[Лежебоки. Юрий Лоза, как Обломов современности ] Похвала глупости. О том, как Юрий Лоза оказался в нужное время в нужном месте: "Мы пахали!"

отметили
23
человека
в архиве
[Лежебоки. Юрий Лоза, как Обломов современности ] Похвала глупости. О том, как Юрий Лоза оказался в нужное время в нужном месте: "Мы пахали!"
Ага. Гагарин «ничего делал, он просто лежал». Beatles ничего не делали, «просто оказались в нужном месте в нужное время». «Мик Джаггер не попадал в ноты», «Моцарт и Бетховен занимались самокопированием». Всё правда.

Малевич ничего не сделал, только нарисовал черный квадрат (в нужном месте в нужное время). Шекспир ничего не сделал, и все свои сюжеты позаимстовал (в нужном месте в нужное время). Павленский ничего не сделал. Только поджег (в нужном месте). И только прибил (в нужном месте нужное место).

Марк Шагал не умел рисовать. Пикассо и Брак дурят нашего брата, Марк Ротко какие-то плоскости закрашивал. Серов просто рисовал портреты. (Глазунов же не хуже). Гоголь даже сюжет «Ревизора» и тот взял взаймы. Ни у Пушкина, ни у Шекспира ни одной собственной фабулы.

Вот бы нам хороший пиар – были б и мы шопенгауэры!

Что у каждого обывателя на уме, то у зажравшегося обывателя на языке.

Сократ и подавно ничего не делал. И даже «только» не было. И даже ни одного слова не написал. Иисус тоже ничего не делал. Их много таких ничегонеделающих столпов культурных.

Если разобраться, то культуру создают ничегонеделатели.

А делатели очень для этого заняты, они создают суету. Как говорил еще один не заслуживший своей славы бездельник:

«Ну, да! я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой».

А уж Марина Абрамович точно ничего не делала, просто стояла.

Но ведь и Юрий Лоза ничего делал, только сказал. Простые слова сказал, впоследствии широко разошедшиеся в народе. Но как удачно сказал! Как удачно! Выразил, так сказать, чаяния, мечты, скрытую боль девяноста процентов населения. Настолько, что сказанное сразу стало мемом. Ты поди еще так скажи! Я вот так скажу и – ничего не будет.

В воспоминаниях Михаила Чехова есть чудесная реплика, которая принадлежит Станиславскому:

«Вы, Миша, не трагик! Трагик плюнет – и всё дрожит! А вы плюнете – и ничего не будет».

Один, значит, плюнул – и всемирная слава. А другой – рядом же буквально стоял – тоже плюнул, такой же слюной – и ничего…

Я, может, Толстого не люблю. Но малодушно вынуждена молчать, скрывать, подозревая в этом свой дефект (а не толстовый).

И вся слава Лозе. А почему? Потому что Лоза – трагик. А я – не трагик.

Я ведь так же думаю! Да что я! От 93 до 97 процентов населения с Лозой в целом согласны.

Что Малевич и Ротко – жулики, что Моцарт – бездарный композитор (слишком просто сочинял), что Достоевский – больной. Думают, но боятся сказать. А Лоза не боится. Потому что Лоза – отважный.

Он скажет – и слова его, только выпорхнув из уст, немедленно отливаются в камне.

Вы не думайте, что он такой пародийный. Тут что-то важное проговорилось. Не говорите, что мол дескать ничего не сделал Лоза, только сказал. Сказанное тянет на место в истории. Не только в истории мемов и курьезов… А более того… Гораздо более.

Откуда, впрочем, взялось это «ничего не делал»?

Когда у тебя нет органа восприятия чего-то, и это «что-то» для тебя невидимо – тогда те, которые «что-то» делают – в твоих глазах «ничего не делают».

Однажды Да Винчи расписывал новую церковь. Придет – постоит в пустой церкви – уйдёт. Вернется через два дня – опять постоит – посмотрит – опять уйдет. Монахи стали шептаться: «ничего не делает, только стоит». Пожаловались на Леонардо, что даром ест хлеб. Настоятель вызвал его и потребовал объяснений.

«Художник больше всего работает тогда, когда ничего не делает», — ответил Леонардо да Винчи.

«Ничегонеделание» – верный признак работы духа. Но именно такой видится обывателю духовная работа – как ничегонеделание!

Есть книга знаменитого невролога Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу» о нарушениях, вызванных опухолями и травмами головного мозга. Там есть одна потрясающая история о человеке по имени N. С N приключился инсульт, который травмировал задние области коры головного мозга, отвечающие за обработку зрительной информации. N полностью ослеп. Ослеп, но не знал об этом. Потому что вместе со зрением он утратил саму идею о свете, цвете, зрительном образе.

Леденящая душу история.

Я вовсе не сравниваю нашего замечательного музыканта с инвалидами. Потому что это очень оскорбительно. Для обеих сторон.

Была еще одна история, описанная в той же книге, история про женщину, у которой была обнаружена правосторонняя опухоль, так что пациентка полностью утратила представление о левой стороне в принципе. Как в отношении мира, так и в отношении собственного тела. Не то, чтобы ослепла на левую сторону – но была стерта сама идея о левизне. Она красила губы только до половины лица, подкрашивала ресницы только на правом глазу.

Она обвиняла сестер, что те кладут ей слишком маленькие порции, потому что видела только полтарелки.

Ей и в голову не приходило, что у тарелки есть левая сторона. Она не могла повернуть голову налево, чтобы в поле зрения попала левая часть тарелки – тогда она заказала вращающееся кресло, и ей приходилось делать один оборот вокруг себя направо, чтобы доехать по кругу до оставшейся половины блюда, и съесть… половину от половины. Дама чувствовала себя инвалидом? Нисколько. В ее системе координат «левой стороны» не существовало.

Ведь отрицать то, чего не видишь, естественно. Протестовать против того, что не находит отражение в твоей карте мозга – нормально. Наблюдать, как все восхищаются тем, что в твоей системе чувств не находит отражения, — обидно. Что это вы хотите сказать, доктор, что со мной что-то не так! С какой стати! Раз у меня нет такого опыта – значит, «так не бывает!»

«Манилов? Не знаю такого помещика.Нет такого помещика!»

Не знаю – стало быть нет! Вот интеллектуальный кодекс обывателя.

В 1925 году была написана работа, которая могла бы быть написана только в 1925 году (потому что уже появилось новое искусство, но еще не случился Гитлер), эта работа называется «Дегуманизация искусства», написал ее испанский философ Ортега-и-Гассет. В наши дни текст этот, конечно, уже не мог бы быть написан, хотя бы потому что философ шовинистически делит людей на касты по признаку художественной воприимчивости. С 1930-40-х годов просвещенный мир забоялся рассуждать на темы о врожденном неравенстве людей.

Но вернемся же на секунду, в тот мир непуганых, мир, не знавший газовых камер, где интеллектуалы так запросто могли позволить себе быть духовными шовинистами, объявив войну обывателям. «Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда — ложный постулат равенства людей. В общении с людьми на каждом шагу убеждаешься в противоположном».

Обывателям неведомо иное отношение к предметам, пишет Ортега-и-Гассет, нежели практическое, потому и произведения искусства они воспринимают только в той мере, в какой герои похожи на реальных людей. «Для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни».

Но кроме замечательного испанского философа, есть не менее замечательный российский текст, который поспорит с Ортегой-и-Гассетом в точности описания восприятия искусства обывателем: «От народ! Никакой культуры! От умора! Музей! Нечем банку открыть! Хорошо, грузин стоял на камне, я у него кинжал вытащил, колбасу хоть порубил на куски. Когда я из гробницы вылез, еще мог экскурсию продолжать. Но они исчезли. Так что воспринимал в одиночку. Поковырял того грузина — мура, опилки, дурят людей. А тот железный, что на лошади сидел,- тот ничего, крепкий… Меч я у него из кулака вырвал, а щит рвал, рвал, не идет — неплохое качество!»

Ясное дело, что и Гагарин, и Битлы, и Джаггер, и даже Моцарт с Бетховеным – мура, опилки… Дурят нашего брата…

Если уж кто и оказался в нужное время в нужном месте – так это как раз Юрий Лоза. «Ничего не делал – только лежал»… Надо ж такое сказать! Да он велик! После таких слов можно уже вообще больше ничего не делать. Только лежать.

Ведь как еще отпраздновать повсеместное торжество шариковщины, как не этим великим: «ничего не делал – только лежал».

Потому что пока явление не имеет своего выражение в культуре – оно немо, и, стало быть, его нет. Теперь же девяносто процентов населения наконец-то обрели свой голос.

Едва ли не самыми обсуждаемыми темами недели в соцсетях стали видео с «голой 67-летней Пугачевой в ванной» и очередной спич главного медиатролля всея Руси Юрия Лозы. Но яростные споры о Лозе или Пугачевой, как ни странно, могут иметь для общества оздоравливающее свойство. Для обывателей гораздо нормальнее спорить о выступлениях светских персон, чем вести бесконечные диванные войны за спасение человечества.

Музыкант Юрий Лоза в очередной раз подтвердил статус первого тролля русской сцены. На сей раз он вообще покусился на одну из «скреп» — первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Причем Гагарину досталось мимоходом, когда Лоза по привычке развенчивал кумиров ничего-не-понимающего-в-музыке человечества.

В интервью телеканалу «Звезда», отвечая на вопрос о популярности группы The Beatles, автор легендарной песни «Плот» (хотя в СССР середины 1980-х поистине всенародную славу Лозе принесла песня «Девочка сегодня в баре» в составе полузапрещенной группы «Примус») перешел к космическим обобщениям: «Вы понимаете, в чем дело. Гагарин был первым. Гагарин ничего не сделал, он лежал. Он первый самый главный космонавт. The Beatles были первыми, кто попал в нужное место в нужное время».

Однако у Лозы на этой неделе появился достойный конкурент в борьбе за внимание публики, которая, подобно Льву Толстому, «не может молчать». Алла Пугачева мужественно (зачеркнуто) вполне женственно разделась для видеоролика нового шоу своего супруга Максима Галкина «МаксимМаксим». На видео 67-летняя певица принимает ванну с пеной в своем доме.

В комнату заходит Галкин в образе Джека Воробья — персонажа Джонни Деппа из «Пиратов Карибского моря». «Максим, Максим, с тобой не соскучишься», — сообщает Алла Пугачева и с некоторым наигранным недоумением смотрит на необычный образ мужа.

Дискуссии в соцсетях и за их пределами об этих событиях получились бурными.

Личную жизнь Аллы Борисовны в последний раз так активно обсуждали старушки у подъездов лет 20 назад.

В основном Примадонне указывают на возраст, в котором сниматься в ванной уже неприлично. Хотя вполне гламурная Алла Борисовна в пене уступает в эпатаже той же Тине Тернер, которой скоро стукнет 77, но она по-прежнему выступает на концертах в мини. Не говоря уже о Мадонне, которая не только продолжает эпатировать своим внешним видом, но и отстаивает на это свое право.

В прошлом году, после репетиции шоу на церемонии «Грэмми», она весьма задорно прокомментировала проблему эйджизма (говоря по-русски, упреков в поведении не по возрасту): «Когда женщины достигают определенного возраста, им полагается больше не вести себя определенным образом. Но я, как и всегда, отказываюсь подчиняться правилам. Я говорю: «Вот как, ублюдки, выглядит 56-летний зад».

На троллинг Лозы резче всех отреагировал ровесник и друг Юрия Гагарина, легендарный российский космонавт Алексей Архипович Леонов. «Передайте этому Юрию Лозе, что он засранец, больше ничего! Он мерзавец просто, этот Лоза, он его (Гагарина. — «Газета.Ru») знать не знает. Он незрелый человек — Лоза! Это несерьезный человек!» — заявил Леонов.

На платформе Change.org появилась петиция с призывом запретить Лозе любую творческую и концертную деятельность.

(Это как раз плоды российской пропаганды — чуть что, у нас норовят запрещать музыкантам петь, писателям писать, режиссерам ставить спектакли.) Автор обращения в мотивировочной части петиции объяснил, что певец в последнее время позволяет себе «недалекие и глупые высказывания, порочащие честь и достоинства людей с мировым именем и репутацией».

Певец, музыкант и актер Дмитрий Маликов вызвал Юрия Лозу на «твит-дуэль». Вызов на дуэль исполнитель опубликовал в своем твиттере. Пользователи тут же предложили свои версии дуэли между музыкантами, используя генератор высказываний Лозы, который недавно появился на сайте телеканала РЕН-ТВ.

Как ни парадоксально, но обсуждение «голой Пугачевой в ванной» или очередного троллинга Лозы — это скорее хорошо, чем плохо.

Это своеобразная прививка от пропаганды. Снизу, со стороны инстинктов и обывательских интересов, которые не выжигает до конца никакой пропагандистский напалм.

Конечно, это достаточно «низкие», мелкие темы для дискуссий. Причем ни Пугачева, ни тем более Гагарин ни в какой защите не нуждаются. Никакие нападки не сделают их роль в нашей истории менее значимой. Советская шутка про Брежнева, которого называли «мелким политическим деятелем эпохи Пугачевой», в общем, до сих пор осталась одной из значимых характеристик 1970-х.

Но зато эти мелкие темы — вполне типичны для живущего рутинной мирной жизнью общества.

Нам очень не хватает этого пусть с привкусом светских сплетен и зависти, но все-таки мирного обывательского дискурса.

Без крови и печени на асфальте, без «врагов народа» и бесконечной геополитики.

Спорить о «голой Пугачевой» и «засранце Лозе» куда полезнее и безопаснее для душевного здоровья нации, чем словесные баталии за «русский мир» и «против пятой колонны» или, наоборот, «ватников».

Можно скривить губы в снобистской ухмылке. Но ведь большинство людей в любой стране всегда интересуют прежде всего именно сплетни и скандалы. На этом основан неизменный интерес значительной части публики ко всякого рода светской хронике. К жизни замечательных (в медийном смысле) людей.

И чем скорее наше общество перестанет яростно обсуждать судьбы мира и воевать с мнимыми врагами Отечества и переключится на быт, тем лучше для нас. Ведь даже неважно, плохо это или хорошо — 67-летняя Примадонна в ванной и несмешная шутка Лозы о Гагарине. Так мы, как ни странно, потихоньку возвращаемся в собственную повседневную жизнь из далеких вымышленных миров, куда нас так настойчиво тащила все последние годы машина.
85. МУХА

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

<1805>
Добавил suare suare 5 Июня 2016
проблема (3)
Комментарии участников:
Игемон
+4
Игемон, 5 Июня 2016 , url
Игемон
+4
Игемон, 5 Июня 2016 , url
Люди с музыкальным слухом, который у меня отсутствует, говорят, что тема спёрнута у Styx. Послушал, вроде похожа. Да и название переработано в плот из лодки.
jaik
+4
jaik, 5 Июня 2016 , url
К слову Styx был запрещен в СССР, как группа пропагандирующая насилие и вандализм.
KaperDonjon
0
KaperDonjon, 5 Июня 2016 , url
Я, может, Толстого не люблю. Но малодушно вынуждена молчать, скрывать, подозревая в этом свой дефект (а не толстовый).
Как не пытайся это извратить сарказмом, но это действительно малодушие и это действительно дефект.
Ибо против авторитетов «вынуждена молчать, скрывать», а против тех, на кого наговаривать в тренде — пожалуйста.
waplaw
+6
waplaw, 5 Июня 2016 , url
Юрия Лозы слишком много. Пиарщики! Остановитесь!
suare
+2
suare, 5 Июня 2016 , url
Юрий Лоза — герой современности: бездарная образованная пустышка с амбициями. Всё, что он написал — фуфло.
waplaw
+1
waplaw, 5 Июня 2016 , url
Ага, только он за это деньги заплатил :)
suare
+1
suare, 5 Июня 2016 , url
Нет, нет, это ему за это деньги заплатили, и немалые деньги. Это называется вирусная (партизанская) реклама. Обычный фуфлыжник-долбоёб, примазавшийся к куиру своего времени — Алле Пугачевой. Вокруг этого идола много кого крутилось, как мухи вокруг мёда: идолопоклонников было много, вот они и роились, а сейчас они — никто, а им обидно, думают, что ни чего-то когда-то стоили.
waplaw
+1
waplaw, 5 Июня 2016 , url
У Лозы достаточно денег чтобы не участвовать в чужих проектах, а всё остальное верно.
suare
0
suare, 5 Июня 2016 , url
Ему нужно место депутата в Государственной Думе, вот он и тужится недоумок. После 18 сентября 2016 года он заткнётся в любом случае и при любом исходе.
waplaw
+1
waplaw, 5 Июня 2016 , url
Валера. Это обыкновенный пиар. Успокойтесь уже. П.С. Причем из категории, не надо мне пиарфиру, я сам знаю как пиарить, продайте эфирное время, а там сам разберусь.
KaperDonjon
+1
KaperDonjon, 5 Июня 2016 , url
А почему вы деятельность Лозы можете фуфлом назвать, а он не может оспорить значимость вклада Гагарина в освоение космоса?
Впрочем на этот вопрос, последнюю его часть — можно ответить довольно просто: Лоза в космонавтике полный олух и нечего ему туда лезть.
suare
+2
suare, 5 Июня 2016 , url
Лоза — не Бах и не Бетховен. Лоза — жалок, как и подавляющее большинство представителей его профессии сегодня. Они — никто. Композиторы закончились, а певцы — и того раньше. Один хип-хоп остался. Жалкие обноски…
KaperDonjon
+1
KaperDonjon, 5 Июня 2016 , url
Прорвало что ли?
Вопрос то совершенно другим был.
suare
+1
suare, 5 Июня 2016 , url
У кого другим? У меня — этим самым. Это предмет данной новости, а что у Вас в голове — не могу даже предположить. Это Ваше дело и что оно делает в моей новости мне непонятно. Тараканы, собаки и скелеты у каждого свои.
KaperDonjon
0
KaperDonjon, 5 Июня 2016 , url
У кого другим?
У меня другим! Вы сами с собой общаетесь что ли?
… Ах вот оно что, так и есть, многое обясняет.
Откланиваюсь. И вот вам на последок кусок бреда, как вы любите:
squисточник: storage.akamai.coub.com
Думка
+1
Думка, 5 Июня 2016 , url
Кто такой лоза? Это тот, кто через поколение раньше нас пел? Тогда где остальные поколения он был
PM
+6
PM, 5 Июня 2016 , url
А букаф-то, букаф. На силу продрался. Оказалась хрень. (н)
vmizh
+5
vmizh, 5 Июня 2016 , url
полная и логически никак не связанная


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать