Вышедший из-под международных санкций Иран начинает диктовать свои правила на мировом нефтяном рынке, рискуя смешать карты России и ряду стран ОПЕК, пытающимся остановить падение цен на нефть.
«Это просто смехотворно, они предлагают заморозить добычу нефти и призывают к этому с добычей на уровне 10 млн баррелей в день, тогда как Иран добывает 1 млн баррелей в день», — приводит слова министра нефти Ирана Биджана Зангане Bloomberg. По его мнению, если Иран сократит уровень добычи, «его значительно обойдут соседние государства».
Напомним, что во вторник 16 февраля Россия, Саудовская Аравия, Катар, Нигерия и Венесуэла объявили о готовности заморозить добычу нефти на январском уровне. По мнению их представителей, ограничение добычи поможет сдержать рост переизбытка нефти на рынке и повысить цены.
Позиция Ирана по данному вопросу имела для участников соглашения ключевое значение, так как Тегеран традиционно является одним из основных игроков на мировом нефтяном рынке. Именно поэтому, сразу после достижения соглашения, представители ОПЕК и России поспешили провести переговоры с Ираном и Ираком, на которых Биджан Зангане заявил, что его страна поддерживает принятую инициативу в качестве первого шага к сбалансированному рынку и восстановлению цен. Однако, эта позиция просуществовала недолго…
Вчерашний отказ Ирана от заморозки добычи — это не первая кардинальная смена Тегераном собственной позиции по данному вопросу. Незадолго до одобрения решения России и стран ОПЕК, иранские представители выступали с позицией опять-таки противоположенного характера. Как заявил тогда представитель Ирана в ОПЕК Мехди Асали, Тегеран не собирается снижать объемы добычи из-за решения нефтяных министров. «Позиция Ирана в этом отношении весьма четкая. Уровень цен на нефть был высоким, когда Иран находился под санкциями. Страны ОПЕК наращивали производство нефти и пользовались этим обстоятельством. Сейчас, когда цены на нефть упали из-за увеличения квот по добыче нефти, они ожидают от Ирана сотрудничества», — приводит слова Мехди Асали иранская газета Shargh. По словам Асали, Иран не только не собирается снижать добычу нефти, а напротив, намерен ее увеличить до предсанкционного уровня.
Как и следовало ожидать, вчерашний демарш Тегерана спровоцировал падение цен. К вечеру вторника апрельские фьючерсы на нефть brent торговались у отметки 33,34 $/баррель, что на 3,89% ниже, чем на открытии торгов. Цена американской нефти WTI к вечеру опустилась на 4,7%, до 31,82 $/баррель. Столь резкое и ощутимое падение свидетельствует о том, что позиция Ирана более чем чувствительна для мирового нефтяного рынка. Из заявления Зангане игроки сделали вывод, что соглашение, которого с таким трудом добились Россия, Саудовская Аравия, Катар, Нигерия и Венесуэла, может оказаться бесполезным. В том случае, если в выработанных рамках откажется играть Иран.
Такая опасность действительно существует. Напомним, сегодня Иран производит на 1,5 млн баррелей нефти меньше, чем до введения ограничений. С введением санкций в отношении этой страны, ее квота на добычу де-факто оказалась переданной Саудовской Аравии. Учитывая «крайне теплые» отношения к этой стране со стороны Тегерана, почти нет сомнений, что он не станет участвовать в достигнутых соглашениях. Ситуацию осложняет и то, что Иран располагает огромными запасами уже добытой нефти, так как в годы санкций, во избежание потери скважин, нефтяники старались избегать их консервации. В результате, на сегодняшний день, все подходящие емкости, включая имеющийся у страны танкерный флот, заполнены нефтью буквально под завязку.
Выйдя из-под санкций, Иран строит грандиозные планы, включая вступление в борьбу за лидерство в ближневосточном регионе. Это означает, что в стремлении к восстановлению собственной экономики и былой мощи страна вряд ли станет сковывать себя какими-то особыми обязательствами. Имеющаяся в наличии нефть наверняка будет продана по любой цене, что уже активно происходит сейчас. Продавая уже добытую нефть (а ее достаточно много) ниже рынка, Иран получает возможность довольно быстро восстановить и даже расширить свою долю на рынке, «откусив» часть его у тех же Саудовской Аравии и России.
«Никакое давление не заставит Иран не повышать объемы добычи, — пояснил „Ридусу“ начальник аналитического отдела ИК „Церих кэпитал менеджмент“ Николай Подлевских. И эта решимость в значительной степени девальвирует все усилия стран, пытающихся уменьшить предложение сырья».
В среднесрочной перспективе это обернется не самыми лучшими условиями для нефтедобывающих стран. По крайней мере, договоренностям по замораживанию добычи, поставлена очередная подножка. На этом фоне говорить о скором восстановлении роста нефтяных цен пока не приходится.
Добавил
suare 24 Февраля 2016