источник: r-u.org.ua
На сайте Харьковского горсовета появилась петиция, в которой харьковчане требуют вернуть обязательное преподавание русского языка в школы города. С 2014 года количество русскоязычных классов сократилось втрое, а факультативно язык преподают в трети школ Первой столицы.
Украинизация и ее последствия
Стоит почитать посты харьковских школьников в социальных сетях, чтобы понять – нынешнее поколение харьковских учеников безграмотны. И неудивительно – в быту, на улице, между собой дети общаются на русском языке, но школы под давлением министерства образования были вынуждены принять позицию страуса – типа русского языка нет, а преподавание у нас ведется на украинском.
«Доходит до смешного, на уроках музыкального искусства дети готовы поделиться эмоциями, рассказать интересные факты о композиторе, но только на русском, а присутствующие на уроке проверяющие требуют – исправлять у детей русизмы, то есть, что же — полностью переводить их ответ? И снижать им оценку только потому, что ребенок не умеет говорить на украинском?» — делится учитель музыки одного из харьковских лицеев Инна Вадимовна.
Парадокс – в новой школьной программе даже Бетховена умудрились перекрестить. Отныне он БетГовен. Кому стало легче от такой транскрипции имени великого композитора – непонятно, но только не школьникам.
Учителя точных наук в украинских школах Харькова стоят перед дилеммой — знания детей или прогиб под требования министерства. Харьковским школьникам понятнее пояснения математических формул и других премудростей алгебры, геометрии, физики и химии именно на русском языке. Учителя приспосабливаются, как могут – сложные темы поясняют на русском, а потом дублируют то, что написано на украинском языке, переводом.
Ни в одной из учительских школ Харькова не услышишь украинскую речь, разве что во время официальных мероприятий. Даже педсоветы тайно проводят на русском. На переменах и внеклассных занятиях учителя говорят с учениками на русском языке. На этом же языке проводят родительские собрания. Но все это практически нелегально.
Петиция — за и против
Казалось бы, свободные люди в свободной стране вправе сами выбирать – на каком языке должен учиться их ребенок. Ан нет. Русский язык так и не признан государственным. Потому официально в школьную программу не включен. Родителям предлагаю выбирать – учиться в малочисленных русских школах, которые даже учебниками вот уже год как не обеспечивают, или выбрать украинскую с частичными учебниками и с факультативным русским, который тут же под общее «одобрямс» предлагают заменить французским или немецким. При этом родители опять стоят перед выбором – без выбора, так как иностранные языки, хоть и по школьной программе все-таки привлекательней, чем и без того понятный и родной язык. Как следствие – дети не знают никакого языка. Потому как разговаривают на русском, пишут с ошибками на украинском, а второй иностранный без репетитора не удается выучить 90% школьников.
На харьковских форумах перманентно возникают дискуссии – нужен или нет русский язык в школах. Показательно, его противники аргументы пишут на чистом русском языке – вот что значит школа! Для правки в русскоязычном Харькове еще 2 года назад – русский язык был обязательным в программе, со второго класса. Нынешние первоклассники его лишены, по решению министерства образования.
Запрещенный Чуковский
Вместо мелодичного Чуковского, на которым выросли несколько поколений — малоизвестная Мария Пидгирнянка. Типичный вопрос из теста для второклассников по литературному чтению:
«Расскажите, какую из бесконечных сказок Марии Пидгирнянки вы запомнили?»
Каков вопрос, таков и ответ. Никакую, потому что эти сказки имеют начало, но не имеют конца. Читать произведения украинских авторов, включенных в программу по литературному чтению, можно только по приговору министерства образования. Не удивительно, что первоклассник Кирилл с гордостью поведал маме:
«Мы изучали вирши Тараса Григоровича Чечена. Он уехал от всех в Казахстан, чтобы там написать свои стихи, хотя ему хотелось рисовать, а не писать непонятные буквы»
Чуковского в нынешней программе для первоклассников нет. Оказался недостоин. Зато программа пестреет словами вызывающими у младшеклассников харьковских школ чистый ступор: «Опанча, пелехата, сувой».
Тут Чуковскому, автору сомнительных, по мнению министерских деятелей строк, про то, что: «Тут из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает Умывальник», остается просто порадоваться, конечно, легче пояснить первокласснику, что такое пелехатая, чем почему у мамы была отдельная спальня.
Автор петиции за возвращение русского языка, как обязательного в школы города, имеет серьезные аргументы: более половины харьковчан уже владеют этим самым языком. Так уж сложилось исторически, и никакая русификация тут ни при чем.
Кроме того, учить родной по слуху язык легче, как не крути, как второй родной министра финансов Натальи Яресько — английский, и уж куда легче, чем немецкий и французский. Вот только прислушаются ли к здравому смыслу те, кому дано прямое указание истребить русскую культуру в русскоязычном Харькове?
Инна Журавель