Следственный комитет утром в субботу сообщил о возбуждении дела в отношении экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, бежавшего в США и рассказавшего о масштабах допинговой программы в России. Накануне скандал достиг апогея: российским легкоатлетам запретили участвовать в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро вне зависимости от того, «чисты» ли они.
Как передает ТАСС, официальный представитель СК России Владимир Маркин заявил, что в отношении Родченкова возбуждено дело о злоупотреблении полномочиями.
Маркин уточнил, что дело возбуждено по результатам доследственной проверки по материалам, опубликованным в СМИ, содержащим интервью Григория Родченкова. Он заявлял о многочисленных нарушениях антидопинговых правил в российском спорте, в том числе и с его участием. Также основанием стали материалы проверки Генпрокуратуры: прокуроры проверяли отчет независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) об уничтожении допинг-проб российских спортсменов по указанию Родченкова.
На сайте СК говорится, что Родченков уничтожил пробы по собственной инициативе и вопреки указаниям WADA. Первоначально после появления отчета WADA с упоминанием этого факта российские власти утверждали, что пробы были утилизированы в рамках обычной процедуры. Теперь СК сообщает, что Родченков получил письмо WADA с запретом трогать пробы, подтвердил получение это письма 10 декабря 2014 года, а 12 декабря дал устное указание уничтожить их.
«Родченков, стремясь скрыть недостатки и нарушения в своей деятельности и, тем самым, сохранить за собой руководящую должность, избежать возможного досрочного прекращения полномочий, в нарушение требований Устава ФГУП АДЦ, трудового договора, государственного контракта, Международного стандарта для лабораторий ВАДА, а также письма ВАДА о хранении проб, дал обязательное для исполнения всеми работниками предприятия устное указание начальнику отдела регистрации и учёта биопроб Кудрявцеву Е.Г. утилизировать 1437» проб, утверждает СК.
Родченков стал центральной фигурой первого крупного расследования Всемирного антидопингового агентства о применении допинга в России. WADA выяснило, что в конце 2014 года по его указанию были уничтожены полторы тысячи допинг-проб накануне проверки их WADA. Также там прозвучали утверждения о том, что в «максимально широкой» допинговой программе участвует ФСБ России. Вскоре после публикации доклада в ноябре 2015 года российским легкоатлетам запретили участвовать в соревнованиях.
В мае 2016 года Родченков в интервью The New York Times заявил о существовании в России некой государственной допинговой программы, в рамках которой он участвовал в подмене около 100 проб мочи «Б» российских спортсменов во время Олимпиады в Сочи. Также он заявил о разработке коктейля из трех анаболических стероидов, который по его рекомендации принимали многие атлеты, включая участников олимпиад в Лондоне и Сочи.
Родченков — химик-аналитик, специалист по анализу биологических образцов и выявлению допинга, кандидат химических наук и мастер спорта по легкой атлетике.
источник: image.newsru.com
Мутко возложил ответственность на спортсменов
Министр спорта Виталий Мутко прокомментировал ТАСС решение о дисквалификации российских атлетов: «Да, у нас есть спортсмены и тренеры из прошлого, но никто никого не собирается покрывать… При этом я хочу, чтобы понимали — ответственность за применение допинга несет спортсмен, он лично принимает решение. Хватит придумывать, что это система на государственном уровне».
«Да, в российской легкой атлетике есть проблемы, — подчеркнул Мутко. — Но здесь, мне кажется, причина несколько в другом — наказывая Россию, ИААФ пытается увести общественное мнение в сторону. На мой взгляд, кризис находится глубже, ведь в той же легкой атлетике проблема началась не с России, ИААФ утаивала сотни сомнительных допинг-проб, из которых наших было 15. Но сейчас, похоже, к этой теме никто не собирается возвращаться».
Решение о дисквалификации России он считает несправедливым: «Люди за несколько месяцев проделали колоссальную работу! Им 100 критериев дали для выполнения… ИААФ недоволен выполнением критерия по культуре антидопинговой работы? Но как они могут так быстро исправить то, что складывалось долгие годы?»