ПВО Сирии — ВВС Израиля: в ход пошли С-200

отметили
37
человек
в архиве
Утверждения сирийских военных о сбитом ими самолете израильских ВВС не соответствуют действительности. Об этом 13 сентября заявили в командовании Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ).

Как сообщает газета The Jerusalem Post, в командовании пояснили, что сирийские правительственные войска действительно попытались сбить самолет, однако попытка не увенчалась успехом. Так, в сторону одного из летательных аппаратов ВВС Израиля, возвращавшегося с задания в сирийском воздушном пространстве, были выпущены две ракеты класса «земля-воздух», однако обе ракеты пролетели мимо. В итоге все самолеты благополучно вернулись на базу. Информацию о потере беспилотника в небе над Сирией израильские военные тоже не подтверждают.

Отмечается, что ВВС Израиля нанесли удар по позициям сирийской артиллерии в ответ на артобстрел израильских военных на Голанских высотах. По данным агентства EFE, этот обстрел был четвертым в районе израильско-сирийской границы за последнюю неделю.

Напомним, что утром 13 сентября сирийское правительственное информагентство SANA со ссылкой на Верховное командование армии и ВС Сирии распространило сообщение о том, что в ночь на вторник самолет ВВС Израиля и израильский беспилотник были сбиты средствами ПВО на территории сирийской провинции Кунейтра: истребитель к югу от одноименной столицы Кунейтры, беспилотник — к западу от поселка Сасаа.

Сведения о судьбе летчика истребителя ВВС Израиля в сообщении не приводились. Отмечалось, что командование сирийской армии считает, что «эта неприкрытая агрессия со стороны Израиля совершена в рамках поддержки террористических группировок, действующих в Сирии».

Портал Al-Masdar News назвал нынешний инцидент «войной слов»: хотя офицер войск ПВО Сирии подтвердил обстрел летательных аппаратов и их поражение, однако никаких фото и видеоподтверждений Дамаском не представлено. Так же, как и нет подробностей по поводу средств ПВО, с помощью которых, как говорят израильтяне, были выпущены две ракеты в сторону самолета. Оппозиционеры в Твиттере пишут, что, возможно, работала зенитная ракетная система ЗРС С-200. Израильский сайт DEBKAfile также упоминает о «двухсотках», но замечает, что ВВС ЦАХАЛа могут успешно противодействовать сирийским средствам ПВО.

Новости партнеров

Действительно ли С-200 обстреляли самолеты Израиля? Какие последствия может иметь этот инцидент для сирийского конфликта, ведь некоторые журналисты уже начали писать, что Дамаск может получить «новый фронт в лице ЦАХАЛ»?

Стоит отметить, что обстановка в районе Кунейтры накалилась 10 сентября. Тогда в ответ на случайно залетевший минометный снаряд в н.п. Мадждаль-Шамса в северной части Голанских высот ВВС Израиля нанесли ответные удары по сирийской территории.

— Самолеты нанесли удары по позициям сирийской правительственной артиллерии, так как Израиль считает правительство Сирии ответственным за это грубое нарушение суверенитета, — сообщила пресс-служба израильской армии.

В свою очередь, сирийцы обвинили ЦАХАЛ в поддержке наступления боевиков «Джебхат Фатх аш-Шам» * (ранее «Джебхат ан-Нусра») в провинции Кунейтра. «Авиация поддерживает передвижение боевиков в демилитаризованной зоне», — сообщило агентство РИА «Новости» со ссылкой на сирийский военный источник.

Но израильские эксперты тогда отметили, что преувеличивать израильские бомбардировки не стоит: ВВС аккуратно нанесли несколько ударов по артиллерийскому расчету, в результате которых никто из сирийцев ранения не получил.

Источник в Израиле сообщил «СП»: есть информация, что 10 сентября отряды «Хезболлы», маскируясь под друзские отряды, зашли в Кунейтру (в 600 метрах от израильской границы).

— Командованию ЦАХАЛ могло не понравиться наличие бойцов «Хезболлы» вблизи границы, и это могло обострить обстановку, поскольку Израиль все-таки реагирует не на все шальные снаряды, залетевшие на его территорию, — отметил он.

— Никакой существенной роли для продвижения повстанцев действия авиации не сыграли, да они и не были направлены на это: удары были нанесены в районе города Аль Баас, а бои вообще шли в Тель Намирии, — замечает другой израильский источник «СП». — Это просто акция наказания за тот бардак, за который объективно ответственно сирийское правительство — и не более того. Наши военные не смотрят на время: залетел шальной снаряд — будет авиаудар. К тому же от наших точечных авиаударов еще ни один сириец не погиб, а вот конвои «Хезболлы» — это уже серьезно.

Что касается нынешнего инцидента, то сирийцы из пропагандистских целей могут заявлять все, что угодно, но пусть покажут обломки, и не через два дня, а желательно быстрее. Сомнительно, что работали ПУ С-200, скорее — старый ЗРК «Оса».

Бывший начальник группы 1-го Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ полковник в отставке Михаил Ходаренок также сомневается в том, что израильскую авиацию обстреляли противоракеты «двухсоток».

— В свое время я был заместителем командира полка ЗРС С-200, поэтому механизм работы системы знаю хорошо. Технически он выглядит следующим образом. Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) системы С-200 должен захватить воздушный объект, предназначенный для поражения, по двум, трем, четырем координатам, то есть по углам, дальности и по скорости. Затем эту цель должна захватить головка самонаведения ракеты прямо на стартовой позиции. После оператор докладывает, что головка самонаведения ракеты захватила цель, дается разрешение на пуск и после этого осуществляется стрельба. А дальше ракета летит практически в автономном режиме. Причем процент промахов минимален — ракета С-200 с высокой точностью поражает цель.

Поэтому я не думаю, что стрельба велась из С-200. Два полка ЗРС развертывались в далекие советские времена — в Хомсе и южнее Дамаска, и, судя по всему, они там остаются, поскольку двигать их нельзя — основание бетонируется, длина некоторых кабелей составляет больше километра. Я, конечно, на стартовых позициях сейчас не был и оценивать боеготовность не могу, но зная, насколько система сложна в обслуживании и каких высококвалифицированных кадров она требует, сомневаюсь в ее технической исправности и боеготовности.

«СП»: — Была информация, что модернизацию ЗРС С-200ВЭ могли проводить белорусские специалисты. В 2016 году проходили сведения, что эти ЗРС по-прежнему несут службу… Но если в эту тему не углубляться, с технической точки зрения есть возможность «специального промаха» — для показательного пуска ракет? Что называется — попугать.

— Если ты такой богатый, чтобы стрелять подобными ракетами налево и направо, то можно. Запустил, а потом снял высокое напряжение с РПЦ, то есть прекратил подсвечивать цель. Ракета в таком случае теряет управление и уходит на самоликвидацию. В принципе, такие «шутки» возможны, только вряд ли бы ими кто-то когда-то стал заниматься. Что касается количества ракет, то запустить по одной цели можно не только две. В составе двух дивизионов один канал может запустить три ракеты, второй — еще три ракеты, если стрельба ведется с совмещением — в режиме «ведущий-ведомый».

— В последнее время, когда миномётные снаряды залетали на территорию Израиля из Сирии, ВВС применяли в основном ударные беспилотники, — говорит глава одной из израильских спецслужб, военный эксперт Яков Кедми. — Статус обязывает нас реагировать, но мы стараемся ответить символически, чтобы не пострадали сирийские войска. Поэтому удары имеют не массированный характер, а точечный. В отношении нынешнего эпизода сообщения идут довольно противоречивые, поэтому сказать, из чего стреляли сирийцы — сложно. Одно могу сказать: сбить БЛА очень сложно из-за его малой радиолокационной заметности.

«СП»: — На ваш взгляд, почему сирийская сторона сразу заявила об уничтожении летательных аппаратов…

— Степень достоверности арабских источников как официальных, так и полуофициальных довольно низкая. Обычно это делается из пропагандистских целей, а также в рамках внутренних разборок. Я все-таки больше полагаюсь на наши сообщения, потому что не было случаев, когда ЦАХАЛ не подтверждал обстрелы, а тем более — потерю самолета.

«СП»: — Как вы прокомментируете обвинения о том, что Израиль оказывает помощь сирийской оппозиции?

— Когда Израиль оказывает помощь раненым, то власти полагаются на то, что они — жители прибрежных областей. Часть из них — гражданские, часть — оппозиция, которая так или иначе связана с «ан-Нусрой». Но также есть данные об оказании медпомощи силам, воюющим на стороне Асада. Так что помощь Израиля — специфическая, с определённым политическим подтекстом. Вообще ситуация во многом определятся введением боевых действий рядом с границей Израиля. Если правительственные войска установят там контроль, то она наверняка успокоится.

Другой вопрос, что некоторые силы намеренно нагнетают обстановку, поскольку осложнение отношений выгодно только одной стороне — сирийской оппозиции. Столкновение между нашими войсками и армией САР вряд ли возможно, прежде всего, из-за присутствия российских войск. Москва однозначно не даст этому произойти, заключает эксперт.

Старейшая израильская газета Haaretz еще несколько лет назад публиковала материал, в котором утверждалось, что боевики «Джебхат ан-Нусры» лечатся в израильских госпиталях. В 2013 году были обнародованы документально подтвержденные данные о том, что 300 членов «ан-Нусры», которые получили ранения в ходе столкновений в Сирии, официально проходили лечение в израильских больницах — в Нагарии, Сафаде (Цфате), а также в Табарее.

— Оказание Израилем медицинской помощи боевикам радикальных группировок — это секрет Полишинеля, — замечает эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов. — Понятно, что израильтяне такие вещи афишировать не любят, но логика их действий в принципе понятна: все внешние силы при разных сценариях могут уйти из Сирии, а вот Израилю деваться некуда, ему с этими людьми жить дальше. Отсюда — попытки наладить отношения с разными игроками.

Новости партнеров

То есть речь идет не о каком-либо сговоре, а о банальном стремлении выжить в бушующем вокруг него «море». Пока Израиль в такой обстановке остается непоколебимой скалой, но ситуация очень быстро меняется. В этом смысле неудивительно, что израильтяне пытаются налаживать отношения с радикальными суннитскими группировками. Единая Сирия — это миф, и с их стороны есть надежда, что забота о тысячах раненых как-то повлияет на их отношения с суннитским миром. Тем более что спецслужбы Израиля тесно взаимодействуют с Саудовской Аравией, на которую и ориентируется «ан-Нусра». Есть данные, что наступление боевиков на позиции друзов в июне 2015 года как раз и было остановлено при координации израильских и саудовских спецслужб.

Что касается инцидентов, то не надо забывать, что правительство Асада само постоянно пытается увлечь радикальных суннитов идеями о борьбе с Израилем.

«СП»: — Насколько достоверной может быть информация о маскировке отрядов «Хезболлы» под друзские формирования?

— Конечно, все может быть, но вообще отношения между друзами и «Хезболлой» крайне сложные, они, что называется, «кровники». Я сомневаюсь, что это нужно местным друзам, поскольку в последнее время они стараются тщательно отмежеваться от той или иной стороны. Есть формирования, которые по-прежнему продолжают выступать на стороне Асада, но преобладающие настроения сводятся все-таки к нейтральной позиции.

* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Добавил 1sr 1sr 14 Сентября 2016
проблема (2)
Комментарии участников:
dinga
+2
dinga, 14 Сентября 2016 , url
Очень взвешенное освещение событий.
Только вот большой шпецалист по всем вопросам Кедми ошибается в вопросе «трудности уничтожения беспилотников» ;)
Как и то, что если асадиты захватят приграничную зону, там все успокоится, так как с ними придут иранцы и местное суннитское население все равно продолжат восстание.

Следует также учитывать, что Израиль категорически не допустит 2 момента.
1. Захват стратегических точек на сирийской стороне Голан Хизблой/Ираном.
2. Резню друзов или тамошних черкессов.

Во всех остальных вопросах — реакция была и будет минорная.
Насчёт «лечения боевиков» и т.д., то речь идёт конкретно о племенах/хамуллах, населяющих данный район, которые меняют флаги, но плоть от плоти местные банды и опираются реально на почву и воюют прежде всего за свои локальные интересы (и до начала ГВ дхидазизмом не увлекались) и на местное население, которое ненавидит пришлых шиитов и враждебно режиму Ассада. Их основные спонсоры в Иордании, заливе, но и для нас это — соседи. Которые были и останутся.

Кстати с Израильской стороны также есть несколько шиитских деревень и алавитская в верхней Галилеи и Израиль крайне не заинтересован, чтоб сирийские межарабские разборки перекинулись и на местное арабское население, которое в большинстве — суннитское, в меньшей мере христианское.
Все они в той или иной мере не безучастны тому, что происходит за границей в нескольких километрах, хотя до сих пор сохраняли спокойствие.
То же самое и с друзами, отношения которых с арабами мягко говоря не очень…
manson
+1
manson, 14 Сентября 2016 , url
Они всегда все отрицают. И плачутся… Не знаю, знаете ли вы, что по их утверждениям во время ПЕРВОЙ мировой войны погибло те же 6 лимонов евреев. А на счет тех, кто поддерживает их, так посмотрите на украину -сплошь евреи во власти и они конечно поддерживают израиль, что позволяет им растягивать свое отношение на весь народ. Я это к словам dinga, что на Голанах поддерживают израиль
dinga
0
dinga, 14 Сентября 2016 , url
Не знаю, знаете ли вы, что по их утверждениям во время ПЕРВОЙ мировой войны погибло те же 6 лимонов евреев.
Утверждениям кого и где? Линк плиз.

посмотрите на украину -сплошь евреи во власти и они конечно поддерживают израиль, что позволяет им растягивать свое отношение на весь народ
Каким образом и кто «растягивает»? ;) реально интересно.
После удаления Коломойского и Корбана, которые действительно спекулировали этой темой, на сегодня в украинском руководстве мне лично известен один Гройсман, который действительно — еврей, никогда не пытался прятаться (в его случае это и невозможно ;), насколько я знаю, при этом его избирали мером Винницы явно не из-за этого и это ему не помешало, и были там вроде им довольны (хотя я не в курсе подробностей, скорее надо у Barban Barban спрашивать), но он вообще этих тем не касается по-моему (хотя я не слежу) и не упоминает насколько мне известно ни как, хотя какие проблемы у вас с этим?
Все остальные, которых молва записывает в «вальцманы» и т.д. вообще открещиваются в прямом и переносном и никак ничего «не натягивают», и вообще тему Израиля не затрагивают и скорее наоборот, всячески избегают ее, далеко это все от них. Обоюдно.
Так что «натягивать ее на народ» они могут разве только телепатически ;)) и не тащите это с больной головы на здоровую.

Насчёт поддержки Израиля на Голанах, то скорее правильнее говорить о готовности сосуществовать. О любви и дружбе, и искренней поддержки ни с той стороны, ни с нашей речи нет. У каждого своя колея, свой образ жизни. Задача — не задевать друг друга.
dinga
0
dinga, 14 Сентября 2016 , url
Насчёт «тайны полишинеля», то Vice News совершенно спокойно и с разрешения показывали ещё в 2013 раненных сирийцев в израильских больницах, где они сами говорят, что воюют с Ассадрм в составе ССА, и про ситуацию на Голанах, их даже на позиции ЦАХАЛ пустили.
Никаких секретов — нам интересно, чтоб нам не мешали и не трогали.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать