Бастрыкин: Итоги расследования катастроф показали - необходима кардинальная реформа гражданской авиации (Пилот Boeing, разбившегося в Казани, работал по поддельным документам)

отметили
54
человека
в архиве
По результатам расследования последних авиапроисшествий глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин рассказал о причинах воздушных ЧП и выводах, которые напрашиваются после анализа ситуации в гражданской авиации страны.

источник: cdnimg.rg.ru

… Какие еще установленные следствием факты вы считаете важным обнародовать?

Александр Бастрыкин: В ходе расследования уголовного дела об авиакатастрофе в Казани было установлено, что командир судна имел поддельное свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации, а также соответствующий диплом, которые он приобрел у установленного следствием лица еще в 2009 году.

Получается, пилот просто купил права на управление самолетом? Даже в голове не укладывается, как вообще такое стало возможным.

Александр Бастрыкин: В 2013 году, когда произошла эта катастрофа, в силу того, что старые документы, регламентирующие порядок выдачи свидетельств минтрансом, были отменены, а новые еще не разработаны, образовался правовой вакуум, который и позволил пилоту устроиться на работу по поддельным документам.

Я считаю, что проблема эта не решена и сейчас. В постановлении правительства от 6 августа 2013 г. №670 свойственная государству функция по проверке сведений, содержащихся в документах об обучении, при выдаче летного свидетельства переложена на других. Согласно этому правовому акту достоверность таких документов обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы, то есть либо самим пилотом, либо учебным центром.

Вы упомянули о человеке, продавшем командиру самолета поддельный диплом. Это значит, что следствие нашло этого человека? Он осужден? Ведь в какой-то степени если не прямо, то косвенно этот человек тоже сопричастен к случившемуся.

Александр Бастрыкин: В силу несовершенства уже уголовного законодательства этому лицу удалось избежать наказания по данному преступному эпизоду. Дело в том, что статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) не различает, к примеру, подделку больничного листа и пилотского свидетельства. Наказание за эти деяния, существенно отличающиеся по степени общественной опасности, одинаково и не превышает двух лет лишения свободы. Соответственно и срок давности уголовного преследования за его совершение составляет 2 года. Нетрудно подсчитать, что этот срок истек еще за 2 года до самой авиакатастрофы.

Тренажеров для воздушных судов Як, Ту, Ан для тренировок пилотов как не существовало, так и нет до сих пор.

В связи с этим может быть предложено дополнить статью 327 УК РФ новыми частями, предусматривающими в качестве обстоятельств, отягчающих наказание, подделку документа, предоставляющего право на осуществление деятельности, сопряженной с повышенной опасностью для жизни или здоровья граждан. Это преступление надо отнести к категории тяжких, а если содеянное повлекло по неосторожности гибель людей или иные тяжкие последствия, — к категории особо тяжких.

После всего сказанного напрашивается вопрос — какие меры по реформированию самой отрасли вы бы предложили?

Александр Бастрыкин: В настоящее время структуру национальных авиационных властей Российской Федерации составляют Ространснадзор, Росавиация и Министерство транспорта Российской Федерации. Зачастую предметы ведения между этими ведомствами распределены недостаточно четко, не говоря уже об ответственности. Такое положение дел противоречит нормам ИКАО, согласно которым авиационные власти в государстве — участнике Чикагской конвенции должны быть едины, во главе с конкретным лицом, отвечающим за функционирование всей отрасли, а не ее отдельных ветвей.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о передаче функций этих ведомств единому госоргану — Министерству гражданской авиации, как это было во времена Советского Союза.

Кроме того, представляется необходимым изъять у авиакомпаний свойственные государству функции по разработке правил полета, которые должны быть едиными для всех, а также контрольные функции по квалификационной проверке пилотов и передать их соответствующему уполномоченному государственному органу.
Добавил skrt skrt 8 Апреля 2016
проблема (1)
Комментарии участников:
skrt
+1
skrt, 8 Апреля 2016 , url
Полная версия интервью — по ссылке.
Лиман
+3
Лиман, 8 Апреля 2016 , url
Трудно представить что тракторист решил посредством покупки прав летчика улучшить своё и семейное благополучие. А вот если летчика поставить перед выбором или покупай или фиг сдашь то тогда понятно
tihiy.whyte
0
tihiy.whyte, 8 Апреля 2016 , url
Мне вот интересно почему, например: во Франции никто не покупает поддельных дипломов летчиков, или например, в Британии, или например, в США, или например, в Японии. Почему вместо того что бы придумывать очередное 101 министерство нельзя просто взять и заставить работать существующие. И самое главное если у вас не работаю три министерства, которые существуют уже многие годы, то с чего вы взяли, что заработает четвертое!
skrt
+3
skrt, 8 Апреля 2016 , url
Мне вот интересно почему, например: во Франции никто не покупает поддельных дипломов летчиков, или например, в Британии, или например, в США, или например, в Японии.
А Вы точно проверили дипломы всех лётчиков указанных стран?
1sr
+1
1sr, 8 Апреля 2016 , url
Потому, что им реже приходится заполнять " правовой вакуум". У них система правовая давно построена.
Нам пришлось в 90-х строить хоть и не с нуля, но искать уникальную композицию систем.
Виктор57
+1
Виктор57, 8 Апреля 2016 , url
а у нас все так. Вон у Ликсутова тоже диплом липовый. В РЖД его раскусили, а в мэрии нет.
skrt
0
skrt, 8 Апреля 2016 , url
Информация о поддельном дипломе Ликсутова опровергнута — разбирательство было.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать