Комментарии участников:
декабре 2015 года в Париже состоялся Всемирный экологический форум. На нем российские власти объявили о намерении снизить вдвое промышленные выбросы в атмосферу по сравнению с уровнем позднего СССР. В действительности же эта задача была выполнена еще в середине 1990-х, причем стихийно и с убытком для экономики: по причине присущей тому периоду деиндустриализации. Поскольку Москва ссылается на давно достигнутые, и без сознательных усилий, показатели, во Франции у России сложился образ державы, не заинтересованной в развитии зеленой экономики.
Прямое общение французских предпринимателей с российскими губернаторами однако показало, что в сфере экологии обеим сторонам есть о чем договариваться. Представители французского бизнеса предложили заместителю губернатора Тюменской области Павлу Тараканову системы по очистке воздуха, и как выяснилось, такие проекты действительно интересуют сибирские власти.
Комментируя экологическую ситуацию в регионе, чиновник рассказал о произошедшей в городе Ишиме природной катастрофе, вызванной паводком, и выразил заинтересованность в технологиях, которые способны предотвратить беду. Также представитель сибирского региона сообщил о намерении развивать экологические проекты в целом: пообещал иностранным инвесторам, готовым утилизировать мусор, концессии с 2017 года.
Кавказский Куршевель
Замгубернатора Краснодарского края Сергей Алтухов поведал о развитии совместных проектов с Францией в аграрном секторе и сфере туризма. На Кубани намерены воспользоваться опытом французского Куршевеля для создания его российского аналога в Лаго-Наки (горное плато с альпийскими лугами на Кавказе, расположено в Адыгее и Краснодарском крае).
Практически все выступавшие от России так или иначе затрагивали тему моногородов — населенных пунктов с единственным, часто находящимся в кризисе предприятием, модернизация которых объявлена национальным приоритетом. Французский бизнес намерены привлечь в такие города сверхвыгодным фискальным режимом: отчисления в федеральный и региональный бюджеты будут снижены до нуля.
Организаторы мероприятия из Российско-французской промышленной палаты, в свою очередь, заявили, что нашу страну интересует накопленный в Европе опыт реконструкции старых промышленных зон, аналогичных российским моногородам.
Все ближе к Москве
Презентация российских регионов в Париже выявила наличие в Пятой Республике бизнес-элиты, настроенной на сотрудничество с Россией. Французские предприниматели задавали вопросы губернаторам в том числе и на русском языке, а представитель компании Harlequine взял слово для того, чтобы выразить удовлетворенность условиями ведения бизнеса в Нижегородской области. О своем положительном опыте инвестирования в Россию сообщил и представитель Onduline: по его словам, инвестиции, сделанные во время предыдущего периода низких цен на нефть в 2008 году, окупились.
Встреча проходила в дружественной атмосфере, вопрос о санкциях практически не затрагивался.
Возможно, так вышло и потому, что тут сложилась патовая ситуация. Французская политическая элита, в отличие от немецкой и американской, выступает за снятие торговых ограничений, о чем, в частности, заявлял министр экономики Франции Эмманюэль Макрон. Однако очевидно, что без согласия Вашингтона Париж действовать не может. В последние месяцы министр сельского хозяйства Франции Стефан Ле Фолль дважды приезжал в Москву, пытаясь добиться отмены части санкций против европейских поставщиков, введенных еще зимой 2014 года. Но дело пока не может сдвинуться с мертвой точки.
Практический итог поездки российских региональных лидеров во Францию прояснится скоро. В российской делегации рассчитывают на развитие двустороннего делового сотрудничества: приблизительно три четверти отведенного времени российские представители провели в переговорных комнатах с французскими бизнесменами.
Санкции надо отменять. И антисанкции тоже. Они вредят России и Европе. Хотя изначально казалось правильным прищемить яйца некоторым российским чинушам.