Сбербанк опознает клиентов по голосу (Крупнейшая кредитная организация страны внедряет систему, которая сделает банковские карты фактически ненужными)

отметили
12
человека
в архиве
Сбербанк опознает клиентов по голосу  (Крупнейшая кредитная организация страны внедряет систему, которая сделает банковские карты фактически ненужными)
Уже через 2–3 года для клиентов Сбербанка фактически отпадет необходимость в банковских картах. Крупнейшая кредитная организация в стране намерена внедрить два технологических решения — voice recognition (идентификация по голосу) и image recognition (идентификация по внешности). Об этом в эксклюзивном интервью (читайте в одном из ближайших номеров) «Известиям» рассказал глава Сбербанка Герман Греф.

На данный момент клиенты Сбербанка часто жалуются на то, что для полного сопровождения по карте они должны обращаться в отделение, где она была открыта. Глава Сбербанка Герман Греф объяснил, что технологические возможности для того, чтобы система была единой, есть, но тут играют роль вопросы безопасности.

— У нас сейчас рассматривается целый ряд подходов к вопросам безопасности. Например, такие как voice recognition (идентификация по голосу) и image recognition (идентификация по внешности). Эти решения, которые доводят точность идентификации до 99,9%, находятся в высокой степени готовности, — сообщил Герман Греф «Известиям».

Глава банка надеется, что в течение 2–3 лет кредитная организация сможет их внедрить.

— Это не только защита от мошенничества, но и удобство. Не нужно никуда ездить, не нужно документов, чтобы мы идентифицировали ваш голос для совершения любой операции. В нашей новой платформе «18+» заложен функционал идентификации клиентов по ладони. Мы сейчас всё больше и больше банкоматов закупаем с биометрией. Соответственно, как таковая карта, основная задача которой состоит в идентификации, уходит в прошлое. После внедрения платформы «18+», а оно планируется к 2018 году, частота использования карты как инструмента платежа начнет резко снижаться. Банкинг изменится драматически, — заявил глава Сбербанка.

Правда, как отметил Герман Греф, за рубежом эти технологии не будут работать. Вернее, будут, но только в сети Сбербанка.

— Я думаю, что постепенно и там будут уходить карты, но это не перспектива ближайших пяти лет, — подчеркнул он.

Как уточнили в пресс-службе Сбербанка, идентификация клиентов по голосу планируется в масштабах всего банка, она будет доступна во всех регионах и всем клиентам по их желанию. По данному направлению большая часть тестов уже проведена, остались лишь штрихи. Ограниченное тестирование уже идет в Москве. При такой идентификации, указали в Сбербанке, клиент может с любого телефона в России или за рубежом просто озвучить свой вопрос, не раскрывая конфиденциальной информации. При этом, уверяют в банке, технология позволяет определять случаи, когда человек звонит под принуждением или когда мошенники методами социальной инженерии завладели информацией клиентов старшей возрастной категории.

— Идентификация клиентов по лицу сейчас рассматривается только при обслуживании в отделении банка, а также при выездном обслуживании корпоративных клиентов и маломобильных групп граждан. Сроки и масштаб проектов на текущий момент оценить проблематично, но существует возможность использования во всей сети банка, — уточнили в пресс-службе Сбербанка.

Другие банки пока с осторожностью присматриваются к такой технологии. Например, начальник управления развития устройств самообслуживания ВТБ24 Елена Лоскутова сообщила «Известиям», что в ВТБ24 цели по реализации какой-либо технологии, связанной с отказом от использования карт, пока нет.

— Изменение способа идентификации клиента не является для нас самоцелью. Мы строим свои планы по инновациям, ориентируясь на потребности клиентов (в том числе с ориентацией на будущее). А потребности достаточно простые и прогнозируемые: получить нужную операцию с наименьшим количеством подходов в отделение банка и/или с сокращением времени на проведение операций. Пока карту видим как рабочий инструмент для удовлетворения данных потребностей, — подчеркнула Елена Лоскутова.

Как указал начальник управления по развитию систем самообслуживания Альфа-банка Максим Дарешин, Альфа-банк рассматривает использование биометрии, направление отпечатков рисунка вен пальцев для усиления безопасности крупных операций, но как дополнение к действующим мерам безопасности.

— Смотрим на это осторожно, так как самым важным является реакция и востребованность у клиентов. После этого, возможно, будем рассматривать и другие направления биометрии, — сказал Максим Дарешин.

Мнения экспертов относительно востребованности новых технологий разделились. Так, гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский полагает, что пока банковский рынок и инфраструктура не готовы к таким технологиям.

— На мой взгляд, на сегодняшний день массовое использование voice recognition и image recognition несколько преждевременно, — сказал он. — Однако хорошо, что их начинают постепенно внедрять. Но я бы скорее говорил о том, что в перспективе 2–3 лет эти системы могут быть внедрены в качестве концепта или пилотного проекта.

Алексей Раевский отметил, что для массового внедрения нужно задействовать не только банки, которые находятся не в вакууме, нужно взаимодействовать с другими областями. Кроме того, эксперт подчеркнул, что стопроцентной защиты подобные системы не могут обеспечить. В частности, существует уже достаточно технологий для изменения голоса.

В пресс-службе Центра речевых технологий (ЦРТ) отметили, что в приложение уже заложена часть, которая позволяет проверить, не подложена ли чужая фотография или не изменен ли голос. В компании считают, что технологии идентификации по голосу и внешности всё больше и больше будут востребованы, поскольку пароли и коды, основанные на знаниях, можно подобрать, а внешность и голос — нет. Официальные представители компании ЦРТ уверены, что карты действительно постепенно исчезнут из нашего быта.

— Но речь точно не о 2–3 годах, а о среднесрочной перспективе, — заявили «Известиям» в ЦРТ.

Юристы не увидели никаких юридических препятствий для внедрения новых способов идентификации. По словам директора юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасии Рагулиной, новый способ полностью вписывается в действующее российское законодательство. Она отметила, что при заключении договора банк с согласия клиента может включить пункт об использовании личных данных клиента, к которым в том числе относятся внешность и голос. В частности, это предусмотрено ст. 11 закона «О персональных данных».

— А в ст. 847 ГК РФ содержится правило, согласно которому договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Таким образом, внешность и голос можно считать иными средствами, — пояснила юрист.
Добавил Никандрович Никандрович 26 Мая 2016
проблема (3)
Комментарии участников:
suare
+3
suare, 26 Мая 2016 , url
suare
+1
suare, 27 Мая 2016 , url
источник: fontanka.ru
Сбербанк узнает тебя по глазам, по рукам, по голосу

Отказаться от пластиковых карт через три года — такие планы вынашивает глава Сбербанка Герман Греф. Он хочет узнавать своих клиентов по биометрическим данным.

Планами по новому витку модернизации Сбербанка Герман Греф на днях поделился с газетой «Известия». В течение ближайших двух-трёх лет, по его словам, будет внедрена новая платформа, которая позволит банкоматам и терминалам узнавать клиентов по сетчатке глаза, по лицу, по голосу, по отпечаткам пальцев. Карта с чипом или магнитной полосой станет тогда не нужна.

«Эти решения, которые доводят точность идентификации до 99,9 процентов, находятся в высокой степени готовности, – цитирует Германа Грефа. – Это не только защита от мошенничества, но и удобство. Мы сейчас всё больше и больше банкоматов закупаем с биометрией. Соответственно, как таковая карта, основная задача которой состоит в идентификации, уходит в прошлое».

Председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов считает, что идея банкира проста, понятна и вообще-то пригодна для реализации.

– Карточка – это просто кусочек пластика, который позволяет вас идентифицировать, – объясняет он. – Других задач у карточки нет. Если очень упрощённо, то вот вы провели её через терминал, ввели пин-код, дальше, скажем, магазин даёт команду на списание денег со счёта. И вся функция карточки – просто «показать» магазину, где лежат ваши деньги.

Для того чтобы клиенты могли сами, глазами и пальцами, «показывать», где лежат их деньги, требуются, по словам Виктора Достова, два условия. Первое – наличие технического устройства, которое владельца счёта дактилоскопирует или посмотрит на сетчатку его глаза. Второе – механизм связи между этим устройством и Сбербанком.

Если речь идёт о снятии денег в банкоматах, которые у Сбербанка, видимо, скоро будут все с биометрией, то всё понятно. Терминалы в магазинах тоже можно оснастить сканерами и там, где это уже случилось, налепить специальную наклейку. Как, например, на терминалах, умеющих читать карточки по технологиям PayPass или PayWave для бесконтактных платежей. Или – с «цифровыми кошельками» ApplePay и AndroidPay, которые, правда, в России пока не работают. А если деньги надо снять в банкомате стороннего банка, не «Сбера»? А как купить билет в Интернете, если у вас нет куска пластика с буквами и цифрами?

– В таких случаях способ идентификации по биометрии не работает, – признаёт Виктор Достов. – Но Греф ведь и сказал, что это не будет единственным и универсальным средством идентификации. И что пластиковые карты сразу не отомрут.

Впрочем, если дело пойдёт, другие банки могут начать устанавливать сканеры на свои терминалы, чтобы угнаться за «Сбером». Но тогда им придётся заключать между собой особые соглашения, чтобы получать доступ к информации о глазах чужих клиентов.

– Я так понял, что Сбербанк хочет стать чем-то вроде посредника, – предполагает Виктор Достов. – Он будет хранить все отпечатки ладоней и рисунки сетчатки у себя в большом количестве, а другим говорить – можно или нельзя верить клиенту.

Директор департамента платёжных систем СМП Банка Елена Биндусова признаёт, что идея Германа Грефа лежит в русле прогресса.

– Банковский рынок движется в сторону так называемой диджитализации, – замечает она. – Для оформления Шенгенской визы сдают отпечатки пальцев. Телефон или компьютер мы можем разблокировать отпечатком пальца. В этом направлении ещё многое можно изобрести. И с точки зрения безопасности это, наверное, неплохо.

Но, говорит она, «весь вопрос в ресурсах, а также временных и финансовых затратах».

– Я не уверена, что сегодня во всём этом есть смысл, – добавляет Елена Биндусова. – Сейчас банки борются за эффективность бизнес-процессов, за их оптимизацию, за снижение расходов. Это достигается в том числе и за счёт новых технологий. Конечно, ведущие игроки работают над развитием сервиса и предлагают новые услуги, иначе невозможно сохранить позиции на рынке. Но такой способ идентификации в сегодняшних условиях мне кажется, скорее, рекламным ходом.

Напомним, что речь идёт о Сбербанке. То есть о кредитном учреждении, в котором при всей его модернизации до сих пор в ходу бумажные сберкнижки. Тут, конечно, проблема не столько в банке, сколько в его клиентах, которые не всегда проявляют чуткость к новациям. Например, чтобы отучить их стоять в очередях с коммунальными квитанциями, банку некогда пришлось вводить принудительные платежи через терминалы и ставить возле этих терминалов девушек-помощниц. Поэтому к затратам на новый вид идентификации клиентов придётся, видимо, прибавить расходы на новую воспитательную работу.

– У банков много зарплатных клиентов, – замечает Елена Биндусова. – Это люди очень разные. Есть сотрудники крупных коммерческих компаний, а есть бюджетники, есть молодые и прогрессивные, а есть консервативные. И как отказать им в обслуживании «пластика»? К тому же, чтобы технология работала, она должна быть реализована всеми участниками рынка. Второй вопрос: сколько это будет стоить? Мы должны исходить и из потребностей клиентов, и из экономической эффективности. Сегодня, на мой взгляд, отсутствует и то, и другое.

В системе, которую проанонсировал Герман Греф, есть ещё один подводный камень. Его увидел руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артём Козлюк.

– С одной стороны, в таких вопросах Грефу можно доверять, он всегда следит за самыми передовыми технологиями и пытается внедрять их или на практике, или хотя бы на уровне концепций, – говорит Артём Козлюк. – Но ему в этом часто мешает неопределённость российского законодательства. Конечно, важно, как Сбербанк будет хранить и использовать биометрические данные граждан. Мы не раз убеждались, что такие базы данных могут утекать как из госструктур, так и от частных компаний. То есть использование такой технологии должно быть прозрачно для граждан.

И всё-таки Виктор Достов считает, что Греф движется в верном направлении.

– Он пытается играть на опережение, – говорит эксперт. – От банковской карты в виде куска пластика с чипом мы откажемся довольно скоро. Но когда технология уже уйдёт в прошлое, поздно будет что-то новое искать и внедрять, это надо делать сейчас.

Другое дело, добавляет Виктор Достов, что выбор способа идентификации – дело вкуса.

– Мне всё-таки больше нравится не отвлечённая идея биометрии, – продолжает он, – мне бы хотелось, чтобы пластик сменило какие-то устройство, например – смартфон. Видимо, Греф исходит из того, что, например, ладонь у нас всегда с собой и пользоваться ею просто: приложил – и всё. Но телефон, на мой взгляд, даёт больше функционала: может сам, например, спросить подтверждения. Но кому-то приятнее платить смартфоном, а кому-то – ладошкой. И на кого ориентируется Сбербанк – вопрос к Грефу.

Добавим, что «цифровой кошелёк» ApplePay, позволяющий заплатить за покупки в обычном магазине, существует с осени 2014 года. От каждого платежа Apple получает 0,15 процента. В мире система работает пока только в шести странах – США, Великобритании, Канаде, Австралии, Сингапуре, Китае. О степени востребованности системы говорят данные Bloomberg: в США только 13 процентов владельцев айфонов 6 поколения пользуются ApplePay. Аналогичная система AndroidPay у нас тоже пока не прижилась. Год назад, во время Петербургского экономического форума-2015, глава «Сбербанка» говорил о возможном сотрудничестве Сбербанка с обеими системами, но ни с одной пока альянс не состоялся.

Ирина Тумакова,
«Фонтанка.ру»
sant
+4
sant, 26 Мая 2016 , url
Хакеры-пародисты приветствуют!
rusinvent
+1
rusinvent, 26 Мая 2016 , url
Рики-тики-тави! :)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать