Москва прорабатывает различные варианты возвращения российского летчика Константина Ярошенко, отбывающего 20-летний срок в американской тюрьме «Форт-Дикс». Прежде всего рассматривается возможность обмена. В распоряжении «Известий» оказался ответ администрации президента России на обращение матери летчика Любови Ярошенко. В нем, в частности, говорится о том, что Москва предложила США вариант обмена осужденного россиянина на нескольких американских граждан, отбывающих тюремное заключение в России.
«На данный момент таких (граждан) 13, трое из которых, включая американского гражданина Геннадия Клоцмана, осужденного в России в декабре 2011 г. на 10 лет, подали заявления о переводе в США на основании Конвенции Совета Европы 1983 г.», — говорится в документе.
При этом, по информации «Известий», Вашингтон уведомлен о намерениях Москвы, однако реакция американской стороны до сих пор оставалась отрицательной.
На запросы «Известий» в Госдепартамент США, минюст США, а также Федеральное бюро тюрем США ответа получено не было.
«Ярошенко, по мнению Вашингтона, обмену не подлежит. Виктория Нуланд на встрече в МИД РФ 18 мая прямо дала понять, что он должен сидеть в назидание другим россиянам, попадающим в руки американских правоохранительных органов, чтобы на примере полученного им за неуступчивость огромного срока склонять их к признанию вины в обмен на смягчение приговора», — говорится в документе со ссылкой на ответ, полученный из МИД РФ.
В документе также отмечается, что Министерство иностранных дел РФ предпринимает активные и настойчивые усилия с целью скорейшего возвращения Ярошенко на родину. Ведомство констатирует «неприемлемый характер ареста гражданина России и применения к нему методов физического и психологического воздействия». Согласно документу, российской стороной выдвинуты требования об оказании необходимой медицинской помощи и скорейшей выдаче Ярошенко.
Вместе с тем состояние российского летчика ухудшается с каждым днем. Усугубляет положение осужденного и очередной случай грубого нарушения американским руководством элементарных прав человека.
Как рассказал «Известиям» сам Константин Ярошенко, 12 июля власти США (в данном случае FBOP — Федеральное бюро тюрем США) на месяц запретили ему покупать продукты в тюремном магазине «Форт-Дикс».
— Очень странная мотивация запрета на покупку продуктов была изложена администрацией тюрьмы «Форт-Дикс» в письменной форме. Звучит она примерно следующим образом: «В казарме, где находятся 350 заключенных (в том числе Ярошенко. — «Известия»), в месте общественного пользования офицерами тюрьмы якобы были найдены интоксиканты». В связи с этим последовал запрет на приобретение продуктов питания в тюремном магазине для всех заключенных, разрешено покупать только средства гигиены и медикаменты. Согласно правилам FBOP США, коллективное наказание запрещено — это очередное нарушение норм. Отмечу, что в тюрьме «Форт-Дикс» семь казарм на 2,5 тыс. человек. Офицеры регулярно находят «брагу» и другие запрещенные вещества и предметы. Но такое противоречащее их же правилам и законам наказание применяют впервые. Совпадение? Я перестал верить в нелепые совпадения по-американски. Более того, согласно международным правилам и конвенциям, лишение пищи подпадает под формулировку «применение пыток путем лишения пищи», — заявил Константин Ярошенко.
Ранее «Известия» сообщали о том, что из-за трехдневных пыток после похищения в Либерии российский летчик лишился большей части зубов. Уже в тюрьме ему удалили оставшиеся. Теперь Константин не может употреблять твердую пищу.
— Спасал только тюремный магазин с очень скудным ассортиментом и завышенными ценами. Я покупал овсяные каши и консервированную в соевом масле дешевую макрель, — рассказал Ярошенко. — В тюремной столовой пища твердая, она подлежит пережевыванию, что я физически не могу сделать. А брать еду из столовой, чтобы размочить ее, запрещено правилами Федерального бюро тюрем США. Они пытаются морить меня голодом, лишая возможности приобретать продукты.
Как рассказала «Известиям» мать заключенного Любовь Ярошенко, семья летчика надеется только на российское руководство.
— Я абсолютно убеждена, что наш президент и глава МИД РФ приложат все усилия для возвращения моего сына домой. Также я знаю, что неравнодушна к нашей трагедии и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Мой сын погибает в американской тюрьме. Все международные правила и нормы уже давно откинуты, никто и не вспомнил о них при похищении Кости. Я очень прошу власти России любым способом вернуть сына домой, — сказала Любовь Ярошенко.
проблема (1)