[Черный день флота] 07 февраля 1981 года в авиакатастрофе Ту-104 под Ленинградом погибло все руководство Тихоокеанского флота СССР

отметили
48
человек
в архиве
[Черный день флота] 07 февраля 1981 года в авиакатастрофе Ту-104 под Ленинградом погибло все руководство Тихоокеанского флота СССР
Из 52 погибших — 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности. Столько высших морских военачальников не погибло за всю Вторую мировую войну.



Об авиакатастрофе 1981 года, в единый момент обезглавившей Тихоокеанский флот Советского Союза, до недавнего времени знали немногие. В курсе произошедшего были те, кто присутствовал в тот страшный день на аэродроме, а также те, кого трагедия затронула непосредственно, навсегда отобрав друзей и близких. Достоверные причины катастрофы неизвестны до сих пор, а часть документов расследования и сегодня остаются засекреченными.

Сухие факты таковы. 7 февраля 1981 года, с военного аэродрома Пушкин, расположенного под Ленинградом, должен был вылететь самолет ТУ-104. Самолет должен был лететь во Владивосток. На нем собирались лететь домой участники ежегодного оперативного сбора ВМФ СССР — руководство Краснознаменного Тихоокеанского флота. Кроме высших морских чинов, на борту были и гражданские лица. Некоторые возвращались обратно со своими женами, жетьми. К несчастью, возвращения домой не последовало. Поднявшись на высоту 45-50 метров, самолёт с интенсивно нарастающим креном свалился на правое крыло, ударился о землю и взорвался. Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен старший лейтенант техник Зубарев, случайно оказавшийся в кабине самолета и которого от удара выкинуло через носовой фонарь. По дороге в больницу он скончался. Остальные находившиеся на борту люди погибли во время взрыва.

Расследование трагического происшествия практически сразу стало засекреченным. Рассматривались несколько версий случившегося – от террористического акта до перегруза самолета. Ни в прессе, ни по радио, о катастрофе не было сделано никаких заявлений. Исключением стал небольшой некролог в газете «Красная звезда», который разместили на третьей полосе. А между тем, последствия этой авиакатастрофы были весьма значительны. И не только для Тихоокеанского флота и ВМФ СССР, но и для всех Вооруженных сил Советского Союза. Даже спустя много лет после трагического события, сегодняшнее руководство ТОФ признает, что кризис, образовавшийся после «черного дня ВМФ», в известной степени не преодолен до сих пор.

«Стрелочником», однако, был назначен командир авиационной дивизии, базирующейся на Дальнем Востоке, полковник Яковлев. В работе совещания он не принимал участие и в момент беды находился за десятки тысяч километров от места события. Но самолет Ту-104 входил в отряд управления этой дивизии, и этого оказалось достаточно, чтобы московские начальники свалили на него всю вину.

Несколько лет назад завеса информационного молчания все-таки была преодолена. В свет вышла книга, документальное повествование «Прерванный полет», автором которой стал капитан I ранга Владимир Виленович Шигин. По каналам российского и зарубежного телевидения был показан документальный фильм «Гибель адмиралов. Тайна одной катастрофы». И книга, и фильм не оставили равнодушными зрителей и читателей. Родные и близкие, знакомые погибших моряков, сами взялись за перо, чтобы осталась о них живая память. Воспоминания и биографические факты, фотографии – вся эта бесценная информация доступна сейчас любому желающему. В 2014 году в сети появился портал памяти, интернет-сайт «Герои ВМФ».

Основную часть сайта составляет электронная версия книги «Прерванный полет». Есть также раздел, посвященный текущим памятным мероприятиям. О каждом погибшем в катастрофе 7 февраля 1981 года созданы отдельные разделы сайта и страницы.

«Никто не забыт – ничто не забыто», эти слова не просто лозунг. Сохранить благодарную память о тех, кто погиб при исполнении воинских обязанностей, посвятил свою жизнь служению Отечеству – священный долг каждого, кто живет сегодня. Быть достойными их памяти — трудная и почетная задача.

Черный день Тихоокеанского флота
Добавил suare suare 7 Февраля 2016
Комментарии участников:
suare
+3
suare, 7 Февраля 2016 , url
Дорогие друзья!


7 февраля 2016 года исполняется 35 лет со дня одной из крупнейших авиакатастроф двадцатого века. Эта трагедия, которая случилась на военном аэродроме города Пушкин, под Ленинградом, унесла жизни 52 человек, в числе которых — Командование Тихоокеанского флота и авиации — блистательная плеяда опытнейших и перспективных флотоводцев, адмиралы и генералы, старшие и младшие офицеры, матросы и гражданские лица. В тот трагический день был «обезглавлен» важнейший стратегический объект Советского Союза – Краснознаменный Тихоокеанский Флот, что стало невосполнимой потерей для страны. А в жизни семей погибших пришло страшное, неослабевающее с годами горе…. В расцвете профессиональных и жизненных сил ушли в свой последний поход мужья, отцы, дети… Навсегда покинули свои семьи 52 любимых и любящих человека…. Практически все они были неординарными личностями, которые оставили яркий след в истории страны и флота. Их ученики и последователи, воспитанные на лучших традициях беззаветного служения Родине, по сей день продолжают доблестную службу в лучших традициях русского морского офицерства. Дети и внуки, воспитанные на примере кристальной порядочности, ответственности и доброты, хранят память о них, и от сердца к сердцу передают заветы, быть может, не запечатлённые на бумаге, но созданные самой их жизнью и увековеченные их гибелью….

5 февраля 2016 года, в 12.00 на Серафимовском кладбище, в Санкт-Петербурге, традиционно состоится торжественное мероприятие — День памяти всех погибших в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года. Память погибших почтут их родные и близкие, друзья, сослуживцы, а также представители Командования Российского военно-морского флота, администрации Санкт-Петербурга, духовенства, общественных организаций. Торжественным строем, перед Мемориальной Стелой, пройдут курсанты военных училищ, как символ преемственности поколений, как доказательство того, что никто не забыт и ничто не забыто….

7 февраля 2016 года, в 12.00, в Кафедральном Николо-Богоявленском Морском Соборе, в Санкт-Петербурге, состоится Молебен памяти всех погибших в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года.

Светлая память!
Комитет вдов Командования ТОФ.
Администрация сайта.

Проект «Герои ВМФ» по книге Шигина В. В. «Прерванный полет».
К 33 годовщине трагедии Тихоокеанского флота 7 февраля 1981 г.

От вдов, детей, внуков и правнуков.
От всех неравнодушных к истории ВМФ СССР
и к судьбе Флота Российского.
Героям ВМФ ПОСВЯЩАЕТСЯ…

Поверье есть, что души моряков ушедших
В последний свой, трагический поход,
Находят свой приют в парящих над волнами чайках,
Без моря им не мил небес уют…

И если это так, то нам отрадно,
Что видеть могут деды и отцы
Огромную любовь, почет и память
Которые уж тридцать лет храним все мы.

Как ангелы-хранители вы рядом с нами.
Под сенью ваших крыл растем, живем.
И пусть вам никогда не будет стыдно,
Традиций ваших мы не предаем!

Ушли вы, нам завет оставив,
Пусть не написан он, но по нему живем.
От плоти вашей мы его познали,
Впитали с материнским молоком.

И пусть сегодня, в двадцать первом веке,
Добро, порядочность, открытость не всегда в чести…
Стараться будем мы словами и делами
Заветы ваши гордо в жизнь нести!

И пролетая чайкою над нами,
Коснувшись сердца ветром от крыла,
Отцы! Спасибо, что вы рядом с нами!
И чтут вас Флот, Семья и вся Страна!
nuclear_zomby
+3
nuclear_zomby, 7 Февраля 2016 , url
Перегруз был, или неправильная центровка груза вроде, не помню… по тв фильм показывали как то.
Marlan
+1
Marlan, 7 Февраля 2016 , url
Ту-104 самый лучший самолет…

Я думал к 81-му году их списали уже.
Iron_69
+2
Iron_69, 7 Февраля 2016 , url
Ту-104 самый лучший самолет…
Из Википедии:
В отличие от своего прародителя Ту-16-го, Ту-104 был ненадёжен, тяжёл, в полёте очень неустойчив и плохо управляем, был склонен к раскачке («голландскому шагу»).
Всего в катастрофах, связанных с Ту-104 погибло 1140 человек.
Marlan
+1
Marlan, 7 Февраля 2016 , url
масса то у них одинаковая примерно — к вопросу о тяжелости. Я подробностей его особенностей не знаю… знаю только что катастроф с ним было прилично, а Туполев говорил летчикам что они просто не умеют летать.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать