События прошедшие в ночь с субботы 16 июля на воскресенье 17-го в столице Турции Анкаре поначалу были противоречивы из-за сообщений СМИ, но под утро вошли в «спокойное русло».
Очевидная трактовка случившегося проста и понятна – недовольные военные пытались свергнуть власть, и проиграли. Путч подавлен…
По характеру происходящих событий – танки на улице, обращение Эрдогана к народу, выход людей на улицы, попытка захвата президентского дворца и обстрел парламента, до боли напомнило августовский путч ГКЧП 1991 года в СССР. Аналогий много и 100% совпадений, и даже итоговый результат. Кроме одной детали на броне захваченного танка не выступил новый лидер нации…
За кулисами этих трагических событий, в которых гибли люди, и было много раненных, осталось много скрытого от глаз обычного наблюдателя.
Причины переворота
Первой причиной является независимая политика Эрдогана в вопросах внешней политики Турции. Беженцы, шантаж Евросоюза и открытое неподчинение США добавило к стану «врагов Турции» — ряд влиятельных политиков и влиятельных фигур из силовых ведомств.
Невнятные и не решительные действия против ИГИЛ (запрещена на территории РФ) и правительства Асада, разозлили в конец «теневых спонсоров» войны в Сирии. Деньги на вооружение и обучение «сирийских повстанцев» были потрачены не малые. Удары российских ВКС уничтожил все склады и лагеря подготовки, халявный нефтяной бизнес был разрушен, держать низкими котировки цен на нефть начало подрывать экономику легальных экспортёров нефти. Проект «ИГИЛ» становился убыточным.
Ведь под гарантии США и была затеяна вся эта авантюра в Сирии, на кону стоял мегамиллиардный проект транзита газа из Катара в Европу. Турция всего лишь координировала ход операции – снабжала оружием, лечила раненных боевиков, и предоставляла им базы для тренировок новобранцев и базы отдыха для ветеранов.
Спонсоры пригрозили США тем, что выкинут на продажу долговые обязательства и тогда экономике сверхдержавы не поздоровится, грянет экономический кризис. Для убедительности и серьёзности своих намерений Катар и КСА начали визиты в Россию. Америка сигнал поняла, она попыталась осадить турецкого лидера, который затеял свою игру в воссоздании Османской империи от моря и до моря. Не вышло.
Тогда подключили Евросоюз, затопив предварительно его волнами беженцев. Евросоюз предложил Турции «пряник» — безвизовый режим и деньги за беженцев. Не сработало.
Попытки затеять в стране кризис через теракты, организованные спецслужбами – лишь пошатнули постамент власти. Авторитет Эрдогана с поддержкой верных спецслужб был как скала.
Осталось только реальное отстранение диктатора от власти. Вначале надо было показать его «звериную сущность». Кадры зверств над курдами оказались менее впечатляющими, чем трансляция экзекуций игиловских палачей. Тогда Германия вспомнила про «геноцид армян», чем вызвала ожидаемый оскал.
И снова теракты. Дополнительно были включены и финансовые инструменты. Ситуация в Турции стремительно стала ухудшаться. Вероятно тогда же Эрдогану и сообщили о «Плане Д» — об его возможном смещении или покушении.
К этому времени у Турции не осталось союзников, кроме Украины и некоторых стран исламского мира. Под давлением обстоятельств и возможной скорой расправы над собой, Реджейп Эрдоган извинился перед Россией, поставив своих недоброжелателей в сложное положение.
«Плану Д» дали срочный старт, несмотря что многие детали не были проработаны.
Второй причиной, которой воспользовались недруги турецкого президента, была давняя вражда между ним и элитой турецкой армии, воспитанной в традиции британского менталитета. Неоднократные чистки, аресты и убийства создали в рядах «адептов Ататюрка» закрытый клуб военной оппозиции. Вспомнив русскую мудрость о верных союзниках – Эрдоган немного разрядил это противостояние, но не до конца. Часть военных уже была перевербована и подготавливалась к предстоящему перевороту.
Именно часть военных, так как если бы переворот готовили турецкие военные, то восстание началось по всей Турции – танки были бы во всех крупных городах, аэропортах и вокзалах. Под контроль были бы взяты все СМИ, связь и интернет. На военную базу НАТО – Инджерлинк, был бы высажен десант для усиления охраны из морпехов оперативной АУГ, которая стоит недалеко от берегов Турции. С палуб авианосцев поднялись бы самолёты-разведчики и группы самолётов для быстрого реагирования.
Но этого не произошло.
Путч, что пошло не так?
Время путча поразительно совпало с тремя громкими событиями: встреча Россия-НАТО, визит Керри в Москву и терактом в Ницце.
Все эти события бурно обсуждались в СМИ, и привлекали сотни миллионов зрителей, читателей и слушателей. Поэтому когда начала поступать информация о танках на улицах Анкары, многие телерадиоканалы не сразу поставили эти новости в эфир с пометкой «Срочно!». Вероятно, так и было задумано, что «под шумок» — турецкие военные должны были быстро ликвидировать главу государства, и поутру принести присягу новому.
Поэтому путч оказался неожиданным для Эрдогана, его спецслужбы явно оказались не в курсе. Единственно, что они сделали быстро — срочно эвакуировали президента из столицы.
Путчисты не выполнили главную задачу – они не арестовали опального президента. Его не было во Дворце, в котором он, как патриот и герой, должен был взывать к турецкому народу: «К оружию! Турция в опасности!». Он к нему воззвал, правда, с борта самолёта и по скайпу.
Успешно начавшийся переворот споткнулся об непредвиденное обстоятельство. Спецслужбы готовившие «План Д» именно в этом не доработали. Зато сработала охрана Эрдогана – первые аресты и результаты допросов дали ему повод обвинить США в руководстве этим путчем.
Путчисты тут же были брошены на произвол турецкого правосудия. Новый турецкий лидер не взошёл на броню танка, выступление Эрдогана показали по CNN в прямом эфире.
Только после этого пошёл поток заверений со стороны США и Евросоюза в поддержке законной демократической власти Турции. До этого – они молча наблюдали развитие событий, поэтому борту №1 не давали добро на посадку ни в Берлине, ни в Лондоне, ни в Париже.
Краткие итоги
Законный президент остался у власти, идут аресты. Скоро отработают полевые суды, и виновные понесут наказание. Оппозиция подастся в бега, либо уйдёт в подполье.
Что предпримет Эрдоган для укрепления государства изнутри и снаружи? Станет ли он «турецким горби» или ему дадут временно править страной до слов «я устал, я ухожу»? Пока ясности нет.
Ясно только одно – у него сложилась классическая позиция цунгцванга, когда любой шаг может ухудшить ситуацию. Отношения с Россией – теперь становятся ещё более важными в политической карьере Рейджепа Эрдогана. Время покажет его выбор.
проблема (2)