Дело в том, что длительное время, вплоть до 2013 года, бензин в рознице в Штатах и у нас стоил примерно одинаково — около $ 1 за литр. Но потом бензин в Америке начал неуклонно дешеветь, и вот почему.
В Штатах рынок топлива имеет совершенно другую структуру. В Америке тысячи независимых производителей нефти, и тысячи независимых переработчиков. По большей части, это компании средней руки. Да, в Штатах имеются и крупные вертикально-интегрированные холдинги, но их доля на внутреннем американском рынке относительно скромная, и потому погоды они не делают.
В России ситуация иная. У нас, напротив, начисто отсутствуют мелкие производители нефти и топлива, и весь рынок занимает считанное число «вертикальных» корпораций, которые добывают нефть, перерабатывают ее, и продают бензин в розничных сетях АЗС. Это даже не монополия, это олигополия — рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.
На мой взгляд, в политике этих корпораций усматривается момент сговора. Именно из-за этого цены на бензин в России не снижаются вслед за нефтью.
Конечно, такая ситуация бросается в глаза. Еще в декабре 2014 года президент Владимир Путин выразил недовольство ростом розничных цен на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть. Тема была поднята на совещании с членами правительства. «Это как вообще понять? А куда ФАС (Федеральная антимонопольная служба) смотрит?» — поинтересовался тогда глава государства.
Тем не менее, бензин если и подешевел, то ненамного. Единственное, что мы увидели по итогам 2015 года — что бензин дорожает медленнее (в среднем на 6%), чем разгоняется инфляция (12,9%).
С другой стороны, стабильные цены на бензин — это уже неплохо. Как показывает жизнь, такая ситуация устраивает и нефтяников, и потребителей — мы не видим никаких всплесков недовольства со стороны автомобилистов. Раз так, с точки зрения правительства, нет смысла менять правила игры. По крайней мере, в 2016 году.
«СП»: — Нефтяники рост цен на бензин объясняют тем, что больше 60% в цене составляют налоги, и что фактически бензин у нас приравнивается к золоту, табаку и алкоголю, поскольку с него берется даже акцизный налог. Это так?
— Конечно, обременение на нефтяной сектор не снижается, напротив, в 2016 году с нефтяников снимут 200 млрд. рублей дополнительных налогов. Плюс, нефтяники — надо отдать должное — немало вложили в модернизацию перерабатывающих заводов, чтобы перейти на производство топлива стандарта «Евро-5».
Но надо понимать: говоря о чрезмерной налоговой нагрузке, нефтяники лукавят. Оптовые цены на бензин в России сейчас снижаются. Но в рознице это снижение никак не отыгрывается. Соответственно, розничная маржа в рублях становится только выше.
Именно это позволяет автозаправочным сетям, интегрированным в нефтедобывающие холдинги, быть высокорентабельным бизнесом. Посмотрите статистику: сети АЗС только расширяются, а нефтяные корпорации собираются и дальше придерживаться этой стратегии. Если бы АЗС были коммерчески невыгодными предприятиями, кто бы вкладывал в их развитие? А мы видим, по крайней мере, в центральном регионе, заправки чуть ли не через каждые 100 метров.
При этом цена бензина на разных заправках отличается копейками. Это разве не сговор, не отсутствие конкуренции?
«СП»: — Если бы бензин дешевел вслед за нефтью, как бы это сказалось на экономике РФ?
— Экономика бы, безусловно, выиграла. Сэкономленные ресурсы позволили бы сдержать инфляцию, а низкая инфляция повысила бы инвестиционную привлекательность России. Но в нынешней ситуации падение цен на бензин — невозможный сценарий.
«СП»: — Как сделать, чтобы бензин у нас дешевел — как в Америке?
— Для этого нужна, прежде всего, политическая воля. Плюс большие полномочия для ФАС. Идея проста: нужно разделить вертикально-интегрированные компании, и выделить из них розничные бизнесы в отдельные предприятия.
Но с точки зрения российской «нефтянки», это утопичный сценарий. Тем более, попытки пойти таким путем в 2008 году — построить НПЗ для малых нефтедобывающих компаний, — провалились: крест на них поставил кризис. А сегодня и «малышей» в отрасли не осталось — наоборот, в ней идет процесс интеграции — поглощений, укрупнений. Поэтому небольшой независимый НПЗ — мощностью менее 10 млн тонн топлива в год, — оказался бы сейчас невостребованным. Просто потому, что сегодня в России нет ни дефицита топлива, ни дефицита перерабатывающих мощностей.
Именно из-за этого камбин избегает что-либо менять. Отрасль, в ее нынешнем виде, обеспечивает Россию качественным топливом в необходимых количествах, а в руках правительства имеются заградительные пошлины, которые могут при необходимости перекрыть экспортные поставки, чтобы больше бензина оставалось на внутреннем рынке. Цены на бензин, которые не зависят от мировых цен на нефть — другая сторона этой стабильности…
— Бензин в России должен быть дешевле, потому что цены на мировом рынке падают, — уверен председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Но получается так, что наши нефтедобывающие компании пытаются компенсировать потери на внешнем рынке за счет внутреннего. Должен заметить, в большинстве нефтедобывающих стран обратная картина: цены на бензин на внутреннем рынке ниже, иногда — в разы. Пример тому — Саудовская Аравия и Кувейт.
Почему в России не так? Когда Россия вступала в ВТО, нам выдвинули условие: цены на нефтепродукты на внутреннем рынке должны быть на том же уровне, что и на внешнем. Я уже тогда предупреждал: членство в ВТО приведет в нашем случае к удорожанию и энергоносителей, и бензина. Так и случалось.
Причем, одним бензином подорожание не ограничивается. В РФ очень многие производства энергоемкие, поэтому цена бензина напрямую влияет на конечную цену широкой линейки товаров.
Проблема усугубляется позицией Федеральной антимонопольной службы, которая фактически бездействует. Складывается впечатление, что ФАС просто не в состоянии бороться с отечественными нефтяными картелями на внутреннем рынке.
Отмечу важный момент: в других нефтедобывающих странах перерабатывающие «черное золото» компании принадлежат государству. Поэтому правительствам этих стран проще контролировать и цены на сырую нефть, и цены на бензин.
Это значит, что если ФАС не в состоянии контролировать деятельность картелей, нужно национализировать нефтепереработку. Этот сектор, к сожалению, находится в России в частных руках…