Комментарии участников:
ох уж эти «демократические» сказочники. На сегодня в средней азии или диктатор или хаос с военными разборками. Понимаю — Вам на узбеков начхать, а нам — нет
Узбекистан. Наследство: кто придёт на смену Каримову
Сегодня пресс-служба правительства и парламента Узбекистана сообщила о кончине президента страны Ислама Каримова. «Ислам Абдуганиевич скончался 2 сентября 2016 года в городе Ташкенте вследствие перенесённого им острого нарушения мозгового кровообращения (инсульт), приведшего к необратимым изменениям головного мозга и полиорганной недостаточности», — констатировало правительство. Временно исполняющим обязанности президента Узбекистана, согласно Конституции, стал председатель Сената Олий Мажлиса Нигматилла Тулкинович Юлдашев. Выборы нового главы государства должны пройти в течение трёх месяцев. RT подготовил досье на возможных преемников многолетнего руководителя бывшей советской республики.
Шавкат Мирзиёев, премьер-министр
источник: rus.rt.com
Родился в 1957 году — согласно большинству биографий, в Зааминском районе Джизакской области Узбекистана, однако некоторые СМИ сообщали, что он переехал туда в 1960-е годы, а малой родиной Мирзиёева на самом деле является кишлак Яхтан Ура-Тюбинской области Таджикистана.
Когда Шавкат был совсем маленьким, его мать умерла от туберкулёза костей. После этого отец мальчика поступил в медицинский институт и стал врачом-фтизиатром, всю свою жизнь посвятив борьбе с этой болезнью.
В 1981 году Шавкат Мирзиёев окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Был секретарём комсомольской организации, а затем парторгом и проректором в этом же институте. Кандидат технических наук. Инженер-механик.
В 1974—1991 годах работал на предприятиях и в учреждениях ирригационной системы. В 1990 году был избран депутатом Верховного совета Узбекистана, а в 1994 — и в новый парламент страны, олий мажлис. С 1992 года занимал пост хокима (главы администрации) Мирзо-Улугбекского района Ташкента. Затем руководил Джизакской и Самаркандской областями. Возглавляет кабмин с декабря 2003-го — дольше, чем все его предшественники. Только в 2006-м в СМИ появилась его первая фотография крупным планом.
Племянница Мирзиёева была замужем за Бабуром Усмановым — племянником российского миллиардера, уроженца Узбекистана Алишера Усманова. Однако несколько лет назад Бабур погиб в автокатастрофе. Считается, что Мирзиёев близок не только к Исламу Каримову лично, но и к членам его семьи — обеим дочерям и супруге президента Татьяне Каримовой.
Рустам Иноятов, глава Службы национальной безопасности
источник: rus.rt.com
Родился в Сурхандарьинской области в 1944 году во влиятельной семье полковника НКВД-КГБ Расула Иноятова. В 1968 году окончил факультет востоковедения Ташкентского государственного университета по специальности «иранистика». Помимо персидского, хорошо владеет английским языком.
По окончании университета служил в армии, где поступил в КГБ. Работал на различных должностях в КГБ Узбекской ССР и Первом главном управлении КГБ СССР. В 1976—1981 годах служил под дипломатическим прикрытием в резидентуре в Афганистане.
СНБ руководит с июня 1995 года. Значительно укрепил свой аппаратный вес после подавления мятежа в Андижане в 2005-м. Следом за этим событием на почётную пенсию был отправлен министр внутренних дел Закир Алматов, и некоторые элитные части МВД и Министерства обороны вошли в структуру СНБ.
Иноятов, как и полагается руководителю спецслужбы, человек непубличный — его деятельность редко афишируется, а фотографии более или менее крупным планом впервые появились в широком доступе лишь в 2014 году.
Рустам Азимов, первый заместитель премьер-министра
источник: rus.rt.com
Родился в столице республики в 1958 году в семье известного учёного-физика — академика, директора Института ядерной физики Академии наук Узбекской ССР Садыка Азимова. Окончил исторический факультет Ташкентского университета, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации и магистратуру Оксфордского университета.
Начинал трудовую деятельность наладчиком на заводе «Фотон», затем работал по комсомольской и партийной линии, а к моменту распада СССР был уже председателем правления одного из первых частных банков в Узбекистане — «Ипак йули» («Шёлковый путь»). В поле зрения Ислама Каримова попал в 1992 году на заседании по проблеме реформирования финансовой системы, когда в течение 15 минут рассказывал о роли коммерческих банков во внешнеэкономической деятельности республики и завершил своё выступление на английском языке. Вскоре после этого Каримов подписал указ о создании Национального банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана и назначил Азимова его главой.
В 1998 году 40-летний банкир становится министром финансов, в 2000-м его повышают до заместителя премьер-министра и руководителя экономического блока правительства, с 2007 года он занимает пост первого вице-премьера.
Азимов считается одним из наиболее прозападных узбекских политиков. У него сложились хорошие отношения с Мирзиёевым и Иноятовым.
Гульнара Каримова, старшая дочь Ислама Каримова
источник: rus.rt.com
Родилась в 1972 году в Фергане. В 1994 году окончила отделение международной экономики философско-экономического факультета Ташкентского государственного университета. Обучалась в Институте моды и технологии при Университете штата Нью-Йорк. В 1996-м окончила магистратуру Института экономики при Академии наук Узбекистана, в 2000-м получила степень магистра искусств в Гарварде. Профессор Университета мировой экономики и дипломатии в Ташкенте. В 2006 году получила степень бакалавра в области телекоммуникаций в Ташкентском университете информационных технологий.
С 1995 года работала в МИД Узбекистана, занимая должность советника министра. В 2003—2005 годах — советник-посланник посольства Узбекистана в России. С февраля 2008-го — заместитель министра иностранных дел по вопросам международного сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. В сентябре того же года была назначена постоянным представителем Узбекистана при ООН и других международных организациях в Женеве. В 2010—2012 годах была послом в Испании.
Имеет собственный дизайнерский бренд Guli. Известна также как певица под сценическим псевдонимом Googoosha.
В 2001 году после десяти лет брака развелась с мужем — американцем Мансуром Максуди, этническим узбеком из Афганистана. Женившись на Каримовой, он стал основным акционером и президентом местного филиала The Coca-Cola Company. Подконтрольными ему были и другие сферы узбекской экономики, включая торговлю сахаром, хлопком и нефтепродуктами. От брака в 1992 году родился сын Ислам, а в 1999 — дочь Иман. Бракоразводный процесс длился два года и обернулся международным скандалом. Американский суд предоставил опеку над детьми Максуди, обязал Гульнару вернуть бывшему мужу детей и выдал санкцию на её задержание. В 2008-м Высший суд штата Нью-Джерси постановил вернуть Каримовой полную опеку над детьми.
Долгие годы Гульнару считали главной претенденткой на роль преемницы Ислама Каримова на посту президента, однако, по сообщениям СМИ, после 2013 года у неё возникли трения с отцом и она стала стремительно утрачивать влияние, а затем фактически оказалась в изоляции. По неподтверждённым данным, несколько месяцев назад Гульнара помирилась с отцом. Существует также версия, что история с этой размолвкой была инсценировкой, разыгранной для публики.
Преемником Каримова может стать премьер Узбекистана, считают в Совфеде
Наиболее вероятным преемником скончавшегося президента Узбекистана Ислама Каримова может стать премьер-министр страны Шавкат Мирзиеев, которого поддержат служба безопасности и армия, считает первый замглавы международного комитета российского Совета Федерации Владимир Джабаров.
При этом он выразил надежду, что в отношении России продолжится линия на поддержание дружественных отношений.
«Искренние соболезнования близким Каримова. Он был первым президентом независимого Узбекистана, который много сделал для становления своего государства», — сказал Джабаров РИА Новости. По его мнению, «наиболее вероятным преемником может стать премьер-министр страны».
Российский парламентарий считает, что будущего главу государства поддержат служба безопасности и армия, что позволит сохранить стабильность в стране и регионе в целом.
Джабаров добавил, что по конституции полномочия главы государства переходят к председателю узбекского сената Нигматилле Юлдашеву. «Глава сената и премьер-министр являлись сподвижниками Каримова, и я надеюсь, что в отношениях с Россией ничего не изменится, продолжится прежняя линия узбекского руководства на поддержание дружеских отношений между нашими странами», — сказал сенатор.
Он полагает, что смена власти в Узбекистане не приведет к ухудшению ситуации в регионе, «хотя могут поднять голову исламисты». В сохранении безопасности в Узбекистане и регионе в целом заинтересованы и политические элиты страны, и армия, считает Джабаров.
Ранее правительство и парламент Узбекистана сообщили, что Каримов скончался в пятницу, его похоронят 3 сентября в Самарканде. Также сообщалось, что Мирзиеев возглавил комиссию по организации похорон Каримова.
источник: cdn5.img.ria.ru
Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов родился 30 января 1938 года в Самарканде в семье служащего.
В 1960 году окончил Среднеазиатский политехнический институт по специальности «инженер-механик», в 1967 году — Ташкентский институт народного хозяйства по специальности «экономист». Кандидат экономических наук.
Трудовую деятельность начал в 1960 году на заводе «Ташсельмаш». В 1961-1966 годах работал инженером, ведущим инженером-конструктором в Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова.
В 1966 году перешел на работу в Госплан Узбекской ССР, где прошел путь от главного специалиста до первого заместителя председателя Госплана республики.
В 1983 году Ислам Каримов был назначен министром финансов Узбекской ССР, в 1986 году — заместителем председателя Совета министров Узбекской ССР, председателем Госплана республики.
В 1986-1989 годах работал первым секретарем Кашкадарьинского обкома партии. С июня 1989 года — первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана.
24 марта 1990 года на сессии Верховного Совета Узбекской ССР Каримов был избран президентом Узбекской ССР.
31 августа 1991 года провозгласил государственную независимость республики Узбекистан.
29 декабря 1991 года на всенародных выборах, которые прошли на альтернативной основе, Ислам Каримов был избран президентом Узбекистана.
26 марта 1995 года в соответствии с итогами всенародного референдума срок президентских полномочий Каримова был продлен до 2000 года.
В 2000 году в Узбекистане прошли выборы президента республики, по итогам которых в соответствии с поправками в Конституцию Ислам Каримов был избран главой государства сроком на семь лет.
23 декабря 2007 года состоялись президентские выборы, по итогам которых Каримов был переизбран на должность президента Узбекистана на очередной семилетний срок.
6 февраля 2015 года Либерально-демократическая партия Узбекистана на своем съезде утвердила кандидатуру Каримова для участия в президентских выборах 29 марта 2015 года.
На выборах 29 марта 2015 года за него проголосовали 90,39% избирателей, и 10 апреля 2015 года Каримов вновь принес присягу президента на совместном заседании обеих палат парламента страны.
После своего переизбрания главой государства Каримов в июне 2015 года в Ташкенте принимал саммит ШОС, на котором страны-участницы окончательно договорились о получении Индией и Пакистаном полноправного членства в ШОС и присоединении этих стран к соответствующим конвенциям.
28 августа 2016 года кабмин сообщил, что узбекский лидер находится на стационарном лечении.
2 сентября 2016 года стало известно, что состояние 78-летнего президента резко ухудшилось до критического после перенесенного инсульта.
Спустя несколько часов сообщили, что Ислам Каримов скончался на 79-м году жизни.
Каримов являлся автором ряда монографий — «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», «Узбекистан — собственная модель перехода на рыночные отношения», «Узбекистан на пути углубления экономических реформ», «Узбекистан на пороге XXI века».
Каримов имел ученые степени и звания доктора экономических наук, действительного члена Академии наук Узбекистана, академика Российской академии авиации и воздухоплавания, почетного доктора и академика ряда зарубежных университетов и академий.
Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Дружбы народов, Золотой звездой №1 «Узбекистон кахрамони» («Герой Узбекистана»), орденами «Мустакиллик» и Амира Темура, орденом Русской православной церкви «Благоверного князя Даниила Московского» I степени, рядом других орденов и медалей иностранных государств и международных организаций.
Был женат, cупруга Татьяна Каримова по образованию экономист, кандидат экономических наук, работала старшим научным сотрудником в Институте экономики Академии наук Узбекистана, в настоящее время на пенсии. В семье Каримовых две дочери.
Багдасаров рассказал, что будет с Узбекистаном после смерти Каримова. Будущее Узбекистана может проясниться в ближайшие дни
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров рассказал, что будет с Узбекистаном после смерти президента Ислама Каримова.
По его словам, будущее Узбекистана, в целом, может проясниться в ближайшие дни. Багдасаров призвал дождаться и президентских выборов, которые должны состояться через три месяца.
«В Узбекистане, скорее всего, уже определились, кто займет место Ислама Каримова. Возможно, это премьер-министр Шахрат Берзеев. Его поддерживает руководитель Службы национальной безопасности (СНБ) страны Рустам Иноятов», -сказал Багдасаров.
Он отметил, что в Узбекистане могут произойти «зачистки», чтобы сохранить стабильность в государстве, в котором может развернуться борьба за власть.
Если стабильность будет достигнута, то смерть Каримова не отразится на международных отношениях Узбекистана, добавил эксперт.
Узбекистан без Каримова: между Востоком и Западом
Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета при правительстве РФ, для РИА Новости
Уход Ислама Каримова означает завершение целой эпохи развития Узбекистана. О первом президенте республики можно сказать много хорошего или плохого, однако одно очевидно — за почти 25 лет правления ему удалось сохранить созданный большевиками Узбекистан как единое государство. А также даже спасти какую-то часть экономики УзССР (благодаря чему страна стала одним из лидеров региона).
Теперь вопрос в том, что будут делать дальше его преемники.
Вопрос о легитимности передачи власти — это меньшая из их проблем. Да, формально речь идет не о демократических институтах, однако абсолютное большинство узбекистанцев и все конструктивные внешние силы этому только рады.
Альтернативные варианты привели бы страну к хаосу гражданского противостояния, поскольку предполагали либо приход к власти не готовых к ней оппозиционеров-эмигрантов, либо имеющих специфические взгляды на ее характер радикальных исламистов.
Ну и, конечно, свою роль в укреплении власти сыграет правильная внутренняя пропаганда. В Узбекистане существовал культ личности — великого лидера, своей мудростью направлявшего страну на пути благоденствия и развития. Культ развивался годами и, безусловно, является одним из столпов легитимности узбекского режима. И неважно, что он формировался вокруг Каримова — опыт Туркмении показал, что при правильном подходе и нужном уровне пропаганды можно легко провести замену одного объекта культа на другой.
Проблема новых узбекских властей в том, что в мире «постарабской весны», распространения информационных технологий и высокой популярности антигосударственных идеологий на одном культе личности долго не просидишь.
Новое руководство страны должно перейти от логики сохранения власти (которой руководствовался Каримов) к мерам по социально-экономическому развитию страны, дабы капитализировать выданный им кредит доверия.
Гастарбайтеры и валюта
В каких-то вопросах преемник Каримова будет, безусловно, продолжать его линию. Например, использовать российский рынок рабочей силы в качестве пункта назначения для узбекской молодежи.
Да, Ислам Каримов мог сколько угодно оскорблять узбекских трудовых мигрантов (заявляя, в частности, что, работая дворниками в Москве, они унижают Узбекистан), но он прекрасно понимал, что узбекские гастарбайтеры решают как минимум две проблемы страны.
Во-первых, содержат свои семьи. Да, из-за кризиса и падения курса рубля объем денежных переводов из России в Узбекистан снизился с 5,5 миллиардов долларов в 2014 до 3 миллиардов долларов в 2015 году, однако на эти деньги выживают целые семьи.
Во-вторых, выезд молодежи на заработки в Россию снижает социальную напряженность, которая возникла бы из-за запредельного уровня безработицы. Ее показатели в стране и без того большие — по официальным данным, она составляет 5%, по неофициальным — все 20%. И, как это обычно бывает, самый высокий уровень — среди молодежи, склонной к радикальным шагам и подверженной влиянию радикальных исламистов.
Некоторые же вопросы требуют серьезного подхода и реформ. И речь не только о глобальных вещах наподобие привлечения инвесторов (которые опасались вкладываться в Узбекистан из-за желания той же Гульнары Каримовой аннексировать любой понравившийся ей бизнес — история с узбекской дочкой МТС многому всех научила).
Весьма вероятно, что новые власти проведут некую модернизацию уклада в стране, часть положений которого вызывают когнитивный диссонанс.
Например, валютный рынок. Формально в Узбекистане запрещен свободный оборот иностранных денежных средств — граждане должны покупать доллары только в банке по курсу, в разы отличающемуся от реального. Однако проблема в том, что черный рынок существует не в подполье, а на виду. Это в начале 90-х предприниматели вынуждены были ехать в специального условленные места, где втихую меняли узбекские сомы на американскую валюту у корейцев-перекупщиков (автор сидел в машине у отца и видел всю эту конспирацию).
В 2016 году рынок стал клиентоориентированным: теперь у любого метро в нескольких десятках метров от полицейских сидит перекупщик с мешком денег и открыто осуществляет разменные операции. Тем самым он наносит существенный урон не только экономике страны, но и ее репутации, самим своим существованием показывая населению запредельный уровень коррупции.
Поэтому новые власти должны либо отменять запрет на свободное хождение валюты, либо снова сделать черный рынок черным. И опять же, опыт Грузии показывает, что борьба с коррупцией на низовом уровне резко поднимает рейтинг действующей власти.
Пора мириться
Новым властям придется реформировать и внешнюю политику страны. Ислам Каримов очень любил свою власть и не хотел подпадать под чрезмерное влияние внешних сил. Поэтому он категорически отказывался от тесных военно-экономических отношений с США, Россией или Китаем.
Узбекский президент всячески подчеркивал свою независимость, отказывался участвовать в российских интеграционных проектах и даже открыл в своей стране музей российской оккупации.
Однако в последнее время политика узбекского лидера начала претерпевать некоторые изменения — даже Каримов понял, что существующие внешние угрозы Узбекистану (исходящие от ИГ и афганской ситуации) реальнее мифической возможности оказаться под российским влиянием.
Поэтому он начал процесс сближения с Россией. Судя по всему, новые власти этот процесс ускорят, особенно в том случае, если а) ситуация в Узбекистане будет ухудшаться и б) Кремль докажет им, что концепция евразийской интеграции никоим образом не является «Советским Союзом-2».
Кроме того, в лучшую сторону изменятся отношения с Таджикистаном. Да, между странами существует ряд объективных конфликтов, связанных с историческими трениями между народами и, например, с решением Душанбе строить ГЭС на горных реках (вода с которых питает узбекское сельское хозяйство).
Однако одной из причин того же водного конфликта и нежелания Эмомали Рахмона учитывать интересы узбекских сельхозпроизводителей были сложные личные отношения между ним и Исламом Каримовым.
Ни для кого не секрет, что бывший директор совхоза в Кулябской области стал в 1992 году председателем Верховного Совета объятого гражданской войной Таджикистана по согласованию с Исламом Каримовым. После чего узбекский президент посчитал, что таджикский коллега ему обязан. Однако у Рахмона была другая точка зрения, и он при каждом удобном случае пытался продемонстрировать Каримову свою независимость. В том числе и демонстративным отказом идти на компромисс.
В результате оба государства за последние годы не раз скатывались к фактически предвоенной риторике. С новыми властями Рахмону будет разговаривать гораздо проще и спокойнее.
«Опасный этап неопределенности»: реакция российских политиков на смерть Ислама Каримова
Смена лидера в Узбекистане не повлияет на традиционно дружественные отношения России с этой страной. Такое мнение высказал ТАСС первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, комментируя официальное сообщение кабмина и парламента страны о кончине президента Узбекистана Ислама Каримова, которое было зачитано в эфире национального телевидения.
«Я не думаю, что это сильно повлияет на наши отношения, поскольку Узбекистан — традиционный друг нашей страны. Каримов всегда проводил эту политику, и все руководство, которое может прийти ему на смену, выросло при нем и также будет поддерживать (этот курс)», — отметил сенатор, подчеркнув, что Россия — «важнейший союзник Узбекистана», и для нее 30-миллионный Узбекистан также является важным партнером.
Говоря о возможных сценариях развития событий в этой среднеазиатской стране после смерти президента, Джабаров предположил, что «могут поднять голову так называемые исламисты, с которыми режим Каримова всегда боролся очень жестко — и правильно делал». Однако парламентарий уверен, что «в большинстве своем Узбекистан спокойно переживет смену лидера». «Я никаких сюрпризов не ожидаю», — заключил он.
Важно сохранить стабильность
Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков допускает, что после смерти Ислама Каримова Узбекистан вступит в опасный этап неопределенности.
В этом случае для России важно, чтобы такой период оказался максимально коротким, поскольку иначе разрастается угроза распространения радикальных исламских течений на территории данного государства, подчеркнул он.
«Кончина Ислама Каримова может открыть весьма опасный этап непредсказуемости, неопределенности в развитии Узбекистана», — сказал Пушков ТАСС. «Конечно, для России, для других государств этого региона чрезвычайно важно, чтобы этот период неопределенности был как можно более коротким», — отметил он. Особенно это важно с учетом того, что происходит сейчас в мусульманском мире, тенденций к распространению «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая группировка) за пределы Сирии, Ирака и Ливии, с учетом того, что происходит в Афганистане, продолжил политик.
«От того, как быстро закончится период неопределенности, будет зависеть, будут ли попытки распространить деятельность различных радикальных исламистских организаций на территории этой страны (Узбекистана)», — предупредил Пушков. «Россия в этом не заинтересована, в этом не заинтересованы все государства ОДКБ, все соседи Узбекистана», — подтвердил он, добавив, что в этом не заинтересованы и ведущие западные державы, а также Китай.
«Судя по тому, что происходило в те дни, когда была не ясна ситуация со здоровьем Ислама Каримова, определенная степень контроля у власти над страной существует, во всяком случае, мы не слышали о каких-либо выступлениях, о каком- либо драматическом развитии ситуации», — констатировал глава комитета Госдумы. По его мнению, «сейчас все будет зависеть от того, насколько правящие круги этой страны сумеют справиться с выработкой механизма передачи власти и насколько будет стабильна следующая власть в Ташкенте». В ближайшие дни и недели к событиям в Узбекистане будет приковано очень большое внимание, прогнозирует депутат.
В этом контексте Пушков напомнил, что Узбекистан является ключевым государством Средней Азии «и с политической, и с транспортной, и с военно-политической точки зрения». Не случайно США приложили большие усилия для того, чтобы наладить особые отношения с Узбекистаном при Каримове, указал он. «Вместе с тем Узбекистан — государство, где действует исламистское подполье, куда в свое время засылались группы боевиков и террористов из Афганистана для дестабилизации обстановки там, где есть определенный „горючий материал“ для радикальных исламистских движений», — заметил парламентарий.
«Когда власть в достаточно твердых руках держал Ислам Каримов, Узбекистан не выходил из состояния внутриполитической стабильности, за исключением известных событий в Андижане 2005 года, когда протестные выступления были достаточно жестко подавлены властью», — заявил председатель думского комитета. «Также Узбекистан, несмотря на его достаточно крутые виражи в области внешней политики, отношений с соседями, в частности прекращение участия в ОДКБ, придерживался линии поддержания связей со всеми основными игроками, о чем, в частности, говорит последний визит Ислама Каримова в Москву», — обратил внимание он.
ШОС поможет Узбекистану преодолеть трудности
Партнеры Узбекистана по ШОС и другим интеграционным проектам помогут этой стране преодолеть трудности переходного периода после кончины президента, свое стабилизирующее воздействие может оказать и Россия.
Об этом заявил журналистам глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев в связи с официальным сообщением пресс-службы правительства страны о смерти узбекского лидера.
Сенатор отметил, что есть немало желающих воспользоваться ситуацией в случае сползания Узбекистана в хаос и анархию. «Прежде всего, это, разумеется, радикальные исламисты. Известное „Исламское движение Узбекистана“ сейчас выдавлено в Пакистан и Афганистан, но, конечно же, с радостью вернется при первых признаках хаоса», — полагает он. Кроме того, считает Косачев, «интерес Вашингтона к стране может сегодня резко возрасти как в связи с необходимостью перевалочной базы в Афганистан, так и в принципе в связи с острой нуждой в надежных союзниках в регионе, на который США сегодня обращают особое внимание».
«Общеизвестно, что Америка умеет извлекать гораздо больше пользы из хаоса, чем из стабильности в таких регионах. Другое дело, что стабильность крайне нужна всем соседям Узбекистана и основным региональным игрокам: России, Китаю, Ирану», — констатировал парламентарий. Он уверен, что партнеры Узбекистана по ШОС и «другим кооперационным и интеграционным проектам» помогут «новому руководству Узбекистана справиться с переходными трудностями и удержать страну от скатывания в анархию и внутренние конфликты». «Поэтому пока бы я склонялся к умеренно-оптимистическому сценарию», — добавил он.
Косачев подчеркнул, что свою стабилизирующее воздействие на ситуацию в Узбекистане может оказать и Россия. «Мы не делали и не делаем ставку ни на кого и ни на что, кроме мира и благополучия, и можем работать с любым легитимным преемником», — заявил он. Глава международного комитета Совфеда также выразил искренние соболезнования близким Каримова и всему народу Узбекистана.
РФ продолжит развитие партнерства с Узбекистаном
Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин выразил соболезнования в связи с кончиной президента Узбекистана Ислама Каримова.
«Я глубоко соболезную родным и близким Ислама Абдуганиевича Каримова, его коллегам и соратникам, парламентариям и всему народу Узбекистана»,- отметил Нарышкин.
«Уверен, что в рамках межпарламентского взаимодействия мы вместе продолжим развитие партнерских отношений между нашими странами. Именно такой курс проводил Ислам Каримов. Светлая ему память»,- написал он.
Смена лидера в Узбекистане не повлияет на традиционно дружественные отношения России с этой страной. Такое мнение высказал ТАСС первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, комментируя официальное сообщение кабмина и парламента страны о кончине президента Узбекистана Ислама Каримова, которое было зачитано в эфире национального телевидения.
«Я не думаю, что это сильно повлияет на наши отношения, поскольку Узбекистан — традиционный друг нашей страны. Каримов всегда проводил эту политику, и все руководство, которое может прийти ему на смену, выросло при нем и также будет поддерживать (этот курс)», — отметил сенатор, подчеркнув, что Россия — «важнейший союзник Узбекистана», и для нее 30-миллионный Узбекистан также является важным партнером.
Говоря о возможных сценариях развития событий в этой среднеазиатской стране после смерти президента, Джабаров предположил, что «могут поднять голову так называемые исламисты, с которыми режим Каримова всегда боролся очень жестко — и правильно делал». Однако парламентарий уверен, что «в большинстве своем Узбекистан спокойно переживет смену лидера». «Я никаких сюрпризов не ожидаю», — заключил он.
Важно сохранить стабильность
Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков допускает, что после смерти Ислама Каримова Узбекистан вступит в опасный этап неопределенности.
В этом случае для России важно, чтобы такой период оказался максимально коротким, поскольку иначе разрастается угроза распространения радикальных исламских течений на территории данного государства, подчеркнул он.
«Кончина Ислама Каримова может открыть весьма опасный этап непредсказуемости, неопределенности в развитии Узбекистана», — сказал Пушков ТАСС. «Конечно, для России, для других государств этого региона чрезвычайно важно, чтобы этот период неопределенности был как можно более коротким», — отметил он. Особенно это важно с учетом того, что происходит сейчас в мусульманском мире, тенденций к распространению «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая группировка) за пределы Сирии, Ирака и Ливии, с учетом того, что происходит в Афганистане, продолжил политик.
«От того, как быстро закончится период неопределенности, будет зависеть, будут ли попытки распространить деятельность различных радикальных исламистских организаций на территории этой страны (Узбекистана)», — предупредил Пушков. «Россия в этом не заинтересована, в этом не заинтересованы все государства ОДКБ, все соседи Узбекистана», — подтвердил он, добавив, что в этом не заинтересованы и ведущие западные державы, а также Китай.
«Судя по тому, что происходило в те дни, когда была не ясна ситуация со здоровьем Ислама Каримова, определенная степень контроля у власти над страной существует, во всяком случае, мы не слышали о каких-либо выступлениях, о каком- либо драматическом развитии ситуации», — констатировал глава комитета Госдумы. По его мнению, «сейчас все будет зависеть от того, насколько правящие круги этой страны сумеют справиться с выработкой механизма передачи власти и насколько будет стабильна следующая власть в Ташкенте». В ближайшие дни и недели к событиям в Узбекистане будет приковано очень большое внимание, прогнозирует депутат.
В этом контексте Пушков напомнил, что Узбекистан является ключевым государством Средней Азии «и с политической, и с транспортной, и с военно-политической точки зрения». Не случайно США приложили большие усилия для того, чтобы наладить особые отношения с Узбекистаном при Каримове, указал он. «Вместе с тем Узбекистан — государство, где действует исламистское подполье, куда в свое время засылались группы боевиков и террористов из Афганистана для дестабилизации обстановки там, где есть определенный „горючий материал“ для радикальных исламистских движений», — заметил парламентарий.
«Когда власть в достаточно твердых руках держал Ислам Каримов, Узбекистан не выходил из состояния внутриполитической стабильности, за исключением известных событий в Андижане 2005 года, когда протестные выступления были достаточно жестко подавлены властью», — заявил председатель думского комитета. «Также Узбекистан, несмотря на его достаточно крутые виражи в области внешней политики, отношений с соседями, в частности прекращение участия в ОДКБ, придерживался линии поддержания связей со всеми основными игроками, о чем, в частности, говорит последний визит Ислама Каримова в Москву», — обратил внимание он.
ШОС поможет Узбекистану преодолеть трудности
Партнеры Узбекистана по ШОС и другим интеграционным проектам помогут этой стране преодолеть трудности переходного периода после кончины президента, свое стабилизирующее воздействие может оказать и Россия.
Об этом заявил журналистам глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев в связи с официальным сообщением пресс-службы правительства страны о смерти узбекского лидера.
Сенатор отметил, что есть немало желающих воспользоваться ситуацией в случае сползания Узбекистана в хаос и анархию. «Прежде всего, это, разумеется, радикальные исламисты. Известное „Исламское движение Узбекистана“ сейчас выдавлено в Пакистан и Афганистан, но, конечно же, с радостью вернется при первых признаках хаоса», — полагает он. Кроме того, считает Косачев, «интерес Вашингтона к стране может сегодня резко возрасти как в связи с необходимостью перевалочной базы в Афганистан, так и в принципе в связи с острой нуждой в надежных союзниках в регионе, на который США сегодня обращают особое внимание».
«Общеизвестно, что Америка умеет извлекать гораздо больше пользы из хаоса, чем из стабильности в таких регионах. Другое дело, что стабильность крайне нужна всем соседям Узбекистана и основным региональным игрокам: России, Китаю, Ирану», — констатировал парламентарий. Он уверен, что партнеры Узбекистана по ШОС и «другим кооперационным и интеграционным проектам» помогут «новому руководству Узбекистана справиться с переходными трудностями и удержать страну от скатывания в анархию и внутренние конфликты». «Поэтому пока бы я склонялся к умеренно-оптимистическому сценарию», — добавил он.
Косачев подчеркнул, что свою стабилизирующее воздействие на ситуацию в Узбекистане может оказать и Россия. «Мы не делали и не делаем ставку ни на кого и ни на что, кроме мира и благополучия, и можем работать с любым легитимным преемником», — заявил он. Глава международного комитета Совфеда также выразил искренние соболезнования близким Каримова и всему народу Узбекистана.
РФ продолжит развитие партнерства с Узбекистаном
Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин выразил соболезнования в связи с кончиной президента Узбекистана Ислама Каримова.
«Я глубоко соболезную родным и близким Ислама Абдуганиевича Каримова, его коллегам и соратникам, парламентариям и всему народу Узбекистана»,- отметил Нарышкин.
«Уверен, что в рамках межпарламентского взаимодействия мы вместе продолжим развитие партнерских отношений между нашими странами. Именно такой курс проводил Ислам Каримов. Светлая ему память»,- написал он.
«Каримов считал едва ли не главным достижением своего правления стабильность в стране», — отмечает эксперт фонда Карнеги Алексей Малашенко. Со своей стороны узбеколог Юрий Мавашев в интервью ТАСС подчеркнул, что именно Каримов являлся фактором стабильности для Узбекистана.лучше бы он думал о том, что будет со страной после его смерти и выстроил бы рабочий механизм передачи власти в более-менее демократическом ключе
К чему думать о том, на что не можешь повлиять? А на события после свое г о ухода из жизни Каримов никак не мог повлиять. Поэтому Каримов решал проблемы насущные…
И да — никакой реальной демократии там невозможно, ибо восток, кланы, менталитет. И да, никакой либеральный правитель не смог бы так жестко и решительно подавить андижанский мятеж…
В общем ладно, думаю кланы уже все порешали как надо…
И да — никакой реальной демократии там невозможно, ибо восток, кланы, менталитет. И да, никакой либеральный правитель не смог бы так жестко и решительно подавить андижанский мятеж…
В общем ладно, думаю кланы уже все порешали как надо…
Также сообщалось, что Мирзиеев возглавил комиссию по организации похорон Каримова.Советский сценарий.