«Разгневанный гражданин» разочарован действиями государства, и эта позиция направлена как против демократической способности находить консенсус, так и против мигрантов, свободной торговли и глобализации. «Разгневанные» из правого лагеря живут в собственном замкнутом мирке. Они хотят отстоять свою родину, свое отечество, и настроены скептически, либо крайне недоверчиво к Брюсселю и всему Евросоюзу. «Разгневанный гражданин» протестует против «тех, кто там, наверху», и такое происходит сегодня во Франции, Великобритании, Польше, Италии, Германии, Дании и США.
Люди неожиданно голосуют за правых, а то и крайне правых политиков. Эти избиратели — представители среднего класса, подчинившиеся аффективному радикализму. Они — среднестатистические граждане, считающие, что их обходят вниманием традиционные партии, и обвиняющие пресловутую «систему» в собственных злости и разочаровании. Они одинаково отвергают и классические партии, и власть элит.
Они объединяются
Этот гражданин ищет для себя партии, которые включают в свои программы его разочарование и досаду. Будь то «Национальный фронт» во Франции, британская Партия независимости Соединенного королевства (UKIP), Датская народная партия, немецкая «Альтернатива для Германии» (АдГ), Партия свободы Герда Вилдерса в Нидерландах или «Фламандский интерес» в Бельгии. Эти граждане — самые обычные граждане, занявшие оборонительную позицию. Их ценности — это ценности старого доброго времени, которое уже давно минуло. Они не космополиты. Они не открыты остальному миру. В большинстве своем они неприязненно относятся к мигрантам и чужакам, особенно если те жили в обществах с иной культурой, например в исламских государствах от Афганистана до Марокко.
Их девиз таков: защищайтесь от чужаков, сторонитесь чужих. И чем больше классические партии и умеренные политики — от правоцентристов до левоцентристов — объединяются против «разгневанных граждан» и «разгневанных избирателей», тем сильнее разрушается общество, тем увереннее сплачиваются недовольные против «тех, кто там, наверху». И успех сплачивает их весьма крепко. Общество большинства находится в растерянности и не понимает, как противостоять этому аффективному радикализму.
Гнев превращается в ненависть
Ко всему прочему, становится грубее тон общения — в первую очередь, разумеется, в интернете, однако и публичные ругательства и оскорбления, например, в адрес Ангелы Меркель (AngelaMerkel), стали повседневностью, причем на всех уровнях. И тут, похоже, уже перестали действовать любые приличия и нормы. Кажется, авторы этих заявлений всерьез верят в закономерность «чем громче и скандальнее — тем успешнее». И все призывы к разуму, порядочности и хорошим манерам явно не приносят желаемого эффекта. В демократических обществах благополучия возникли зоны, в которых политики уже попросту бессильны. Их обитатели уже ополчились против всех. Они верят теориям заговоров, а их гнев нередко перерастает в ненависть.
Это разочарование представителей среднего класса, чувствующих себя обделенных вниманием. Именно на них держатся общество и государство: благодаря их лояльности государству и их налогам. Это тот средний класс, который вынужден пассивно созерцать, как тают его сбережения из-за политики нулевой процентной ставки ЕЦБ. Тот средний класс, который видит, как богатые и сверхбогатые, а порой целые предприятия и компании, уклоняются от уплаты налогов или скрываются в офшорных зонах. Это тот средний класс, который видит, как миллионы молодых людей сидят без работы, несмотря на хорошее образование.
Это тот средний класс, который видит, как расходуются или тратятся впустую миллиарды бюджетных денег, недостающие для решения повседневных проблем. Это тот средний класс, который скрипя зубами осознает, что безработным приходится сидеть на шее у государства. И этот средний класс голосует за правых — с левым пафосом. И радуется, когда «те, кто там, наверху», в том числе СМИ, реагируют моральными призывами к единству, чтобы самим же откреститься от этого единства. И это «разочарование справа» будет сопровождать демократии дольше, нежели считают элиты.
Автор: Александр Кудашефф, главный редактор DW
Добавил
suare 28 Мая 2016
проблема (5)