Последние месяцы ознаменовались особо интенсивными контактами между Россией и США по поиску путей выхода на мирное урегулирование конфликта в Сирии на основе освобождения ее территории от террористов и налаживания инклюзивного межсирийского диалога.
В развитие положений Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., резолюции Совета Безопасности ООН 2254, решений Международной группы поддержки Сирии, президентами России и США была достигнута договоренность о шагах, нацеленных на содействие восстановлению мира на сирийской земле и обеспечение гуманитарного доступа к нуждающемуся населению. Это нашло отражение в обнародованном 22 февраля российско-американском Совместном заявлении о прекращении боевых действий в Сирии.
При этом Россия постоянно акцентировала необходимость скорейшего и полного отмежевания отрядов так называемой «умеренной» оппозиции от ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры», которые признаны ООН террористическими организациями, виновны в страшных злодеяниях, делают ставку исключительно на насилие, а потому не подпадают под перемирие. Мы никогда не скрывали, что считаем пагубной американскую тактику неразборчивого задействования в борьбе с законным Правительством Сирии любых его противников, какой бы степенью радикальности они не отличались. Как показывает печальный опыт самих США с «Аль-Каидой», выросшей на поддержке, оказывавшейся Западом афганским муджахедам, надежды на вразумление экстремистов «задним числом» никогда не оправдывались.
Вашингтон еще в феврале – семь месяцев назад – заверил нас, что приложит максимум усилий для того, чтобы вывести силы подконтрольной ему сирийской оппозиции из районов, занимаемых террористами. Однако на деле размежевание не происходило, что позволяло джихадистам как щитом прикрываться формированиями «умеренной» оппозиции и продолжать кровавые вылазки в расчете на безнаказанность.
В этой связи Россия провела с США несколько дополнительных раундов консультаций по содействию стабилизации ситуации в Сирии. Результатом стали договоренности, детализирующие и расширяющие положения Совместного заявления от 22 февраля, а именно:
«Стандартные условия и процедуры, необходимые для обеспечения режима прекращения боевых действий» от 28 марта;
«Подход к практическим российско-американским усилиям в борьбе с ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусрой» и укреплению режима прекращения боевых действий» от 15 июля;
«Мандат Совместной исполнительной группы (центра)» от 24 июля;
«Снижение уровня насилия, восстановление доступа и создание Совместного исполнительного центра (СИЦ)» с приложением от 9 сентября.
Мы всякий раз предлагали незамедлительно предавать каждый документ огласке по мере его согласования. Однако американские партнеры этому неизменно противились, что вызывало немало вопросов относительно искренности США. Особенно обращало на себя внимание нежелание публично подтвердить взятое ими обязательство отделить здравомыслящих оппозиционеров от «Джабхат ан-Нусры», являющейся подразделением «Аль-Каиды», и совместно с Россией наносить удары по террористам и любым их пособникам, не прекращающим огонь.
Лишь на днях – после информационных «утечек» в западных СМИ – Госдепартамент США разместил на своем сайте частичную подборку документов, не удосужившись согласовать с нами дату публикации. Со своей стороны публикуем тексты соответствующих договоренностей на русском языке. При этом призываем Вашингтон согласиться представить общественности весь их «пакет», обнародовав также мандат СИЦ, где российские и американские военные специалисты должны вместе определять цели и координировать боевые вылеты, и второе приложение к документу от 9 сентября, в котором определен механизм мониторинга за автомобильной трассой, подходящей к Алеппо с юга.
Кроме того, ожидаем, что США, наконец, выполнят давнее обещание о размежевании, поскольку многие формирования боевиков, которые Вашингтон называет «умеренными», воюют вместе с «Джабхат ан-Нусрой» и даже практически слились с ней. Еще раз повторяем, что заигрывание с террористами и попустительство им никогда до добра не доводило.
Добавил
waplaw 27 Сентября 2016
проблема (4)