«Почему я должен платить?» — такой вопрос все чаще задают мужчины на разных форумах. XXI век, расцвет массового феминизма, сексуальная свобода, но при этом на свидании всегда платит мужчина (или его отвергают с негодованием). Старая этика определенно уже не работает, а новая еще не возникла, и сейчас мы все находимся в серой зоне.
Эта душераздирающая история произошла в Берлине, в пролетарском районе Веддинг, в здании бывшего завода.
Здесь шел большой рейв. Я пришла с подругой Кристиной, она урожденная немка, с подругой Катей, которая в Берлине живет двенадцать лет, и с ее другом Вато, который в Германии лет семь. Вато пошел в бар, купил нам всем вина. Кристина попыталась отдать ему денег (где-то три евро), после чего мы с Катей завороженно наблюдали драматическое столкновение великих умов: Вато упрямо отказывался забирать у девушки деньги, а Кристина настойчиво хотела вернуть ему долг. Это длилось минут десять. Как мы ни уговаривали: «Вато, забери уже эти чертовы три евро» или «Кристина, заплатишь за него в следующий раз» — ничего не помогало. (В итоге деньги у нее забрала Катя, чтобы это уже как-то закончилось.)
Кристина, вообще-то, не то чтобы радикальная феминистка. И Вато не с кипариса слез — он из хорошей семьи, вполне рафинированный молодой человек, мог бы угодить девушке и забрать ее деньги. Но вот они нашли друг друга в этом большом мире, чтобы показать, какие разные бывают люди.
В современном мире уже нет такой бескомпромиссной этики: приличный мужчина платит за все.
«Если я сижу с подругами и вдруг приехал мужчина, я считаю, он должен за всех заплатить. То есть, конечно, он никому не должен, но мне нравятся именно такие мужчины», — говорит знакомая.
Меня ее заявление слегка шокирует: она говорит о какой-то другой жизни. О той, где девочки были бедные и красивые, а мужчины — богатые и в образе отца.
Мало того, у нее никогда не было такого мужчины, который может взять и легко оплатить ужин с шампанским за пятерых человек, даже если он забежал на пятнадцать минут.
Я могла бы понять, если бы это сказала такая девушка, которая живет за счет мужчин и которая вертится в кругу миллионеров. Но моя подруга — современная женщина, которая никогда в жизни не жила за чужой счет и которая с ранних лет сама отлично зарабатывает.
Сейчас большинство женщин работает, и встречаются они с мужчинами, равными себе.
И вот вопрос: если женщина и мужчина зарабатывают примерно одинаково, и женщина изначально ходит на свидания не для того, чтобы поесть и выпить за чужой счет, и в будущем, если они станут парой, у них будет общий бюджет и честные расходы пополам, то почему она считает, что он должен платить за нее на свидании?
«Вот я зарабатываю сто тысяч, — пишет какой-то молодой человек на форуме. — И чтобы у меня появилась девушка, я что, должен зарабатывать триста, чтобы платить в ресторанах и клубах, и покупать ей подарки, и возить ее отдыхать? А где я найду такую работу?»
Мужчины, кажется, поняли, что быть с женщиной на равных — это куда более комфортно, чем в обществе непрошибаемого патриархата. Они наконец оценили выгоду от феминизма. И начали задавать себе разумный вопрос: если женщина самостоятельная, делает карьеру и ей хочется адекватных равных отношений, то почему считается, что за всякие бирюльки до сих пор должен платить мальчик?
Женщины, с одной стороны, сделали все возможное для своей безопасности. Я не знаю, возможно, в мире есть миллионы женщин, которые жили и живут в идеальном мире, где их ухажер после ужина, театра, нескольких коктейлей в баре никогда не ощущал себя в полном праве залезть им под юбку. Но мне, наверное, не повезло, поэтому я не однажды после таких свиданий нарывалась на некое… так скажем, недоумение мужчины, если после всего этого собиралась поехать домой. И знакомые мои тоже были в таких ситуациях.
Поэтому мы, женщины, и придумали, что лучше самим за себя платить или хотя бы попытаться. Мы сделали выбор, преодолев насмешки и упреки в феминизме, доходящем до абсурда.
Мы дали выбор и мужчинам. И теперь им уже кажется, что это слегка нелепо — платить в заведениях за каждую девушку, которую пригласил на свидание.
При этом таких мужчин пока осуждают и если согласился на предложение женщины разделить счет, и если позвал не в ресторан, а в кафе (мол, он экономит, какой стыд!).
Но стоит однажды все-таки поставить себя на место рядового мужчины. И посчитать, во что обойдутся хотя бы пять свиданий в месяц. Ресторан с вином — это минимально тысячи три на двоих.
Несколько культурных выходов (театр или концерт) — в среднем тысяч двенадцать на двоих с алкоголем. Романтические выходные — тысяч пятьдесят. Ну и получается, что свидания обходятся мужчине в сумму от 30 до 100 тысяч в месяц.
Вот хочется сказать: а пойди и заработай сама. Нет, ну правда, это же несправедливо: если девушка не ищет «инвестора», то она должна осознавать, что мужчине так же сложно нести такие расходы, как и ей. И что она либо ищет себе альфа-самца со всеми тяжелыми последствиями патриархального менталитета, либо она меняет свои установки.
Где-то было написано, что женщина, оказывается, очень много тратит, чтобы быть красивой для Него на свидании. Мол, если посчитать все эти эпиляции зоны бикини, прически, маникюры и платья, то выйдет дороже выходных в Амстердаме.
Но это лукавство. Во-первых, никто не обязывает на любое свидание собираться как на свадьбу. Во-вторых, люди за собой ухаживают регулярно, а не однажды в месяц. По такой логике в этот счет можно еще втиснуть расходы за квартиру (мол, не на улице же сплю, стараюсь), и на образование, и вообще на все что угодно. Ну и потом — вот сюрприз — мужчины тоже следят за собой. И покупают модную одежду. И делают хорошие стрижки.
Многие женщины пытаются сравнивать пока еще непонятный русский этикет свиданий с европейским. И говорят, что условные европейские мужчины обыкновенно за них на свиданиях платили.
Но девушки не понимают, что два-три свидания — это не показатель того, что происходит в реальной жизни. Мужчина может заплатить, если он богаче. Или если он старше и он еще помнит дни, когда по этикету мужчина всегда платил за развлечения. Обычно на свиданиях платят либо пополам, либо по очереди. И первые свидания, скорее всего, будут в кафе или барах. Выпили вина — присмотрелись друг к другу, сделали выводы.
Именно поэтому очень многие русские девушки, которые живут в Европе или США, встречаются с русскими. «Они не дарят цветы!» — возмущалась одна знакомая, когда говорила о португальских поклонниках. Для нее это было непреодолимым разногласием. Не дарит цветы — не мужик. Все. Конец.
И даже можно понять, что женщина, которую вырастили в патриархальных установках, которая приучена к мысли, что мужчина — это ее материальная опора и что мужчина «решает все проблемы», ей трудно взять это последнее препятствие: принять мысль о том, что нормальный мужчина вовсе не обязан везде и всюду за нее платить.
У меня была приятельница, которая негодовала лишь потому, что мужчина, который и на острова ее возил, и в Европу, и угощал, и был умным, любезным, милым, прекрасно образованным успешным врачом, не оплачивал ее такси, когда она уезжала от него ночью. Скорее всего, ему просто в голову не приходило, что у нее нет на такси денег (жила она недалеко), но она сделала из этого большую трагедию.
Но стоит хотя бы задуматься о том, как много чудесных, умных, веселых и сексуальных мужчин женщины игнорируют лишь потому, что те не могут сразу же увести их куда-нибудь на Мальдивы. И вообще определиться, что интересно в отношениях — развлекаться за чужой счет или найти человека, с которым будет интересно и легко.
Арина Холина