Время фрилансеров: как новые сервисы, построенные по модели Uber, проникают во все сферы экономики и меняют рынок труда

отметили
27
человек
в архиве
Время фрилансеров: как новые сервисы, построенные по модели Uber, проникают во все сферы экономики и меняют рынок труда
Объем созданной благодаря онлайн-платформам для фрилансеров «цифровой экономики», по данным компании Boston Consulting Group, уже в 2016 году в странах «Большой двадцатки» составит $4,2 трлн. Только в США объем рынка бытовых услуг от частного лица к частному лицу составляет $600–700 млрд в год.

В России этот рынок оценивается в десятки миллиардов рублей, считает Алексей Гидирим, основатель запущенной в 2012 году компании YouDo, через которую сейчас делается более 2 тыс. заказов в день, а общая сумма прошедших через нее заданий за 2015 год составила 1,6 млрд руб. «Тот объем транзакций, который проходил в офлайне, когда люди договаривались с друзьями или знакомыми о той или иной услуге, потихоньку переходит в онлайн», — говорит Гидирим. Сейчас на платформе YouDo зарегистрированы свыше 70 тыс. фрилансеров (весной 2013-го их было около 1 тыс.). «У населения доходы упали, и люди начали думать, как в свободное время зарабатывать», — объясняет второй основатель YouDo Денис Кутергин.

На YouDo любой желающий может создать задание в одной из категорий: курьерские услуги, бытовой ремонт, грузоперевозки, web-разработка и даже юридическая помощь. На задание поступают отзывы от исполнителей, которые в отличие от заказчиков проходят верификацию и телефонное собеседование с представителями компании. Заказчик может выбрать исполнителя, ориентируясь на предложенную цену и отзывы на сайте. До февраля 2013 года сервис брал комиссию в размере от 5 до 15% от каждой сделки, затем перешел на модель, при которой исполнитель платит небольшую сумму за возможность отправить свою заявку заказчику. «При таком подходе заказчик сразу получает контакт исполнителя и может с ним созвониться, да и наша доходность увеличилась, хотя ­исполнители в большинстве своем были против: они стали больше платить», — рассказывает Кутергин. Прямой доход от пользователей формирует порядка 80% выручки компании, остальное приходится на b2b и совместные рекламные проекты с парт­нерами. Выручку основатели не раскрывают, но говорят, что за последний год она выросла в 2,5 раза, а компания вышла на операционную безубыточность.

Компания YouDo в цифрах

2500–3000 руб. — средняя стоимость одной услуги

50% исполнителей имеют высшее образование

45,3% исполнителей находятся в возрасте от 25 до 34 лет. Еще в 2014 году почти такую же долю исполнителей составляли люди в возрасте 18–25 лет

44% исполнителей сочетают фриланс с постоянной работой

$5,5 млн — общая сумма инвестиций, полученных компанией

К 2025 году цифровые платформы повысят всемирный ВВП на $2,7 трлн и обеспечат новыми возможностями для работы более 540 млн человек

Источник: YouDo.com, McKinsey
Что заставляет пользователей прибегать к услугам YouDo и подобных сервисов? Во-первых, система рейтингов многократно повысила уровень доверия потребителя к заказу услуг онлайн: в отличие от обычного сантехника из ЖЭКа вызванный через онлайн-платформу сантехник заботится о репутации и стремится сделать работу качественно — от отзыва заказчика напрямую зависят его репутация и заработок.

На YouDo к рейтингам относятся серьезно: тому, кто не оставил отзыв на сайте, звонят из call-центра и записывают отзыв с его слов. После трех негативных отзывов или даже при одном негативном при менее чем десяти позитивных исполнителя удаляют из системы без возможности восстановления. Кроме того, отзывы — лучшая защита от конкурентов, убежден Кутергин. «Скопировать движок сайта может каждый, а вот сделать достоверную систему, где есть проверенные люди и отзывы о них, гораздо сложнее», — говорит он.

С кризисом выросла потребность в экономии, отмечает основатель YouDo: «Раньше мультиварка ломалась и ремонтировать ее не было смысла — проще было купить новую примерно по той же цене, что и ремонт. Теперь все иначе». Сейчас на YouDo доступно 14 категорий, в которых заказчик может оставить задание, и почти в каждой из них уже появились конкуренты. Особенно быстро развиваются новые платформы в сегментах, с которых сервис начинал, — курьерская доставка и уборка квартир.

Курьеры, клинеры, рекрутеры

С ростом объемов онлайн-торговли интернет-магазины стали все чаще отдавать доставку на аутсорсинг, поэтому спрос на такие услуги поднялся. Однако хорошего курьера найти по-прежнему сложно, рассказал РБК основатель службы доставки «Пешкарики» Дмитрий Петров.

В «Пешкариках» действует своеобразная система защиты от воровства: прежде чем приступить к работе, курьеры вносят на баланс собственные деньги и могут доставлять заказы стоимостью не выше суммы залога. «За последние 50 тыс. доставок у нас не было ни одной пропажи», — говорит Петров. Качество работы курьера привязали к его материальной выгоде: в случае большого числа положительных отзывов от интернет-магазинов залог у курьера постепенно начинает снижаться и может снизиться до 30% от стоимости груза. Кроме того, «Пешкарики» сделали ставку на срочность (благодаря обширной базе легко найти курьера, который доставит товар в тот же день) и низкие цены: в Москве одна несрочная доставка стоит от 199 руб., срочная — от 299 руб.

С момента запуска в конце 2013 года на платформе зарегистрировались более 20 тыс. курьеров и 2500 заказчиков — это в основном интернет-магазины, но есть и частные лица. Сейчас «Пешкарики» при оформлении заказа берут с каждого курьера комиссию в размере 15–22% от стоимости доставки. Есть дополнительные услуги, например примерка одежды или сообщение с уведомлением о доставке (без него информация просто обновляется в приложении). Выручку от дополнительных услуг компания делит пополам с курьером. При таком раскладе курьер «Пешкариков» при 100 доставках в месяц может заработать около 40 тыс. руб., говорит Петров, поэтому компания не испытывает недостатка в исполнителях.

В сегменте уборки квартир быстро растет вышедшая на рынок в 2014 году компания Qlean. Сейчас она объединяет уже 600 клинеров, которые выполняют порядка 500 заказов в день, а выручка за 2015 год составила 200 млн руб. Запускаться в самом начале кризиса было страшновато, говорит директор по маркетингу Qlean Роман Кумар Виас, но основатели сделали ставку на то, что люди начнут больше ценить личное время. «Можно убраться дома самостоятельно и выкинуть 3,5 часа из жизни, а можно за 1590 руб. заказать уборку», — говорит Виас.

Основатели Qlean максимально пристрастно подошли ко всем мелочам в отношении уборки и уборщиков — так называемых клинеров. Инвентарь им предоставляет компания, а взамен забирает 30% от стоимости уборки (в среднем в Москве она составляет 2500 руб.). Каждый исполнитель проходит многоступенчатый отбор — групповое и личное собеседование, стажировку на специальном полигоне, а затем еще и тренинг по общению с клиентами, и только после этого его допускают до первой уборки. Такой подход приводит к тому, что свыше 80% клинеров хоть и остаются на фрилансе, но работают только на Qlean. «Люди, которые устраиваются к нам работать, могут получать около 50–60 тыс. руб. в месяц, — говорит Кумар Виас. — А наш топ-перформер — женщина, которая очень много работает, — получает порядка 100–110 тыс. руб.».

Такие сервисы потихоньку объединяют рынки, на которых сейчас существует масса разрозненных компаний и предпринимателей. Например, на рынке по ремонту смартфонов это пытается сделать стартап iSmashed, который в марте привлек несколько миллионов рублей инвестиций от калининградского венчурного фонда SmartHub. По оценке основателя сервиса Александра Пасечника, ежегодно в России ремонт необходим приблизительно половине всех продаваемых смартфонов и планшетов (8 млн штук), а потенциальный объем рынка превышает 10 млрд руб. Сервис сделал ставку на то, что клиенты — в основном офисные работники — захотят сэкономить время и обеспечить сохранность информации в своем телефоне, поэтому мастера iSmashed выезжают на заказ и чинят аппарат в присутствии хозяина. Недавно компания стала работать в партнерстве с Gett, чтобы мастера могли доезжать до заказчика в течение часа. В отличие от других служб iSmashed зарабатывает в основном на разнице в оптовой и розничной цене на запчасти — это то, что остается у компании после закупки запчастей, организации выезда и выплаты вознаграждения мастеру (12–13% от стоимости заказа). Пока в системе всего шесть мастеров, однако стартап планирует со временем в несколько раз увеличить их число.

Биржи фрилансеров появились и в ­неожиданных областях, например в подборе персонала. Запустившийся в 2015 году стартап JungleJobs стал площадкой для сведения крупных компаний с внештатными хедхантерами. Сервис работает эффективнее, чем традиционные рекрутинговые агентства, говорит Евгения Дворская, основавшая JungleJobs после 11 лет работы в области рекрутинга. «В среднем клиент в первую неделю работы получает от пяти до 12 резюме на вакансию — это в три-четыре раза больше, чем в любом другом кадровом агентстве», — рассказала Дворская в интервью РБК. Поскольку хедхантер работает на себя и получает 70% от гонорара за успешно закрытую вакансию (в 2015 году он составил в среднем 225 тыс. руб., из которых 30% забирает себе платформа), средняя скорость закрытия позиций и процент закрываемости получаются выше, чем в обычном агентстве.

Как и в других сервисах, ориентированных на рынок b2b, фрилансеры на JungleJobs проходят жесткий отбор. Из 1500 заявок к сотрудничеству допустили 300 человек, говорит Дворская, и все они получают возможность закрывать вакансии для 50 крупных российских и иностранных компаний, которые являются клиентами площадки. С клиентами JungleJobs тоже заключает договор, после чего компания размещает на платформе вакансию, устанавливает сумму гонорара (минимум 100 тыс. руб. за вакансию в Москве) и выбирает одного или несколько подходящих рекрутеров. Предприниматель не раскрывает количество закрытых вакансий или выручку, однако, по ее словам, в 2015 году компания росла по выручке на 33% в месяц.

Поскольку 70% рекрутеров JungleJobs — сотрудники кадровых агентств, в которых далеко не всегда приветствуют подобные подработки, система гарантирует им конфиденциальность: рекрутеры не видят друг друга на площадке, а компания узнает имя рекрутера только после того, как нанимает его на проект. При этом, по словам Дворской, переход на фриланс уже стал заметным трендом на рынке хедхантинга. «В агентстве оклад от 30 тыс. до 60 тыс. руб. и 10% от гонорара. Плюс доступ на HeadHunter.ru и компьютер. У нас рекрутеры получают свой двух-трехмесячный гонорар за одну закрытую вакансию», — говорит Дворская.

Где это не сработало

Не во всех сферах онлайн-платформы срабатывают как бизнес-идея. Например, полностью провалилась попытка создать в России «Uber для врачей» — таким должно было стать приложение «Спроси врача», которое запустил в 2012 году основатель сети «Доктор на работе» Станислав Сажин. «Мы пытались сделать сеть, где пациенты пишут отзывы на врачей через приложение. Еще были примеры, где пациенты вызывают врача через приложение, некоторые пытались организовать видеосвязь с врачом через приложение или записать на прием в клинику, но все эти сервисы убыточны», — рассказал Сажин РБК. По словам предпринимателя, на Западе такие приложения работают, но россияне, привыкшие к социальному государству, не готовы платить за медицину. «Все попытки сделать бизнес-модель прибыльной провалились, потому что мы стабильно из своего кармана доплачивали врачам за консультации», — говорит Сажин. Кроме того, российское законодательство не подразумевает возможности оказания медицинских услуг через интернет, поэтому любая попытка взять за них деньги квалифицируется как незаконное предпринимательство.

В декабре 2015-го закрылся «Яндекс.Мастер», собравший на своей платформе компании по ремонту и оказанию бытовых услуг. Почти за полтора года сервису так и не удалось стать массовым. Как объяснял руководитель «Яндекс.Мастер» Лев Волож в колонке для vc.ru, причина была в самом устройстве этого рынка, в котором львиная доля заказов делается напрямую. Если речь идет о дорогих, сложных услугах вроде ремонта квартиры, заказчик хочет контактировать напрямую, без посредников и комиссий, сообщил РБК сооснователь платформы «Ремонтник.Ру» Дмитрий Балакирев. Возможно, именно поэтому «Ремонтник.Ру» неплохо себя чувствует, несмотря на кризис: сайт объединяет несколько десятков тысяч мастеров, которые конкурируют друг с другом за каждое предложение, что позволяет удерживать низкие цены. При этом система отзывов позволяет выбрать наиболее квалифицированного и адекватного исполнителя. Как рассказал РБК второй основатель платформы, Алексей Сапкин, к лету «Ремонтник.Ру» рассчитывает выйти на уровень 1 тыс. заказов в сутки.

Даже в сферах, где клиенты привыкли заказывать услуги у частных лиц вроде вызова на дом мастера по маникюру, есть свои сложности. Приложение GetNow Beauty, которое летом 2015 года привлекло $2 млн от анонимного частного инвестора, сейчас «находится в стадии заморозки» для российского рынка, сообщила РБК владелец сервиса Анна Корона. Она утверждает, что проект обновится летом, после того как будет решен вопрос с новым раундом инвестиций, но обычно успешные проекты не останавливают через полгода после запуска.

Платформа, которая просто сводит заказчика с исполнителем, обречена на провал, считает Кумар Виас из Qlean: успешной может стать только компания, которая тщательно контролирует бизнес-процессы. «Ремонтник.Ру» едва ли не круглосуточно мониторит выполнение заказов и все отзывы, которые появляются на сайте, JungleJobs обучает хедхантеров, а основатели Qlean написали 30-страничную книгу, в которой описаны все нюансы уборки и инструкции по общению с клиентом. В сентябре 2015 года основатели Qlean запустили новую платформу — сервис для маникюра на дому Shelly — и планируют применять к нему тот же подход. «Суть таких сервисов не в том, чтобы единожды заработать на клиенте, а чтобы клиент к тебе вернулся и пригласил своих друзей, не тратя на это твои деньги. Именно для этого нужно качественное обслуживание», — считает Кумар Виас.

Кроме того, большинству сервисов приходится следить, чтобы на сайте было здоровое соотношение заказчиков и исполнителей. «Если у нас мало исполнителей, мы даем кампанию по привлечению мастеров. В обратном случае привлекаем рекламой заказчиков», — говорит Алексей Сапкин. Даже YouDo, старающаяся по минимуму вмешиваться в договоренности между заказчиком и исполнителем, иногда регулирует поток тех и других. «В начале 2015 года мы в нескольких категориях ограничили регистрацию исполнителей, потому что их было очень много: в разгар кризиса все запаниковали и начали искать подработку. Они начали сильно демпинговать, в чем мы не заинтересованы, поэтому мы на время их выключили», — вспоминает Денис Кутергин.

Несмотря на временные сложности, в перспективе фрилансеры полностью преобразят рынок труда, считает его партнер Алексей Гидирим. По его словам, в США уже 40% населения оказывают фриланс-услуги и то же самое ждет Россию. «Люди будут себя позиционировать не как сотрудники конкретной компании, а как профессионалы, которые работают на рынке, могут присоединиться к проекту, реализовать его, отпасть от этого проекта и присоединиться к другому», — говорит предприниматель.

Как заработать на фрилансе

Алексей Аристов, бывший пилот «Трансаэро»
Сервис: YouDo

Профиль: ремонт бытовой техники

Доход: 2–5 тыс. руб. в день

«Вообще я до 18 лет ничего руками делать не умел, но после армии пришлось жить на съемных квартирах со сломанной электрикой, битой сантехникой, отрывающимися обоями. Денег не было кого-то нанимать, поэтому пришлось учиться все делать самому. С тех пор как в октябре-ноябре прекратились полеты «Трансаэро», я нахожусь в поисках работы и YouDo сильно выручает. Если раньше это была просто подработка, то сейчас я стал брать заказы на целый день. По деньгам получается намного меньше, чем на постоянной работе, к тому же все зависит от сезона: летом за день получалось заработать 4–5 тыс. руб. чистыми, сейчас 2–3 тыс. руб. Могло быть и больше, но я не беру большие заказы: по основной профессии необходимо поддерживать знания на должном уровне. Я же не могу прийти на собеседование и сказать: «Ребята, я не помню воздушные коды, но могу вам рассказать, как правильно развести электрику».

Лия Кохия, профессиональный рекрутер
Сервис: JungleJobs

Профиль: подбор персонала

Доход: 280 тыс. руб. за проект

«Я более семи лет занимаюсь рекрутментом на фармацевтическом рынке и рынке медоборудования. До 2015-го работала в кадровых агентствах (Norman Consulting, Beagle). В какой-то момент поняла, что в рамках агентства я себя уже реализовала. Мне захотелось попробовать себя в качестве фрилансера, отвечать за тот объем работы, который хочу, и за те проекты, которые мне интересны. JungleJobs сами меня нашли и предложили стать у них консультантом по моему профилю. Мы заключили договор, и с апреля 2015 года я работаю как индивидуальный предприниматель. Пока я закрыла на JungleJobs один проект, гонорар за который составил 280 тыс. руб. В кадровых агентствах, конечно, было больше клиентов, чем сейчас на JungleJobs. Но бизнес развивается. Думаю, скоро и там будет достаточно проектов по моему профилю. Доход консультанта на подобных площадках больше, чем в агентствах. Кадровым агентствам не стоит запрещать сотрудникам работать через JungleJobs — лучше становиться их партнерами, ведь это дополнительный источник клиентов».

Геннадий Щегирев, пенсионер
Сервис: «Пешкарики»

Профиль: курьерская доставка

Доход: 50% от пенсии

Летом 2015 года стало не хватать денег: предыдущие подработки кончились. Я с помощью сыновей стал искать в интернете другие и наткнулся на «Пешкариков». Мне показалось это интересным, я подал заявку, меня отобрали. Я человек спортивный: несмотря на то что мне через месяц 71 год исполнится, играю в футбол и стараюсь в день проходить не менее 5 км. Сидеть на лавочке или играть в домино мне неинтересно, поэтому работа курьером для меня еще и способ держать себя в форме. Работаю не каждый день, заказы в область и вечером не беру. Люблю ездить с утра. В день выходит от двух до пяти заказов. Это позволяет мне зарабатывать хорошую прибавку к пенсии — до половины ее размера. Научился работать с «Пешкариками» через мобильное приложение в телефоне. Это оказалось несложно. Пытался привлечь других пенсионеров, но им лень. А мне нравится: хомута на шее нет, работаю тогда, когда хочу. Я доволен».

При участии Владислава Серегина
Добавил suare suare 5 Апреля 2016
проблема (1)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать