Турция ведет войну против этнического меньшинства, полицейский спецназ штурмует офис оппозиционного к властям издания Zaman, ее секретные службы обвиняются в отправке вооружений «Исламскому государству» (организация запрещена в России), ее военные сбивают российский бомбардировщик – и несмотря на все это Анкара рассчитывает стать членом Евросоюза, пишет обозреватель британского издания The Guardian Пол Мейсон.
Зрелище того, как европейские лидеры заискивают перед президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в надежде на то, что он перекроет поток беженцев в Грецию, было тошнотворным. Быстрое сползание Турции к деспотизму представляет собой еще одну экзистенциальную проблему для Запада, говорится в статье.
Еще три года назад казалось, что Реджепу Тайипу Эрдогану удалось достичь баланса внутри страны. Можно было предполагать, что прогрессивная и реакционная части общества смогут мирно сосуществовать, оставив друг друга в покое, курды вместо повстанческой борьбы будут занимать позиции в парламентской оппозиции, а Эрдоган сам «поведет страну к вступлению в ЕС, но достаточно медленно – чтобы очевидные недостатки в демократии можно было проигнорировать».
Однако теперь все изменилось. Турецкий президент жестко подавляет акции протеста, он спровоцировал окончание перемирия с Рабочей партией Курдистана и практически выжег несколько городов на юге Турции, где находились курды. В ответ на это Евросоюз закрывает глаза на подрыв демократии в Турции и на военные действия против мирных жителей.
С учетом того, что сейчас в Афганистане, Йемене, Ираке и Сирии государство находится в состоянии распада, чем больше турецкая демократия терпит поражение, тем больше Запад вынужден будет поддерживать Эрдогана. И чем больше Еврокомиссия, в особенности, цепляется за ту фантазию, что Турция однажды вступит в ЕС, тем больше она укрепляет сепаратистские силы в Европе.
Стенограммы, опубликованные греческим сайтом в прошлом месяце, кажется, демонстрируют, что Эрдоган открыто угрожает Европе бесконтрольным потоком беженцев, если ему не дадут денег и не обеспечат быстрое вступление в ЕС. Хотя некоторые информагентства сочли их достоверными, эти стенограммы отдают очерняющей пропагандой, мастером которой являются российские спецслужбы, новейший противник Эрдогана. Настоящие они или сфабрикованные, трагедия состоит в том, что они, возможно, недалеки от истины: Европа уже закрывает глаза на подрыв демократии, пособничество лицам, занимающимся торговлей людьми, и военные действия против мирных жителей.
У граждан Евросоюза есть право знать правду о Турции. Власти ЕС не далее как в ноябре хвалили Анкару за экономические успехи, несмотря на то, что уже тогда были видны все признаки тирании.
Главным остается вопрос, может ли государство, столь фундаментально нарушающее копенгагенские критерии членства в ЕС, находиться на каком-то этапе процесса вступления туда? Ответ, очевидно, должен быть отрицательным — и, как только его сообщат Эрдогану, у ЕС появятся обязательства предложить программу поддержки светским демократическим силам, которые должны прийти к власти, чтобы переговоры о вступлении возобновились.
проблема (1)