Комментарии участников:
При этом перспективы возвращения на рынок РФ молдавского вина, овощей и фруктов в документе описаны туманно: предлагается продолжать взаимодействие в области обеспечения безопасности продукции и работу по открытию рынков алкогольной и плодоовощной продукции. Впрочем, в Минэкономики отмечают, что «доля Молдавии во внешнеторговом товарообороте РФ составляет 0,2%, в связи с этим трудно говорить о наличии критически важных товаров» во взаимной торговле.
Раздел документа под названием «Продолжение сотрудничества на площадках СНГ» выглядит больше геополитическим, чем экономическим. Москва хочет, чтобы Кишинев обеспечил постоянное участие в работе институтов СНГ, а также гарантий присоединения Молдавии к вновь принимаемым решениям в рамках Содружества и соблюдения возникающих новых обязательств. Политика есть и в разделе о двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. РФ предлагает включить в ее состав представителей пророссийских регионов — Гагаузской автономии и не контролируемого Кишиневом Приднестровья. Дело в том, что молдавская сторона настороженно и критично относится к отношениям РФ с гагаузскими и приднестровскими властями. Впрочем, Кишинев может обернуть это предложение в свою пользу — если добьется того, чтобы представители Гагаузии и особенно Приднестровья получили в комиссии статус членов молдавской делегации.
В разделе об обеспечении «благоприятных условий взаимного доступа производителей на рынки сторон» четыре пункта. В первом Молдавию просят принять новый закон «О плате за загрязнение окружающей среды», исключив применение дискриминационных экологических пошлин при импорте товаров.
Второй пункт потенциально конфликтный. В нем РФ предлагает устранить ограничения по допуску на молдавский рынок российских производителей сахара, «связанные с отказом молдавской стороны принимать российские сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 для осуществления режима преференциального импорта этого товара».
В Молдавии действуют квоты на импорт сахара, крупнейшим производителем которого является молдавско-немецкое АО Sudzucker Moldova (главный акционер — Sudzucker AG). В Sudzucker Moldova негативно относятся к самой идее отмены квот. «Если это случится, мы отрежем весь экспорт в ЕС. Надо быть самоубийцей, чтобы лишиться такого поступления валюты в бюджет и пустить в страну сахар по демпинговой схеме»,— заявлял представитель компании Александр Косс, комментируя недавний «сахарный конфликт» Молдавии с Белоруссией (см. «Ъ» от 28 июня).
Завершается раздел о взаимном доступе на рынки предложением обеспечить возможность растаможивания ввозимой в РФ молдавской винодельческой продукции в Краснодарском крае и инициативой по созданию и применению электронной системы сертификации происхождения товаров.
Чтобы покончить с реэкспортом в Россию запрещенных к поставке товаров, Минэкономики хочет вместе с молдавскими коллегами создать механизм предотвращения реэкспорта и наладить обмен информацией. Мера может быть связана с тем, что молдавские производители фруктов после введенного РФ в 2014 году эмбарго стали возить продукцию через Белоруссию. Известно и о схемах, когда молдавские и приднестровские компании, получившие в виде исключения разрешение возить в Россию яблоки, использовались для поставок в РФ и Белоруссию яблок из Польши.
Россия также предлагает Молдавии комплекс мер по сотрудничеству в сфере промышленности. Среди них — «проработка вопроса» поставок в Молдавию российской авиатехники (Минэкономики не уточняет какой, констатируя лишь, что «потенциальный спрос на российскую авиатехнику виден»). Перспективы такого предложения неясны: в парке самой крупной молдавской авиакомпании Air Moldova всего шесть самолетов.
Энергетические вопросы вынесены в отдельный раздел. Москва хочет урегулирования проблемных вопросов в газовой сфере, в частности погашения задолженности «Молдовагаза» перед «Газпромом». Долг Молдавии составляет $477 млн, а Приднестровья — $4,5 млрд.
Еще одно предложение касается ЗАО «Молдавская ГРЭС» (расположено в Приднестровье и принадлежит «Интер РАО»). Российская сторона хотела бы, чтобы Молдавская ГРЭС продолжала поставлять электроэнергию Молдавии после апреля 2017 года, когда истекает действующий контракт. Нюанс здесь в том, что электричество вырабатывается из российского газа, за которое Приднестровье не рассчитывается с «Газпромом». Растущий долг записывается на Кишинев, так как Москва считает непризнанную республику частью Молдавии.
Источник «Ъ» в правительстве РФ сообщил, что молдавская сторона проанализировала предложения и уже направила свой ответ. «Часть наших предложений убрали или скорректировали. И добавили свои»,— отметил собеседник «Ъ». Раскрыть суть инициатив Кишинева и сообщить, что именно не устроило Молдавию, он отказался.
Владимир Соловьев, Кишинев; Софья Окунь
Подробнее: www.kommersant.ru/doc/3037632
Раздел документа под названием «Продолжение сотрудничества на площадках СНГ» выглядит больше геополитическим, чем экономическим. Москва хочет, чтобы Кишинев обеспечил постоянное участие в работе институтов СНГ, а также гарантий присоединения Молдавии к вновь принимаемым решениям в рамках Содружества и соблюдения возникающих новых обязательств. Политика есть и в разделе о двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. РФ предлагает включить в ее состав представителей пророссийских регионов — Гагаузской автономии и не контролируемого Кишиневом Приднестровья. Дело в том, что молдавская сторона настороженно и критично относится к отношениям РФ с гагаузскими и приднестровскими властями. Впрочем, Кишинев может обернуть это предложение в свою пользу — если добьется того, чтобы представители Гагаузии и особенно Приднестровья получили в комиссии статус членов молдавской делегации.
В разделе об обеспечении «благоприятных условий взаимного доступа производителей на рынки сторон» четыре пункта. В первом Молдавию просят принять новый закон «О плате за загрязнение окружающей среды», исключив применение дискриминационных экологических пошлин при импорте товаров.
Второй пункт потенциально конфликтный. В нем РФ предлагает устранить ограничения по допуску на молдавский рынок российских производителей сахара, «связанные с отказом молдавской стороны принимать российские сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 для осуществления режима преференциального импорта этого товара».
В Молдавии действуют квоты на импорт сахара, крупнейшим производителем которого является молдавско-немецкое АО Sudzucker Moldova (главный акционер — Sudzucker AG). В Sudzucker Moldova негативно относятся к самой идее отмены квот. «Если это случится, мы отрежем весь экспорт в ЕС. Надо быть самоубийцей, чтобы лишиться такого поступления валюты в бюджет и пустить в страну сахар по демпинговой схеме»,— заявлял представитель компании Александр Косс, комментируя недавний «сахарный конфликт» Молдавии с Белоруссией (см. «Ъ» от 28 июня).
Завершается раздел о взаимном доступе на рынки предложением обеспечить возможность растаможивания ввозимой в РФ молдавской винодельческой продукции в Краснодарском крае и инициативой по созданию и применению электронной системы сертификации происхождения товаров.
Чтобы покончить с реэкспортом в Россию запрещенных к поставке товаров, Минэкономики хочет вместе с молдавскими коллегами создать механизм предотвращения реэкспорта и наладить обмен информацией. Мера может быть связана с тем, что молдавские производители фруктов после введенного РФ в 2014 году эмбарго стали возить продукцию через Белоруссию. Известно и о схемах, когда молдавские и приднестровские компании, получившие в виде исключения разрешение возить в Россию яблоки, использовались для поставок в РФ и Белоруссию яблок из Польши.
Россия также предлагает Молдавии комплекс мер по сотрудничеству в сфере промышленности. Среди них — «проработка вопроса» поставок в Молдавию российской авиатехники (Минэкономики не уточняет какой, констатируя лишь, что «потенциальный спрос на российскую авиатехнику виден»). Перспективы такого предложения неясны: в парке самой крупной молдавской авиакомпании Air Moldova всего шесть самолетов.
Энергетические вопросы вынесены в отдельный раздел. Москва хочет урегулирования проблемных вопросов в газовой сфере, в частности погашения задолженности «Молдовагаза» перед «Газпромом». Долг Молдавии составляет $477 млн, а Приднестровья — $4,5 млрд.
Еще одно предложение касается ЗАО «Молдавская ГРЭС» (расположено в Приднестровье и принадлежит «Интер РАО»). Российская сторона хотела бы, чтобы Молдавская ГРЭС продолжала поставлять электроэнергию Молдавии после апреля 2017 года, когда истекает действующий контракт. Нюанс здесь в том, что электричество вырабатывается из российского газа, за которое Приднестровье не рассчитывается с «Газпромом». Растущий долг записывается на Кишинев, так как Москва считает непризнанную республику частью Молдавии.
Источник «Ъ» в правительстве РФ сообщил, что молдавская сторона проанализировала предложения и уже направила свой ответ. «Часть наших предложений убрали или скорректировали. И добавили свои»,— отметил собеседник «Ъ». Раскрыть суть инициатив Кишинева и сообщить, что именно не устроило Молдавию, он отказался.
Владимир Соловьев, Кишинев; Софья Окунь
Подробнее: www.kommersant.ru/doc/3037632