Немецкая пропаганда в российских СМИ за бюджетные средства ФРГ (расследование)

отметили
25
человек
в архиве
Западные политики и представители крупных СМИ любят обвинять Russia Today в ведении пропагандистских кампаний в странах Евросоюза и США, якобы, в ущерб объективности и в нарушение принципов журналистской этики. При этом сами западные СМИ в этот момент изрядно лукавят. Поскольку в отличие от своих коллег из России (действующих открыто и прозрачно) осуществляют системную и порой сознательно не афишируемую пропагандистскую работу на территории нашей страны за десятки миллионов евро и долларов из бюджетов собственных государств.

Сегодня речь пойдет о широко известной немецкой вещательной корпорации DW (Deutsche Welle), известной в России также как «Немецкая Волна». В её деятельности на территории РФ имеется ряд примечательных фактов, о которых, по моему мнению, должна знать российская общественность, не питая иллюзий относительно пресловутой «объективности» европейских и ряда наших «независимых» СМИ. Итак, начнем.

Справка: Deutsche Welle является государственной немецкой международной телерадиокомпанией, ориентированной на зарубежных зрителей и слушателей. Помимо теле- и радиовещания DW поддерживает сайт на 30 языках и имеет собственную академию. Штаб-квартира расположена в Бонне, основная студия – в Берлине.

Внимание! Согласно ежегодному отчету немецкой компании за 2014 год DW получила дополнительные 278,5 млн. евро из федерального бюджета Германии под пропагандистскую деятельность. Дополнительные средства были привлечены, в первую очередь, для работы DW в России, Украине, Африке и арабском мире.

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

Желающим изучить оригинал, идти сюда – страница 8-я доклада.
www.dw.com/popups/pdf/47167877/2014-management-report.pdf

С точки зрения объема государственных ассигнований, выделение 278,5 миллионов евро является шагом беспрецедентным, так как по результатам финансового отчета DW за 2014 год всего на деятельность DW было выделено 311 миллионов евро, то есть сумма под «специфические задачи» вещания на Россию, Украину и Ближний Восток составляет около 90% всех средств немецкой госкомпании.

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

Ну а далее начинается самое интересное. Deutsche Welle в России помимо собственных кабельных частот использует для продвижения своего контента телеканалы (и, соответственно, их частоты) РБК и «Дождь».

Одной из площадок по продвижению контента DW в российских СМИ являлась программа Geofactor aktuell, которая транслировалась на «Дожде» по особому расписанию — без анонсов и предварительного появления в сетке вещания. Итак, вот немцы сами признают, что Геофактор транслируется на площадке «Дождя».

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

Мало того, функционеры DW, отчитываясь перед Бундестагом за выделенные ассигнования, открыто говорят о том, что еще, начиная с 2011 года, идет планомерное продвижение материалов, созданных корпорацией DW, на российских телеканалах, в первую очередь РБК-ТВ и «Дождь», о чем есть соответствующие записи в финальном отчете перед парламентом за 2013 год. При этом подчеркивается, что представители DW будут выступать в роли экспертов на российских телеканалах и продвигать немецко-европейскую точку зрения на текущие политические события.

Идем дальше. Помимо так сказать «окучивания» российских телеканалов, руководство «Немецкой волны» сообщает собственным парламентариям и о распространении материалов DW в российском информационно-аналитическом сегменте интернет-изданий. В качестве результата работы немецкой госкорпорации приводятся факты сотрудничества с порталами Newsru.com и Lenta.ru, а также еще 41 партнером, названия которых не указываются.

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

Яркий пример – телеканал «Дождь». Сотрудничество с ним, Deutsche Welle прямо аргументирует его «антикремлевской позицией», что делает канал «основным партнером в вещании программы Geofactor aktuell».

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

В последнем на данный момент отчете DW перед бундестагом за 15 декабря 2015 года (отчет об обновлении программы развития до 2017 года) подтверждается информация о сотрудничестве с «Дождем» и «РБК».
Кроме того, подтверждается факт того, что деньги на вещание DW в России выделили Правительство ФРГ, Бундестаг, а также МИД ФРГ. Также упоминается, что DW предоставляет комментарии от известных российских журналистов, например, Олега Кашина и Константина Эггерта.

«Несколько раз в неделю журналисты DW принимают участие в новостных передачах российских ТВ-партнеров РБК и Дождь. С августа 2015 года журналистка Жанна Немцова, дочь убитого в феврале 2015 года в Москве российского политика Бориса Немцова, расширяет русскоязычную редакцию DW».

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/071/1807124.pdf

Между тем, анализируя то, каким образом осуществляется продвижение материалов DW в российских медиа- и интернет-сегментах информационного пространства, можно выделить несколько базовых сценариев.

Во-первых, это механизм предоставления тем или иным телеканалом определенного «куска» эфирного времени, в рамках которого идет трансляция исключительно предоставляемого DW контента – в случае «Дождя» речь идет об упоминавшейся уже программе Geofactor.

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

А вот, собственно и скрин уже новостного выпуска DW на «Дожде, причем, как видно, по весьма актуальному сейчас политическому информповоду.

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

А вот сюжет об убийстве ребенка няней в Москве. Акцент в материале сделан на том, что по российским федеральным каналам новость не проходила. Немецкий эксперт Ио Гребель дает комментарий на тему того, что такие события освещать необходимо, приводятся примеры освещения немецкими СМИ подобных ситуаций.

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

Второй механизм продвижения медиа-контента «Немецкой волны» — это перепечатка ее материалов в крупных российских интернет-изданиях, который прямо фигурируют в отчетах DW в качестве его партнеров. Так, наиболее масштабное сотрудничество такого формата происходит с РБК, за февраль 2016 года на сайте РБК было опубликовано 13 материалов подобного характера. На сайте Lenta.ru – 7, Дождя – 4, на Newsru.com – 1 новость. Аналогичные показатели за прошедший год: Lenta.ru — 80 материалов, Дождь – 18, Newsru.com – 15 новостей.

В качестве примера такого рода взаимодействия можно привести историю с возбуждением уголовного дела против журналиста Первого канала Ивана Благого, которого немецкие власти заподозрили в разжигании антимигрантских настроений, хотя буквально на днях дело развалилось, а прокуратура Берлина никакого состава преступления в действиях российского журналиста не нашла. Вот, сначала, новость появилась на базовом сайте Deutsche Welle.

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

После чего начинается медийный «посев» по партнерским СМИ. Первым, что и неудивительно, выступает РБК.

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

Через две минуты новость выходит уже на Ленте.ру

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

Еще через две минуты на «Дожде»:

источник: scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net

Итак, что мы имеем в сухом остатке, после рассмотрения деятельности немецкой государственной вещательной корпорации DW на территории России.

1. Учитывая масштаб финансирования правительством ФРГ нужд своего медийного госконцерна и тот факт, что материалы DW выходят в коммерческих изданиях и на телеканалах, известных своей довольно жесткой позицией в отношении монетизации просмотров (тот же «Дождь»), можно обоснованно предположить, что материалы DW размещаются там не за красивые глаза и не под разговоры о «демократии» и «свободе слова».
И тогда это означает ни много ни мало, а ведение иностранным государством прямой политической пропаганды на территории России, причем скрытой под маской СМИ-партнеров и «выражения экспертного мнения», которое почему-то обставляется необходимостью «антикремлевской позиции», что делает ее носителей ключевыми партнерами DW.

2. Читатель может спросить, почему же это пропаганда. Да потому, что само правительство Германии, руководство DW в своих отчетах Бундестагу открыто признает, что целью деятельности «Немецкой волны» является продвижение «европейских ценностей», что уже предполагает определенную политическую индоктринацию.

3. Настораживает тот факт, что в последних документах, посвященных развитию DW на территории России, говорится о расширении сетки вещания телеканала в качестве приоритета работы СМИ. Таким образом, правительство ФРГ, являющееся владельцем DW, планирует и далее активно вкладываться в обработку умов россиян и привитие им «немецко-европейской позиции».

Как вы могли уже узнать из моего текста, упрощенно схема выглядит так:

источник: s00.yaplakal.com

Как мне кажется, необходимо, чтобы само общество, и в первую очередь, журналистская профессиональная корпорация, давали соответствующие оценки а, в нужных случаях, и отпор политической пропаганде, как и стремлению навязать нам чуждые ценности и интерпретации. В этой связи, кстати, было бы интересно услышать оценку описанных мною процессов и от недавно созданного профсоюза журналистов и сотрудников СМИ.

Что же происходит, когда дело спускается на самотек, можно наблюдать по ситуации в соседней Украине, где десуверенизация информационного пространства привела к сначала силовому перевороту, а потом и, по факту, развалу страны.
Добавил Stopor Stopor 23 Марта 2016
проблема (1)
Комментарии участников:
yache
+1
yache, 23 Марта 2016 , url
По мне — так пусть распространяют, но за публикацию материалов без подтверждения, за откровенную ложь нужно штрафовать руководство каналов и журналистов на внушительные суммы… Гранты будут в бюджет перетекать и все.
jaik
0
jaik, 24 Марта 2016 , url
Честно говоря, меня несколько смутил самый первый вывод, после которого дальше читать не особо хочется.
Внимание! Согласно ежегодному отчету немецкой компании за 2014 год DW получила дополнительные 278,5 млн. евро из федерального бюджета Германии под пропагандистскую деятельность. Дополнительные средства были привлечены, в первую очередь, для работы DW в России, Украине, Африке и арабском мире.
И выдержка на английском
The financial situation of Deutsche Welle continues to be tight. For 2014, Deutsche Welle received a slightly increased federal allowance of € 278.5 million, although
this increase was granted for specific purposes only (additional funds for reporting
on Russia and the Ukraine, enhancement of the programs for Africa and the Arab
World as well as studio upgrading).
Перевожу:
Финансовая ситуация для Deutsche Welle оставалась трудной. В 2014 объем федеральных ассигнований на Deutsche Welle немного увеличился до 278,5 млн евро. Однако данная разница в росте предполагает целевое расходование: репортажи из России и Украины, расширение программ Африки и Арабского мира, а также обновления ряда студий.

Дело все в том, что в 2013 году бюджет составил всего 270 млн (об этом говорится в том же отчете). То есть разница в 8,5 млн евро на год планировалось потратить именно на обозначенные цели.

Кстати, вот DW отчитался и достаточно подробно на тему того, куда и какие деньги расходуются. Увидим ли мы когда-нибудь подобное по RussiaToday?
Stopor
+1
Stopor, 24 Марта 2016 , url
Ну и правильно. Зачем читать, если можно зацепиться за узкий контекст и перевести тему. :))
jaik
0
jaik, 24 Марта 2016 , url
Если я не ошибаюсь, человек все свое «исследование» строит на теме, что DW 278 миллионов евро тратит на какую-то «пропаганду» в России. Вы предлагаете мне дальше ему верить?
Stopor
+2
Stopor, 24 Марта 2016 , url
Наоборот, полностью с Вами согласен. Всё врут: нет никакого финансирования, нет никакой пропаганды за счёт Германии, Нидерландов, Великобритании и др. дружественных нам стран. Статьи как эта не читать, а лучше запретить.
Гугл тоже придётся закрыть, чтобы не показывал результаты всех предыдущих расследований в отношении РБК, Дождя и прочих неполживых СМИ. Ничего не видим, ничего не слышим, ничего никому не скажем.
Нет, всё же одно скажем: «все врут», только мы с Вами честные, потому что умеем переводить так как нам больше нравится. Несмотря на то, что подстрочник перевода выглядит так:

Финансовое положение Deutsche Welle продолжает оставаться напряженным. В 2014 году Deutsche Welle получил незначительное увеличение федерального пособия в размере 278500000 €, хотя это увеличение было предоставлено для конкретных целей (только дополнительные средства для отчетности по России и Украине, укрепление программ для Африки и арабского Мира, а также модернизации студии)
jaik
0
jaik, 24 Марта 2016 , url
То есть, то что весь бюджет DW в предыдущем году был 270 млн, вас ничуть не смущает? Хотя сейчас я вижу, что с английским товарищ, который писал эту «разоблачающую» статью, похоже, не дружил и использовал автоматический перевод Гугла, который даже слово «репортаж» переводит как «отчетность». Зато ж круто. Приятно чувствовать, что на борьбу с российской «правдой» тратся сотни миллионов евро. Можно даже инфографики кусок сварганить.
V.I.Baranov
+2
V.I.Baranov, 24 Марта 2016 , url
В качестве результата работы немецкой госкорпорации приводятся факты сотрудничества с порталами Newsru.com

И отчёта никакого не надо. По стилю Newsru.com итак видно, что проплачены с потрохами!


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать