О ракетных носителях "Союз-5", "Ангара", создании ядерного и метанового двигателей - интервью гендиректора НПО "Энергомаш" Игоря Арбузова

отметили
17
человек
в архиве
О ракетных носителях "Союз-5", "Ангара", создании ядерного и метанового двигателей - интервью гендиректора НПО "Энергомаш" Игоря Арбузова
В июле 2016 года НАСА планирует осуществить первый запуск ракеты Antares с двигателями РД-180 производства НПО «Энергомаш». Эта ракета станет вторым американским носителем, использующим российские двигатели.
Велика ли потребность США в российских ракетных двигателях, как можно добиться снижения стоимости пусков российских ракет и зачем нужно создание двигателестроительного холдинга в рамках госкорпорации «Роскосмос», рассказал в интервью «Интерфаксу-АВН» генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь АРБУЗОВ.

— Игорь Александрович, чем можно объяснить тот факт, что даже в условиях объявленных санкций, США продолжают закупать российские ракетные двигатели?


— Прежде всего, тем, что в США пока нет другой версии ракеты, укомплектованной не российскими двигателями, которая обеспечивала бы существующую сегодня программу запусков космических аппаратов как для нужд министерства обороны США, так и для внутренних потребностей в услугах, которые оказываются для американского рынка с использованием спутников.

— Однако ВВС США заключили контракты с двумя компаниями на создание собственных двигателей к 2019 году. Какова вероятность их появления в срок?

— Сейчас уже середина 2016 года, а признаков, которые свидетельствовали о том, что двигатель, либо его версии существуют нет ни у Blue Origin, ни у Aerojet. По крайней мере, мы такой информацией не обладаем. Да, работы ведутся и финансируются, у Blue Origin в направлении метанового двигателя, а Aerojet получила серьезные государственные инвестиции для разработки альтернативы РД-180. Но пока это только работы в области проектирования. Ни один из двигателей пока еще не попал на стенд и не показал себя. Если говорить о хронологии событий, то в зависимости от технических условий и параметров, которые задаются со стороны ракетчиков, в среднем на разработку двигателя уходит 5-7 лет. Дальше идет реализация программы летных испытаний в составе ракеты. Поэтому появление самого двигателя до 2019 года — возможно, но для его практических запусков потребуется еще 2-3 года.

— Недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью радиокомпании «Эхо Москвы» упомянул, что когда заключали первые контракты на продажу в США двигателей РД-180, то продали и технологическую документацию. Могут ли американцы открыть производство РД-180 у себя, если поймут, что создание собственного двигателя потребует больше ресурсов?

— Действительно, между НПО Энергомаш и RD Amross подписано лицензионное соглашение, по которому предусматривается возможность производства двигателей РД-180 в США. В рамках этого соглашения была экспортирована конструкторская и техническая документация, которая может использоваться при производстве двигателей, а также было предоставлено право на её использование. Но как показала практика –производство двигателей в США невыгодно с точки зрения экономики, так как стоимость двигателей, собранных в Америке, без учета организации самого производства, значительно превышает цену, по которой мы продаем им нашу продукцию. Так что никаких активных шагов по организации локального производства в США РД-180 не ведется. Кстати важно отметить, что после истечения срока действия соглашения RD Amross потеряет право на использование всей технической документации по РД-180 и должна будет ее уничтожить.

— Почему РД-180 не используется в российских носителях?

— До сегодняшнего дня существовал сложившийся парк ракет-носителей – «Союзы», «Зениты», «Протоны» и целый ряд ракет, которые были в свое время сделаны на базе боевых, но начали выполнять мирные задачи. Однако, все мы приходим к пониманию, что тот парк, который сегодня используется, должен обновляться, в том числе и по пилотируемой программе. Кстати говоря, американцы собираются использовать Atlas и для пилотируемых полетов. Поэтому я не исключаю, что в среднесрочной перспективе могут быть приняты решения, которые позволят использовать РД-180 и на российских ракетах. Этот двигатель уже имеет большую практику использования на американских носителях и было бы неразумно не использовать этот опыт для российских средств выведения.

— По нашей информации, в новой ракете «Феникс» в качестве двигателя первой ступени будет использоваться двигатель РД-171. Вы можете подтвердить или опровергнуть эту информацию?

— Так как сама концепция «Феникса» – вопрос пока открытый, то и рассуждать о том, какой двигатель на нее может быть установлен, на мой взгляд — преждевременно. Это может быть и РД-171, и РД-180, и любой другой двигатель. В данной ситуации окончательное решение будет зависеть от технических параметров, заложенных в основу РН «Феникс», ее целей и задач, а также от позиции генерального конструктора.

— Как вы относитесь к проектам по созданию ядерного и метанового двигателей?

— Оба направления очень перспективны, сегодня практически все значимые участники космической деятельности ведут по ним свои исследовательские и конструкторские работы, мы не исключение. Такие двигатели имеют большие преимущества по сравнению с тем, что уже было создано, но в тоже время есть и риски, связанные с недостаточной изученностью многих процессов. Особенно это касается применения ядерной энергии в космосе, здесь нужен очень взвешенный и обдуманный подход.
Если говорить о метановом двигателе, то он используется на первых ступенях и на первоначальных участках траектории, кроме того, этот двигатель с учетом особенностей применения топлива имеет большие перспективы использования в средствах выведения с возвращаемыми ступенями.

— Представители РКЦ «Прогресс» говорили, что центр продолжит разработку ракеты «Союз-5» с метановым двигателем первой ступени, которая заменит носители «Союз-2». У «Энергомаша» уже есть какое-то техническое решение?

— Сегодня мы находимся в активном диалоге с РКЦ «Прогресс» и совместно прорабатываем возможность создания версии РН «Союз-5» с метановым двигателем на первой ступени. Говорить, что уже существует опытный образец — пока рано, есть ряд технических решений. Но если разработчик и генеральный конструктор зададутся целью по установке на РН «Союз-5» именно метанового двигателя, то для нас будет большой честью довести эти работы до конца, и мы готовы это сделать.

— «Роскосмос» поставил задачу — сделать пуск «Ангары» конкурентоспособным на международном рынке за счет снижения цены двигателя РД-191. Как этого можно добиться?

— Возможности снижения стоимости, прежде всего, лежат в совершенствовании технологии и создании современного производства, которое позволит существенно сократить внутренние издержки предприятия и снизить накладные расходы, которые значительно влияют на стоимость двигателя. Хочу отметить, что снижение стоимости пуска РН «Ангара» — в целом задача комплексная и зависит не только от цены двигательные установки, но и от цены ракеты в целом.

— Какие задачи по развитию предприятия стоят перед руководством НПО Энергомаш в этом году?

— Главные задачи, которые стоят сегодня перед предприятием — это повышение эффективности производства, снижение долговой нагрузки, выполнение государственного заказа. Одним из инструментов выполнения этих задач станет создание цеха механической обработки, который позволит обновить парк существующего оборудования, благодаря чему решится ряд проблем, связанных с сокращением трудоемкости изготовления и оптимизацией организации производства. Также мы начинаем проект, связанный с внедрением цифровых методов проектирования в конструкторском бюро, которые позволят сократить процессы проектирования и повысить технологичность выпуска. На предприятии внедряются системы управления ресурсами классов ERP и ERP-2, в которые будут интегрированы все подразделения и процессы организации: начиная от производственных мощностей, и заканчивая управлением финансового и кадрового профиля. Использование этих систем сократит общие расходы предприятия и оптимизирует ресурсы производственной деятельности.

— В 2017 году должно завершиться формирование двигателестроительного холдинга. Чем обусловлена необходимость его создания?
— Решение о создании совместного объединения производителей двигателей для ракет продиктовано требованием времени и экономическими процессами, которые происходят сейчас в России и в мире. Многие западные корпорации – это продукт слияния целого ряда компаний, которые занимались ракетостроением, например, Aerojet, Safran, Airbus, так что мы не исключение.
На сегодняшний день в космической отрасли существует много избыточных производственных мощностей, которые были построены в советское время. И если тогда это было оправдано, потому что большинство процессов не были изучены, то сейчас мы находимся на новом витке развития, техника становится более сложной и многие направления работ уже не нужны. Не оправдывает себя, и советская организация производств по замкнутому типу, когда весь цикл от руды до конечно изделия делается на территории одного предприятия. К примеру такие мощности, как литье, ковка сегодня загружены на 15-20%.
Создание интегрированных структур позволяет эффективно выстроить кооперационные связи, провести «перезагрузку» и не инвестировать в создание на каждом предприятии обновленных, но низкозагруженных мощностей, которые в итоге влияют на цену конечного продукта.
Добавил waplaw waplaw 30 Мая 2016
проблема (1)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать