Зачем Китай купил у России новые истребители

отметили
47
человек
в архиве
Carnegie Moscow Center, Россия

источник: inosmi.ru
Закупка Китаем 24 самолетов Су-35 имеет для Пекина важное значение. Китайские ВВС не только получат новые истребители, способные повлиять на баланс сил в Тайваньском проливе, но и смогут сравнить свои наработки с передовым российским опытом

Газета «Коммерсантъ» сообщила, что Россия перебрасывает в Сирию истребители Су-35С. Таким образом, Ближний Восток станет первым местом, где новейшие российские самолеты могут быть испытаны в боевых условиях. В дальнейшем эти машины будут иметь огромное значение не только для России и операций ее Воздушно-космических сил, но и для Восточной Азии. Первым клиентом, купившим партию Су-35 осенью 2015 года, стал Китай.

Закупка 24 российских истребителей Су-35 на сумму около 2 млрд долларов — вторая крупная сделка по продаже российских вооружений в Китай, заключенная после украинского кризиса. Годом ранее был подписан контракт на поставку в КНР четырех дивизионов зенитных ракетных комплексов С-400 на сумму не менее 1,9 млрд долларов. При этом ни один из этих контрактов не может рассматриваться как результат украинского кризиса. Переговоры по ним начались еще в 2010–2011 годах, к 2014 году многие спорные вопросы уже были решены.

В обоих случаях поставки вооружений могут начаться уже в 2016 году, а передача основной части заказанной техники, видимо, произойдет в 2017–2018 годах. До заключения контракта по истребителям уровень российско-китайского военно-технического сотрудничества рос незначительно, объем составлял $1,5–2 млрд. Теперь можно ожидать возвращения сотрудничества к показателям «золотого века» конца 1990-х — начала 2000-х: максимум годовой торговли $2,7 млрд был достигнут в 2002 году.

Интересы России

Для России заключение этого контракта — серьезное достижение. Прежде всего, можно констатировать, что, несмотря на многочисленные заявления о достижении военно-технической независимости и даже превосходстве над Россией, Китай останется важным покупателем российской продукции и технологий военного назначения.

Во-вторых, сделка особенно выгодна именно в нынешних экономических условиях. После двукратной девальвации рубля в конце 2014 года экспорт вооружений, которые почти полностью производятся из российских комплектующих и материалов, стал намного более прибыльным. По сравнению с девяноста шестью истребителями Су-35, заказанными ВВС России в рамках двух контрактов 2009 и 2015 годов, китайский заказ на двадцать четыре машины не выглядит слишком большим. Тем не менее, он может существенно улучшить финансовые показатели Объединенной авиастроительной корпорации и предприятия-производителя КНААПО.

Наконец, успешная поставка самолета такому авторитетному покупателю, как Китай, улучшит его шансы на рынках других стран. Ожидается, что следующим покупателем Су-35 станет Индонезия.

Интересы Китая

Менее очевидными на первый взгляд кажутся китайские интересы в данной сделке. Китай доказал свою способность самостоятельно разрабатывать и производить самолеты поколения 4++ и сейчас работает над двумя типами истребителей пятого поколения: J-20 и J-31. Возобновление закупок истребителей за рубежом вызвало негативную реакцию у националистически настроенной части китайского общества. Вместе с тем, поставляя Су-35, Россия не делает сколько-нибудь существенной передачи технологий Китаю. Двадцать четыре истребителя достаточно для укомплектования всего лишь одного полка. Каковы бы ни были их боевые возможности, на общий потенциал китайских ВВС эти самолеты серьезно не повлияют.

Закупка самолетов с целью копирования — популярное объяснение, не имеющее отношения к реальности. Ключевые отличия Су-35 от предыдущих типов тяжелых истребителей Су связаны с их двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием, включая мощные радиолокационные станции «Ирбис». Эти системы не могут быть скопированы в сколько-нибудь разумные сроки на основе изучения полученных готовых образцов. История налаживания китайцами безлицензионного производства истребителя Су-27СК в 2000-е годы в данном случае не показательна. Тогда китайцы проводили свои работы, основываясь на технологиях, переданных им Россией в рамках лицензионного соглашения 1996 года. Недостающую документацию они легко приобрели на авиаремонтных предприятиях Украины, допущенных к ремонту Су-27 еще в советское время.

По всей видимости, китайцы сейчас ищут дальнейшие пути развития своей боевой авиации. Дело в том, что из двух разрабатываемых перспективных самолетов, J-20 и J-31, только J-20 может рассматриваться в качестве истребителя пятого поколения. J-31 использует технологии малозаметности, но его основные агрегаты и узлы заимствованы у истребителей поколения 4+, таких как J-10B, J-16 и FC-1. Что касается J-20, воплощающего в себе весь потенциал китайской авиационной промышленности, то достижение этим самолетом боевой готовности является отдаленной и не вполне ясной перспективой. В пользу этого говорит весь имеющийся опыт работы над аналогичными машинами в США и других странах.

В ближайшие 10–15 лет основу боевой мощи китайской авиации будут составлять тяжелые истребители, базирующиеся на конструкции Су-27, такие как J-11B, J-11BS, J-15, J-16. Китай уже сейчас работает над их улучшением — например, испытывается серьезно переработанный истребитель J-11D, оснащенный радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой и обладающий другими улучшениями. Су-35 — это максимальное развитие истребителя Су-27, достигнутое в России. Вероятно, эксплуатация Су-35 в масштабах одного авиаполка позволит китайцам оценить успешность своих усилий по развитию базового типа J-11, ознакомиться с российскими подходами к решению данной проблемы и выбрать дальнейший путь действий. При благоприятном для России варианте развития событий за поставкой 24-х Су-35 могут последовать контракты на агрегаты или компоненты для новых китайских истребителей, а также на передачу технологий и проведение НИОКР в интересах китайских заказчиков.

Несмотря на небольшую численность, китайские Су-35 могут оказать некоторое влияние на баланс сил в отдельных потенциальных горячих точках, таких как Тайвань. Радиолокационная станция «Ирбис» имеет дальность обнаружения воздушных целей до 400 км, что позволит Пекину просматривать все воздушное пространство над Тайванем из района патрулирования над материковой частью Китая.

Василий Кашин — эксперт Института Дальнего Востока РАН

источник: 2.bp.blogspot.com
Добавил Stopor Stopor 7 Февраля 2016
проблема (2)
Комментарии участников:
Игемон
+3
Игемон, 7 Февраля 2016 , url
Заметьте — не пиндосовские Fы :)
fakenews
+7
fakenews, 7 Февраля 2016 , url
они не продадут китаю ничего кроме хлама.
vmizh
+9
vmizh, 7 Февраля 2016 , url
наши конструкторы с уважением относятся к F-nn — и это правильно.Неуважение к противнику дорого обойдется стране

Игемон
+1
Игемон, 7 Февраля 2016 , url
Противников лучше не иметь. Надо от них избавляться, лучше мирным путём.
vmizh
+3
vmizh, 7 Февраля 2016 , url
Лучше быть красивым и богатым, чем бедным и больным :)
Игемон
0
Игемон, 7 Февраля 2016 , url
Вот и я о том же. А то получается как в том мультике про крошку енота.
vmizh
+2
vmizh, 7 Февраля 2016 , url
зачем зачем — за шкафом :)
vmizh
+4
vmizh, 7 Февраля 2016 , url
Вот что реально круто — это набор вооружений, которые может нести самолет. Это очень круто
nskdanila
+2
nskdanila, 7 Февраля 2016 , url
смогут сравнить свои наработки с передовым российским опытом
Это так теперь воровство называют? Сколько раз они уже «сравнивали»? Вот не понимаю я зачем продавать свои военные технологии кому-то?
ЦС
0
ЦС, 7 Февраля 2016 , url
продают потому что есть более совершенные и есть средства борьбы с существующими…
Хромой
+1
Хромой, 8 Февраля 2016 , url
Это какие-же? Вот статья прошлого года, в которой СУ-35 называют самыми лучшими в ВВС России. Что вы подразумеваете под «более совершенными», которые есть в нашей армии?
Китаезы покупают только для копирования, молодцы. А вот нафига мы продаем, я понять не могу
Stopor
+1
Stopor, 8 Февраля 2016 , url
Извиняюсь, что вмешиваюсь в разговор. Читаю ленту как хантер публикации.
Вынужден Вам пояснить, что не всё так просто, строить самолёты — не майки шить и не гаджеты клепать (кстати, реплики, как правило, не обладают качеством и функциональностью оригиналов, остальное производится на дочерних предприятиях владельцев брендов или по лицензии).
В авиационной отрасли определяющее значение имеют наукоёмкие технологии, особенности подготовки и внедрения в производство, кооперация многих специализированных предприятий, выполнение множества стандартизованных требований к десяткам тысяч комплектующих изделий.
Так что построить летающую фанеру, способную быстро развалиться, это можно, если сильно упереться, а вот пока дойдёт до точных полнофункциональных копий, прогресс военной авиации уйдёт достаточно далеко, чтобы так сильно беспокоиться.
Хромой
+2
Хромой, 8 Февраля 2016 , url
Согласен, моментально повторить технологии они не смогут. Однако, сроки копирования у китая сокращаются, сравните сами:

В 1988 они получили технологию израильского LAVI, аналог J-10 был запущен в 2004 — 16 лет освоения

1996 год — получили 105 комплектов для сборки СУ-27 и документацию, аналог J-11 начал выпускаться в 1999 — 2000гг, а к 2004г они полностью отказались от дальнейшего сотрудничества по этой модели, сами уже уверенно ее производили — 4 -8 лет разницы

Так что максимум лет через 6 движок и радиолокация от СУ-35 будут использоваться на китайских J-15 (я так думаю). Разве за этот срок у нас может появится что-то принципиально получше этого истребителя?

Если б им нужен был самолет для принятия на вооружения, купили бы более крупную партию. А для изучения технологий достаточно и нескольких экземпляров
Stopor
+1
Stopor, 8 Февраля 2016 , url
Разве за этот срок у нас может появится что-то принципиально получше этого истребителя?
Это общая ситуация научно-технического прогресса, который при всём желании не остановить. Сдерживать таким образом, ни с кем не торгуя, не получится.
Ну и мы стоять на месте не собираемся, в отрасли идёт очень бурная инновационная работа, это я утверждаю как специалист по нормативно-техническому регулированию и стандартизации, в том числе авиационной продукции.
ЦС
-1
ЦС, 8 Февраля 2016 , url
5 е и 6 е поколение на подходе…
rusinvent
0
rusinvent, 8 Февраля 2016 , url
Китай готовится к присоединению Тайваня — это будет схватка с США, так как у американцев с Тайбеем договор о военной защите
Kalibr
0
Kalibr, 8 Февраля 2016 , url
Позорная сделка. Двигателей лучше чем на Су-35 у нас нет. А все остальное китайцы умеют.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать