Запрет на импорт европейских продуктов и слабый рубль вызвали подъем в российском сельском хозяйстве, пишет немецкий журнал Der Spiegel. Доходы России от экспорта аграрной продукции впервые превысили прибыль от продажи оружия. Однако стране понадобится еще много лет, чтобы окончательно встать на ноги, а производители как огня боятся отмены Москвой продуктового эмбарго.
источник: russian.rt.com
В России начался аграрный бум, пишет немецкий журнал Der Spiegel. Запрет на ввоз продуктов питания из ЕС и кризис рубля вызвали подъем в российском сельском хозяйстве: страна впервые зарабатывает на экспорте аграрной продукции больше, чем на продаже оружия, утверждает издание.
С тех пор как президент Владимир Путин объявил эмбарго на ввоз западного продовольствия, в России нашлось немало людей, которые оставили свои прежние профессии и перековались в фермеров, сообщается в статье. Они быстро стали любимчиками российских СМИ, пропагандирующих импортозамещение. «Это мечта Москвы – чтобы конфронтация с Западом могла сделать Россию сильнее, чем она была прежде», – уверяет автор статьи Бенджамин Биддер.
Как отмечает издание, российское сельское хозяйство действительно переживает период значительного подъема. Почти четверть века после распада Советского Союза сельскохозяйственные угодья в стране приходили в запустение. Олигархи и инвесторы предпочитали оставаться в стороне от слабого аграрного сектора, и с 1992 года Россия потеряла примерно 35 миллионов гектаров полевых площадей, что почти соответствует площади Германии, сообщает Der Spiegel.
Однако с 2014 года эта тенденция прекратилась. В последнее время доля сельского хозяйства России в экономике страны в целом даже выросла, в то время как в других странах наблюдается противоположная тенденция. В прошлом году Россия впервые заработала на экспорте аграрной продукции больше, чем на продаже вооружений, подчеркивает немецкий журнал.
Тем не менее с возрождением российского сельского хозяйства все обстоит не так уж безоблачно, утверждает автор статьи. Фермеры выигрывают от исчезновения европейских конкурентов на российском рынке. При этом пока неясно, станут ли такие проблемные сектора, как производство молочной продукции, более конкурентоспособными в долгосрочной перспективе. Наиболее значительных успехов российская аграрная промышленность сейчас достигла в тех областях, которые еще задолго до этого производили продукцию не только для внутреннего потребления, но и для экспорта на мировые рынки, подчеркивает издание.
Главная движущая сила в развитии российского сельского хозяйства – не мелкие фермеры, а крупные концерны, требующие больших инвестиций и разрабатывающие свои отрасли аграрной промышленности уже на протяжении долгого времени. Например, в производстве зерна положительные тенденции наблюдались уже с 2000 года, а в 2015-м Россия произвела больше пшеницы, чем США, напоминает немецкий журнал.
Кроме того, значительное обесценивание рубля сделало российские товары более конкурентоспособными на мировом рынке, отмечается в статье. Особенно успешны в этом отношении производство зерна и разведение домашней птицы. Более того, с осени 2014 года у российских фермеров практически не осталось конкурентов на внутреннем рынке. Количество импортных сыров в стране за год сократилось с 48 до 23 процентов, свинины – с 18 до 9 процентов, рассказывает Der Spiegel.
Однако до сих пор российским производителям лишь отчасти удается заменить недостающие продукты из ЕС, уверяет автор статьи. Так, ввоз европейских овощей резко сократился в 2014 году, однако российское производство в этой сфере увеличилось лишь незначительно – с 14,7 до 16,1 миллиона тонн в год.
В качестве особенно проблемной сферы для России немецкий журналист называет молочное производство: в советские времена большая часть молока поставлялась в Россию из Казахстана, но сейчас эта страна сконцентрировалась на добыче нефти и урана, и молочное производство в России переживает кризис на протяжении многих лет. «Санкции пока мало что изменили в этом отношении – хотя литр молока в России может стоить в два раза дороже, чем в Германии», – подчеркивает издание.
По мнению экспертов, российским производителям молока понадобится от восьми до десяти лет на то, чтобы стать конкурентоспособными на мировом уровне. Однако развитие отрасли тормозится из-за того, что никто не может с уверенностью сказать, как долго продержатся санкции, отмечает Der Spiegel. При этом если Кремль отменит эмбарго, внутреннее производство окажется под давлением иностранной конкуренции, которого оно не выдержит, считает автор статьи. Инвесторам тогда останется только подсчитывать убытки.
Помимо этого, в российском сельском хозяйстве присутствуют те же структурные проблемы, что и во всей экономике страны в целом, пишет немецкий журнал. Управление осуществляется непрозрачно. В отношении многих компаний непонятно, кто их в действительности контролирует, а значительную роль в развитии предприятий играют связи их владельцев в политическом мире, подчеркивает Der Spiegel.