Планируемое размещение системы противоракетной обороны на территории Южной Кореи преследует сразу несколько целей. В их число входит не только сдерживание КНДР, что является непосредственным и формальным поводом, но также плохо скрываемая демонстрация угрозы в адрес КНР, с учётом того, что всё это происходит вблизи китайских границ. Эта акция направлена также на усиление позиций США и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что говорит о возможной дестабилизации в этой части мира и изменения сложившегося баланса сил.
Идя на такой шаг, его инициаторы, безусловно, учитывали современный опыт размещения ПРО в странах Восточной Европы, в непосредственной близости от границ России. Похоже, что аналогичный сценарий может быть реализован в недалёком будущем и в отношении Китая, если по тем или иным причинам эти планы не будут нарушены или изменены. Наблюдатели говорят также о попытке стратегического окружения России и Китая, что в целом похоже на правду.
Транс-Тихоокеанское партнёрство, создаваемое в большой Азии, строится по той же схеме, что и в Европе. Считается, что торгово-экономический союз должен быть защищён, прежде всего, и с чисто военной стороны, как это происходит в действиях пары ЕС-НАТО. При этом сами США, идя на усиление здесь военной составляющей, практически ничем не рискуют, так как находятся, как и в случае с Восточной Европой, на огромном удалении от непосредственной зоны возможных конфликтов. Хотя, как известно, управление будущими системами будут осуществлять американские специалисты, не доверяя, видимо, эту работу своим азиатским коллегам.
И если это так, то размещение здесь новых элементов ПРО THAAD требует заблаговременной, превентивной реакции. Как известно, Пекин и Москва уже выразили, на официальном уровне, озабоченность развитием данного процесса. Однако при этом следует иметь в виду всё тот же опыт размещения элементов системы ПРО в ряде восточных стран Евросоюза, который показывает, что выражение вербальной озабоченности не оказывает качественного влияния на приостановку планов, и даже более того: работы по размещению ПРО при этом реализуются в ускоренном темпе.
На этом фоне России и Китаю было бы неправильно обвинять в чём-то Пхеньян, который серией своих предыдущих действий якобы спровоцировал такое развитие событий. Даже если бы руководство КНДР никак не проявляло себя в области военно-технических исследований, то в этом случае Вашингтоном была бы найдена иная причина, в том числе территориальная и т.п., которых в Азии огромное множество.
Как российский эксперт думаю, что РФ и КНР в ближайшее время будут вынуждены пойти по пути усиления взаимодействия уже не только в сфере экономики и торговли, не только в военно-технической области, но и прямо военно-политической. Причём, если негативные тенденции в Азии будут подобными мерами предвосхищены, то это значит, что в значительной степени они будут и остановлены, так как оппонент действует смело только тогда, когда чувствует полную безнаказанность. Таким образом, остановить эскалацию можно серией продуманных и конкретных действий, не ограничиваясь одними только официальными заявлениями.
Особой сферой российско-китайского сотрудничества должна стать информационно-психологическая, с учётом того, что на современном этапе нам требуется намного более современная работа в области пропаганды. Кстати, я всегда защищаю термин «пропаганда», так как настоящая пропаганда является искусством, которым владеют единицы. Вот такого рода «оружие» сегодня нам крайне необходимо. Оно поможет нам выравнивать обстановку в Азии намного быстрее, с помощью экономичных и эффективных методик.
Вспомните, как действовали большевики, когда в 1917 году, ещё до своего прихода к власти, агитировали за прекращение мировой войны. Они шли на немецкие окопы с «голыми руками», без всякого оружия – и начинали там, уже рядом с немецкими солдатами, им что-то говорить. И тогда эти солдаты не просто бросали свои ружья на землю, – они разворачивали их против врагов большевиков. Вот что такое сила настоящей пропаганды. Поэтому сила слова у нас, сегодня, недооценена. У нас существуют аналитические центры, однако, к сожалению, мы не видим результатов этой работы, так как общая обстановка стремительно ухудшается.
США и их союзники в Азии должны увидеть комплекс таких мер, что даст шанс на мирное развитие обстановки не только на Корейском полуострове, но и на Востоке в целом. Проблему надо ликвидировать там, где она начинается, поэтому необходимо придать важнейшее значение развитию диалога между Южной и Северной Кореей. В диалоге народов – тем более, разных частей одного и того же корейского народа – кроется огромный потенциал, который так же не использован в полной мере. Корейцам нужен мир, а не война. Из этого нам и надо исходить.
Автор: эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности
Григорий ТРОФИМЧУК