В Кузбассе предложили вернуть советскую систему обучения инженеров

отметили
54
человека
в архиве
В Кузбассе предложили вернуть советскую систему обучения инженеров
Разработать региональную программу подготовки инженеров и технических специалистов для инновационного развития производственной сферы Кемеровской области предлагают представители местного отделения Общероссийского народного фронта.

Преподаватели технических вузов с тревогой отмечают: престиж профессии инженера падает, и некоторые особенности нынешней вузовской подготовки его росту, увы, не способствуют. Так, с введением бакалавриата срок обучения студентов сократился на год. Соответственно, сильно урезана и практическая часть. Вместо инженеров вузы теперь выпускают технических специалистов и бакалавров, абсолютно не готовых к работе на производстве. Об этом в один голос твердят руководители предприятий.

— Если сравнивать советскую и болонскую системы образования, то раньше в наших вузах сначала преподавали общеобразовательные дисциплины, и лишь с третьего курса — специальные. В итоге выпускник получался творческий, мыслящий, который не только может сам что-то создать, но и сориентируется в непредвиденной ситуации, примет самостоятельное решение. В этом помогало и преподавание теории изобретательских задач, — отметил в беседе с корреспондентом «РГ» один из кузбасских руководителей. — Болонская же система предусматривает сразу изучение специальных предметов, решение узкоспециализированных задач. Бакалавра ориентируют именно на это, а магистратура, следующая за бакалавриатом, предполагает овладение общеобразовательными и общеразвивающими предметами. Получается, узкому специалисту дается возможность пошире взглянуть на мир, но за это время он успевает забыть все, что усвоил на первых курсах, и на выходе получается непонятный специалист, не подготовленный к решению практических задач.

Вместе с тем далеко не все предприятия могут сегодня похвастать приличным уровнем технической оснащенности: 95 процентов оборудования — устаревшее и с низкой производительностью. Впрочем, в вузах тоже еще стоят станки полувековой давности, на которых полученные знания, конечно, не отточишь.

По мнению экспертов, чтобы новые кадры соответствовали мировым стандартам, им уже со студенческой скамьи необходимо осваивать современное оборудование и параллельно учиться выстраивать коммуникации, приобретать менеджерские навыки и так далее. Помочь государству готовить такие кадры должен частный бизнес — компании, считающие себя социально ответственными.

Активисты и эксперты ОНФ вместе с представителями Кузбасской торгово-промышленной палаты подготовили и обобщили предложения для органов власти, чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения и восстановления системы подготовки инженеров в регионе. Они предлагают сохранить и развить традиционную, существовавшую в стране многие десятилетия систему подготовки по инженерным специальностям в вузах — так называемый специалитет. И указывать в дипломах, которые выдают выпускникам инженерных специальностей, квалификацию «инженер».

Также предлагается усилить господдержку системы подготовки инженерных кадров для горнодобывающей, металлургической, химической и смежных отраслей промышленности на бюджетной основе. Восстановить систему регулярного повышения квалификации и переподготовки инженеров по перспективным специальностям, обучать их в вузах по контрактам и прямым договорам с предприятиями, создав в Кузбассе опорный университет по подготовке инженеров для ключевых отраслей экономики. Рекомендовать вузам и ссузам принять безотлагательные меры по повышению качества образования с учетом инновационных процессов на производстве. Внедрять на предприятиях институт наставничества. Организовать сертификацию инженерных кадров на соответствие стандартам Международной ассоциации профессиональных инженеров. Изучить возможность проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ вузов, в том числе, по подготовке инженеров. Принять в регионе программу развития детско-юношеского технического творчества, включив его и доинженерную подготовку в программы развития муниципалитетов.

Прямая речь
Татьяна Алексеева, председатель правления Кузбасской ТПП, сопредседатель регионального штаба ОНФ:


— В ряде субъектов федерации уже реализуют региональные проекты и программы по поддержке инженерного образования. В эту сферу привлекают талантливых школьников и студентов, формируют производственно-образовательные кластеры. Индустриальному Кузбассу необходимо проанализировать потребность в специалистах на среднесрочную и долгосрочную перспективы (с горизонтом планирования на двадцать лет), увязав ее с планами приемов в вузы, открытием новых направлений, детально просчитать емкость регионального рынка технических специалистов как с высшим, так и со средним профессиональным образованием.

Тем временем

Кемеровская область стала одним из первых регионов России, в которых в 2016 году начинается подготовка квалифицированных кадров по специальности «Управление, обслуживание и ремонт многоквартирного дома». Обучать управдомов будут в коммунально-строительном техникуме областного центра на бюджетной основе. Первый набор — 25 выпускников девятых классов — кроме общеобразовательных предметов в течение трех лет и восьми месяцев будет осваивать специальные нормативы и документацию, проведение работ по эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома, вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности, а также основы экономики, менеджмента и инженерной графики.
Добавил Flinky Flinky 1 Июля 2016
проблема (1)
Комментарии участников:
indiansummer
+9
indiansummer, 1 Июля 2016 , url
Болонскую систему образования — давно пора в топку. Она затевалась, собственно, только затем, чтобы наши специалисты были неконкурентноспособными недоучками. Работаю в системе высшего образования, подтверждаю: сегодняшние студенты развращены бакалавриатом. В магистратуру идут единицы, и то там не учатся, а лишь создают видимость, причём по обе стороны: магистры делают вид, что учатся, преподаватели делают вид, что учат. Лучше советской системы специалитета в высшем образовании ещё ничего не придумали.

rusinvent
+3
rusinvent, 1 Июля 2016 , url
Я не работаю в системе высшего образования, но и так вижу его ужасы.
Самое элементарное: мой коллега — очень умный чел., закончивший экономфак универа — на работе его называют гением — даже понятия не имел, что такое «бионика»!
Полез в википедию узнавать — а там тоже нет! Статья там об этой потрясающей науке появилась только в мае 2013 года.
Нет, я тоже не биолог, а имею техническое образование, но о бионике знал со средних классов школы
indiansummer
+4
indiansummer, 1 Июля 2016 , url
К сожалению, самообразование — вот на что делается упор в болонской системе. 30\70 — слышали про такое? 30% аудиторной нагрузки, 70- самостоятельная работа студентов. В настоящее время студенты не способны самообразовываться, добывать знания. Это свойство поколения Y, они слишком ленивы. И из болонской системы они возьмут ровно то, что им дадут, и то не все. Больше нормы получат единицы, читающие книги в бумажном виде, а не втыкающие в планшеты день и ночь.
rusinvent
+4
rusinvent, 1 Июля 2016 , url
Продолжу: весной в большом мусорном баке (сверху) нашёл новенькую книжку «На пути к бионике» 1973 года выпуска. Знаете какой её тираж был? 100 000 экземпляров!
Я её просто проглотил — это и для меня было открытие чудес живого мира — для человека, конечно.
А нынешние «мэнеджеры» даже не знают, что у Библии нет автора.
indiansummer
+1
indiansummer, 1 Июля 2016 , url
Библии нет автора
Ну как же, они уверены, что это коллектив еврейских писателей
Flinky
0
Flinky, 1 Июля 2016 , url
Какой может быть автор у сборника сказок? Разве что составитель.
devl547
+1
devl547, 1 Июля 2016 , url
Работаю в системе высшего образования, подтверждаю: сегодняшние студенты развращены бакалавриатом. В магистратуру идут единицы, и то там не учатся, а лишь создают видимость, причём по обе стороны

Да не бакалавриатом, что то, что у нас учебные программы через одно место сделаны.
Хочешь знания по специальности получить — а у тебя философия 3-4 парой в субботу.
indiansummer
0
indiansummer, 1 Июля 2016 , url
Программы пишут вузы на месте, а учебный план скидывается из минобра — вот где караул! Порезано по специальности всё что можно, оставлен самый минимум дисциплин, необходимый для обучения качественного специалиста. Остальные дисциплины — «для получения фундаментального университетского образования»…
vizitn
+5
vizitn, 1 Июля 2016 , url
Советская система образования мешала создавать «идеального потребителя», учила думать, и анализировать, те кто её уничтожил — просто преступики.
bazalt
+2
bazalt, 1 Июля 2016 , url
«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» (с) некто из питерских

уот так уот, малыши. Штобэ квалефецырованно пользаватся ризультатами других трудов необхадима спицеальная система аброзованья.
rusinvent
+2
rusinvent, 1 Июля 2016 , url
Что бы прочитать в инструкции — какую кнопочку нажать для включения нового пылесоса из Южной Кореи.
Кстати, там, в инструкции, такие же «мэнеджеры» врут безбожно: написали, что этот пылесос предназначен для работы только 3 года — я просто охренел!
Но пылесос нормально работает уже 10 или более лет, разв неделю чистя ковры и полы в квартире.
К теме: знакомый телемеханик посоветовал ни в коем случае не покупать рекламируемую изо всех сил новейшую красивейшую теле-хренотень: ломается через 3 года без возможности ремонта. Мой SAMSUNG, кстати, собранный в Сибири по лицензии, нормально показывает с 1994 года! Каждый вечер и даже день!
bazalt
+1
bazalt, 1 Июля 2016 , url
срок работы в инструкциях — это простое снятие с себя ответственности за дальнейшее время работы. Чтобы была ясная, прозрачная граница для судебных разбирательств.
Другое дело, что раньше деревья были выше, трава зеленее… э-э… тьфу, не про то сейчас… раньше производители делали изделия с солидным запасом прочности.
Помним «движки-миллионники», «пальто, которым сносу нет», деревянную мебель из настоящего дерева (да-да, лично разбирал шкаф 20-30 годов, у которого створки были изготовлены из ЦЕЛЬНОЙ доски). У знакомых на даче 4 года назад окончательно сдох холодильник брежневского разлива.
Долговечность была одним из главных факторов, формирующих лояльность потребителя к конретной марке. фирмА!

Сейчас же лояльность потребителя формируется ГАРАНТИРОВАННОЙ быстрой заменой изделия.
Сломалось — выкинь, и… на любой вкус, за любые деньги (нет денег — бери кредит), в любом месте, в любое время — только купи.
Капитализму постоянно нужен рост.
rusinvent
+2
rusinvent, 1 Июля 2016 , url
У знакомых на даче 4 года назад окончательно сдох холодильник брежневского разлива.
У меня на кухне и сейчас работает «ЗиЛ-Москва» хрущёвского разлива :)
bazalt
+2
bazalt, 1 Июля 2016 , url
вывод — при Брежневе уже начали бредить капитализмом ))
svarogue
0
svarogue, 1 Июля 2016 , url
С того самого момента, как услышал о болонской системе и переходе обучения на неё иначе как болванской и не называю. Благо школу успел окончить до этого чуда и в универе наш поток не тронули, дали доучиться.
Flinky
0
Flinky, 3 Июля 2016 , url
Лучше и не скажешь. Я тоже закончил школу и универ по советской системе. Хотя в универ поступил уже после развала Союза…


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать