Комментарии участников:
ОПЕК: новый генсек, старые принципы
Саммит 13 нефтедобывающих стран, как и ожидалось, не принес радикальных решений. В этот раз, правда, картель выбрал нового главу, а Саудовская Аравия пообещала не заливать рынки дополнительными миллионами баррелей нефти.
Накануне саммита в Вене поползли слухи о возможном замораживании уровня добычи на уровне всего ОПЕК, только на нынешних высоких цифрах, но они так и остались слухами. Как и предсказывали подавляющее большинство аналитиков, летняя встреча главных нефтяников нефтедобывающих стран закончилась безрезультатно. Если не считать, конечно, смены генерального секретаря картеля. Ливийца Абдуллу аль-Бадри сменил представитель Нигерии Мохаммед Баркиндо. Его избрали на этот пост единогласно.
Впрочем, дальше выборов главы ОПЕК единодушие членов картеля не распространилось. Все, пожалуй, не очень энергичные попытки Эр-Рияда и его союзников по стратегии и тактике добычи «черного золота» вновь наткнулись на жесткую позицию Ирана. Впрочем, сейчас напряжение, которое буквально висело в воздухе на декабрьской встрече 2015 года, сейчас заметно ослабло. Новый министр нефтяной промышленности КСА Халид аль-Фалих, для которого этот саммит был дебютным на новом посту, всем своим видом и, естественно, поведением показывал, что Эр-Рияд готов искать компромиссы.
Согласно анонимным источникам, Саудовская Аравия и ее союзники с берегов Персидского залива якобы предложили принять новый коллективный «потолок» добычи, чтобы хотя бы немного восстановить заметно пошатнувшийся авторитет картеля. В Эр-Рияде также не прочь закончить борьбу за рынок, которая давит на цены на нефть и мешает инвестициям, как и раньше, течь бурным потоком в нефтяную промышленность. Те же самые источники, пишут агентства Reuters и AP, сообщили, что достичь согласия опять не удалось.
Фалих показал, что Эр-Рияд по-прежнему отводит ОПЕК важное место в своей политике, приехав в Вену первым из участников саммита.
В роли успокаивающей силы выступил Эр-Рияд. Неформальный лидер картеля, добывающий сейчас рекордное количество нефти, пообещал не наращивать добычу и дальше в целях борьбы с конкурентами и отвоевания у них места под солнцем.
«Мы будем вести себя очень мягко,- пообещал Халид аль-Фалих журналистам.- Мы не будем принимать резких решений, чтобы не шокировать рынок… У королевства нет оснований заливать планету потоками нефти».
Иран оставался весь последний год главным препятствием, по крайней мере, на поверхности для принятия решения о заморозке добычи нефти на определенном уровне. В апреле на встрече министров нефтяной промышленности в Дохе, в которой, кроме членов ОПЕК, участвовали и страны, не входящие в картель, и в том числе Россия, подписание соглашения сорвалось в последнюю минуту. Заместитель кронпринца КСА, принц Мохуммед бен Салман тогда заявил, что поставит свою подпись под соглашением о заморозке только в том случае, если его подпишет коллега из Тегерана. Иранцы же тогда так же, как и сейчас, отказались что-либо подписывать до восстановления досанкционного уровня добычи. Вместо коллективного потолка министр нефти ИРИ Бижан Зангане предложил договориться о квотах на добычу по каждой стране отдельно. Квота Ирана, считает он, должна составлять 14,5% от суммарного уровня добычи ОПЕК.
Официально принятый еще в декабре 2011 года потолок составляет 30 млн бар./сутки. Сейчас же картель добывает 32,77 млн бар./сутки. Это значит, что доля Ирана составит 4,75 млн. Сейчас же он добывает только 3,8 млн бар./сутки, по собственным расчетам, и 3,5 млн бар./сутки, по оценкам независимых аналитиков. Наращивать добычу иранцам еще долго, так что соглашение о потолке едва ли будет принято и через полгода, на осеннем саммите ОПЕК, который состоится в Вене 30 ноября.