В конце прошлой недели Госдума в первом чтении приняла пакет резонансных антитеррористических законопроектов,
внесенных председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и председателем комитета по обороне Совета Федерации Виктором Озеровым в начале апреля. Согласно одному из этих законопроектов, операторы связи и интернет-провайдеры в течение трех лет должны будут хранить и предоставлять государственным органам информацию о совершенных абонентами звонках и отправленных сообщениях, а также их содержание.
Как пишет
РБК со ссылкой на доклад проектного института «Гипросвязь» (дочерняя структура «Ростелекома»), объем данных, который придется хранить операторам в случае вступления закона в силу, составит 157,5 млрд ГБ (157,5 эксабайт). Этот объем в 100 тысяч раз превышает объем данных о фактах оказания услуг, которые операторы хранят сейчас.
В понедельник, 16 мая, экспертный доклад «Гипросвязи» был представлен на заседании временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества в понедельник. Согласно расчетам авторов доклада, если поправки вступят в силу, то спустя три года объем хранимой операторами информации достигнет 2,8 трлн минут телефонных вызовов (1,35 эксабайта) и 156 эксабайт информации об интернет-трафике. Оставшиеся данные придутся на сообщения абонентов и информацию о самих фактах оказания услуг.
В докладе говорится, что столь значительный объем данных требует 30,6 тыс. стоек в центрах обработки данных (ЦОД) — больше, чем мощности любого из крупнейших мировых ЦОД. При этом на заседании отметили, что возможные затраты операторов на носители информации «профинансируют зарубежных производителей оборудования», поскольку в России не производятся жесткие диски.
Выступая на заседании, замглавы Минкомсвязи Дмитрий Алхазов отметил, что отрасль не выдержит затраты на обеспечение хранения требуемых данных, которые экспертная рабочая группа при правительстве оценила в 5,2 трлн рублей (примерно треть годового бюджета страны).
«Коллапс всей отрасли»
Аналогичной позиции придерживается и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. По его мнению, обеспечить необходимую инфраструктуру экономически невозможно, поэтому операторы и организаторы распространения информации в интернете не смогут исполнять закон — это повлечет отзывы лицензий и «коллапс всей отрасли».
В ходе заседания его участники выдвинули и ряд других аргументов против принятия «закона Яровой». Так, замглавы Роскомнадзора Олег Иванов отметил, что поправки не будут работать, если не предусмотреть ответственность операторов за их несоблюдение, а значит, понадобятся дополнительные законопроекты. Однако проконтролировать полноту хранения данных и то, не удалил ли оператор ту или иную информацию, практически невозможно, считает чиновник.
Свои замечания к проекту представили и операторы связи. В частности, директор по связям с законодательной и исполнительной властью «МегаФона» Дмитрий Петров отметил, что законопроект противоречит действующей норме, согласно которой операторы не имеют права записывать телефонные разговоры без решения суда, и его принятие приведет к возникновению коллизии.
Кроме того, Петров обратил внимание и на проблему безопасности данных. «Сегодня СМИ позволяют увидеть, как легко взламываются аккаунты в Telegram, облачных хранилищах данных и т. д. Когда эта информация будет лежать на сервере, ее будет легче получить, чем с устройства человека», — отметил представитель «МегаФона».
Напомним, что ранее сотовые операторы оценили возможные затраты в случае принятия законопроекта в предложенном виде. Так, в «МегаФоне» отметили, что компании потребуется 1,4 трлн рублей на соблюдение предлагаемых норм. В свою очередь, представитель МТС сообщил, что стоимость создания инфраструктуры для хранения в дата-центрах сведений о соединениях только в течение 12 часов составляет минимум 3 млрд рублей.
На прошлой неделе свой отзыв на резонансный законопроект
представило правительство РФ. Чиновники в целом одобрили идеи авторов документа, однако предложили сократить трехлетний срок хранения данных, учитывая технические возможности операторов связи и «потребности правоприменительной практики в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений террористической и иной направленности». При этом конкретные сроки хранения данных в отзыве не называются.