К Марсу отправятся орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter и демонстрационный десантный модуль Schiaparelli
источник: cdn1.tass.ru
КОСМОДРОМ БАЙКОНУР, 14 марта. /ТАСС/. Ракета-носитель «Протон-М» с аппаратами российско-европейской миссии «ЭкзоМарс-2016» стартует сегодня с космодрома Байконур.
«Запуск космических аппаратов миссии запланирован на 14 марта, в 12:31 мск», — уточнил ТАСС представитель госкорпорации «Роскосмос».
К Марсу отправятся орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) и демонстрационный десантный модуль Schiaparelli. Впервые в истории на межпланетную миссию возложена задача поиска следов жизни на четвертой от Солнца планете.
источник: inosmi.ru
Дорога к Марсу
Ожидается, что первая ступень «Протона» отделится в 12:33 мск, вторая — в 12:36, третья — в 12:41. После этого разгонный блок «Бриз-М» четырьмя включениями двигателей выведет «ЭкзоМарс» на траекторию, ведущую к Марсу. В 23:21 он отделится от связки TGO и Schiaparelli, которые продолжат путь самостоятельно.
В 00:24 мск 15 марта на «ЭкзоМарсе» включатся командные приборы, через четыре минуты раскроются его солнечные батареи. В этот момент миссия впервые выйдет на связь с Землей, ее сигналы примет станция Малинди, расположенная в Кении. Еще три минуты спустя европейский Центр управления полетами получит данные о состоянии систем межпланетной станции.
Полет «ЭкзоМарса» к другой планете займет семь месяцев. Планируется, что 16 октября Schiaparelli отделится от TGO, чтобы 19 октября первый вошел в атмосферу Марса, а второй вышел на орбиту планеты. Тормозить о марсианскую атмосферу TGO будет около года, так что начало работы научных приборов этого аппарата намечено на середину 2017 года. По расчетам специалистов, орбитальный аппарат проработает до конца 2022 года.
Главная задача
«ЭкзоМарс» — первая миссия, отправленная к четвертой от Солнца планете для поиска следов жизни, рассказал ТАСС заведующий лабораторией Института космических исследований РАН Даниил Родионов.
«Проект „ЭкзоМарс“ — это первая экзобиологическая миссия к Красной планете. Предыдущим марсианским станциям ставились задачи по поиску воды, но ни одна миссия целенаправленно не запускалась с задачей поиска следов жизни. Это будет впервые», — сказал собеседник агентства.
По его словам, спектрометрические комплексы — российский ACS (Atmospheric Chemistry Suite) и европейский NOMAD (Nadir and Occultation for Mars Discovery) — на орбитальном аппарате «ЭкзоМарса» будут, работая в разных диапазонах, искать в атмосфере Марса метан.
«На Земле подавляющий объем метана в атмосфере является следствием существования жизни, — пояснил ученый. — На Марсе ситуация более запутанная, метан может быть как вулканического, так биологического происхождения».
Родионов пояснил, что пока на Марсе следов жизни обнаружено не было, однако не фиксировалась и вулканическая активность. При этом метан в атмосфере Марса должен был исчезнуть, распавшись на другие вещества, примерно на 300-400 лет. Ученые хотят выяснить источник происхождения этого газа и восполнения его объемов.
Научная аппаратура
Помимо спектрометрических комплексов, TGO несет еще два научных прибора.
Российский нейтронный детектор FREND (Fine Resolution Epithermal Neutron Detector) создан для картографирования потоков нейтронов с поверхности Марса с высоким пространственным разрешением. Эти потоки позволят судить о содержании водорода в слое грунта глубиной до одного метра.
Кроме того, прибор содержит дозиметрический блок, задача которого — постоянный мониторинг радиационной обстановки на орбите Марса. Полученные данные понадобятся в будущем при организации пилотируемых миссий на эту планету.
«FREND продолжит исследования, начатые российским прибором HEND (High Energy Neutron Detector, детектор нейтронов высоких энергий — прим. ТАСС) на борту американского аппарата Mars Odyssey, но с более высоким пространственным разрешением. За счет использования специального коллиматора, поле зрения детекторов прибора будет уменьшено до пятна диаметром 40 км на поверхности Марса. Это позволит улучшить пространственное разрешение существующих нейтронных карт Марса в 7,5 раз по сравнению с картами прибора HEND», — рассказал Родионов.
Еще один прибор, европейская стереокамера CaSSIS (Colour and Stereo Surface Imaging System), предназначен для высокодетальной съемки поверхности Марса в стереорежиме.
Кроме того, в состав миссии «ЭкзоМарс-2016» входит модуль Schiaparelli, в задачи которого входит отработка технологий входа в атмосферу, спуска, посадки и проведения исследований на Марсе. Десантный модуль проработает на Марсе всего два-три дня, пока не закончится заряд аккумуляторов — никаких дополнительных источников питания у него нет.
Будущая миссия
Второй этап миссии «ЭкзоМарс» предусматривает отправку в 2018 году на Марс российской посадочной платформы и европейского марсохода. Ключевыми задачам этой миссии станут бурение и анализ марсианского грунта — ученые полагают, что на глубине нескольких метров могли сохраниться следы органической жизни. Этот этап может быть перенесен на 2020 год, если аппараты для него не будут готовы вовремя.
Аппарат TGO будет задействован и на второй стадии проекта. «Помимо научных исследований, на него ляжет и важная технологическая задача — ретрансляция данных с посадочной платформы и марсохода миссии 2018 года», — пояснил Родионов.
История проекта
«ЭкзоМарс» — первая миссия к Марсу с участием России со времен «Фобос-Грунта». Эта межпланетная станция, запущенная в 2011 году, должна была взять пробы грунта с марсианского спутника Фобоса, однако из-за аварии не смогла покинуть околоземную орбиту.
В 2013 году Роскосмос и Европейское космическое агентство договорились о сотрудничестве в исследовании Солнечной системе, в частности, совместном проекте «ЭкзоМарс». Изначально европейцы планировали реализовать этот проект вместе с NASA, но в 2012 году американская сторона покинула программу из-за нехватки средств. Европейские специалисты обратились к России с просьбой занять место американцев и, в частности, выделить две ракеты тяжелого класса для запуска межпланетных миссий.
Кроме того, Россия примет участие в получении данных от «ЭкзоМарса» — принимать информацию будут станции дальней космической связи в Медвежьих озерах (Московская область) и Калязине (Тверская область).
«Если первоначально предполагалось, что наши европейские партнеры будут принимать всю научную информацию, а затем делиться ей с нами, то теперь принято решение создавать совместный наземный комплекс приема и обработки информации. Таким образом, значение России в проекте выросло еще больше», — отметил Родионов.
По его словам, российские станции имеют радиотелескопы с антеннами диаметром 64 метра, в то время как европейские — антенны меньшего диаметра. Участие России позволит увеличить объем передаваемой научной информации. Кроме того, все научные данные будут одновременно поступать и в Европу, и в Россию.