Авиапушка для Т-50 – само совершенство

отметили
53
человека
в архиве
Авиапушка для Т-50 – само совершенство
На подмосковном полигоне в Фаустове на днях прошли испытания новой скорострельной авиационной пушки 9-А1-4071К, которой будет вооружаться перспективный истребитель пятого поколения Т-50 (или ПАК ФА). Сообщается о высоких тактико-технических характеристиках нового вида вооружения, причем подчеркивается, что хотя эта пушка и создана на базе уже существующей ГШ-301, являющейся на сегодня самой легкой авиационной пушкой в мире, новое орудие еще легче, совершеннее и обладает высокой скорострельностью. Ну, а о том, почему так важно, чтобы авиационные пушки были и легкими, и скорострельными, мы вам сегодня и расскажем.

источник: pravda-team.ru

Еще на заре авиации, а именно в 1910 году, во Франции была предпринята попытка создать аэроплан «Вуазен» с мотором позади кабины пилотов. Он должен был быть вооружен митральезой, скорострельным орудием с вращающимися стволами. А вращать их должен был сам стрелок. На вооружение этот аэроплан так и не поступил, но идея многим понравилась. Кабина, свободная от мотора, позволяла легко установить в ее передней части и пулемет, и даже легкую пушку и таким образом превратить безоружный легкий аэроплан в вооруженный.

С началом Первой мировой войны такие аэропланы действительно пошли в бой, вот только оказались не слишком-то и удобными. А все дело заключалось в том, что и «фарманы», и «вуазены», с мотором позади пилота и толкающим воздушным винтом, проигрывали одноместным аппаратам с винтом тянущим. Вот только установить вооружение на них тогда было невозможно, ведь впереди находился вращающийся воздушный винт-пропеллер!

И тут опять-таки французский летчик Гарро предложил поставить пулемет прямо в кабине пилота и стрелять из него через винт, а чтобы пули не могли его разрушить, укрепить на лопастях винта металлические пластинки, от которых попадавшие в них пули стали бы отскакивать. Идея была простой, легко исполнимой, но хотя ее и применили на практике, оказалось, что не так-то с этим предложением все и хорошо. Во-первых, пуля есть пуля, и она обладает сильным разрушительным действием, а значит, за этими щитками нужно было следить и вовремя их менять. Во-вторых, они уменьшали КПД винта. Ну, а в-третьих, часть пуль расходовалась при стрельбе совершенно напрасно.

Практически вслед за этим предложением в Германии сконструировали синхронизатор (хотя запатентовали его во Франции еще в 1913 году) — достаточно простое устройство, не позволявшее пулемету сделать выстрел, если его ствол закрывала хотя бы одна из лопастей воздушного винта. Решение оказалось технически более сложным, но очень эффективным. Теперь на самолетах-истребителях появилось даже по два пулемета, стрелявших через винт. А одновременно им нужно было стрелять для того, чтобы за считаные секунды воздушного боя выпустить по противнику как можно больше пуль.

Тогда же появились на самолетах и первые пушки, калибра 37 миллиметров, стреляющие картечью и зачастую с ручным либо полуавтоматическим перезаряжанием. То есть хлопот с этим «мощным» видом авиационного оружия оказалось больше, чем оно принесло тогда пользы. Но в том, что пушки на самолет можно ставить без опасения, что сила отдачи развалит его на куски, военные убедиться успели. Ну, а в 1917 году был даже придуман мотор-пушка — «устройство», в котором ствол полуавтоматического орудия проходил через пустотелый вал воздушного винта.

Тем не менее, в 20-и 30-е годы прошлого ХХ века самолеты-истребители практически всех стран вооружались исключительно пулеметами. На английском истребителе «Спитфайр» их количество накануне Второй мировой войны достигло восьми, по четыре пулемета на каждом крыле. Они извергали массу пуль, становились все легче, скорость их и маневренность при этом повышались. Самолет противника постепенно превращался в решето. Вот только сами самолеты к этому времени стали значительно прочнее, а многие так и вовсе получили броню, защищавшую их пилота.

Вот тогда-то военные и авиационные инженеры и вспомнили о пушках, которые могли бы, как и пулеметы, стрелять с помощью синхронизатора через вращающийся винт, о мотор-пушках, с пушкой внутри вала винта, и о самом простом варианте их установки на самолет — на место пулеметов на крыльях.

Вот так и получилось, что в зависимости от того, какой на самолете стоял мотор, пушки в годы Второй мировой войны располагались либо в крыле (две и даже четыре), либо над мотором (стрелявшие через винт), либо их стволы проходили через полый вал винта. Например, немецкие «мессершмитты» Bf.109 разных типов имели и две пушки в крыльях, и пушку, стреляющую через вал винта. Английские «Спитфайр» и «Темпест» оснащались пушками в крыле. Советские «яковлевы» имели «мотор-пушки», а «лавочкины» — пушки над двигателем, стрелявшие с помощью синхронизатора. И всем хотелось, чтобы боезапас пушек на самолетах был побольше, вес их поменьше, снаряд как можно тяжелее (чтобы в нем было больше взрывчатки) и чтобы у них была высокая скорострельность, так как в скоротечном воздушном бою нужно успеть поразить вражеский самолет хотя бы одним-единственным снарядом. Для этого, например, на самолет «Як-9У» ставились сразу три пушки: 37-миллиметровая и две 20-миллиметровых. А вот на большинстве американских самолетов вооружение состояло из шести 12,7-миллиметровых пулеметов в крыльях. Эти брали своей высокой скорострельностью и количеством свинца.

Калибры авиационных пушек в годы войны выросли с 20 миллиметров до 37 и даже 45 миллиметров. Пушка столь крупного калибра в СССР ставилась на самолеты «Як-9К». Ну, а на двухмоторные штурмовики «Митчелл» в США устанавливалась даже облегченная 75-миллиметровая пушка. Впрочем все эти оружейные крайности в арсенале самолетов не прижились, и в реактивной авиации утвердилось всего лишь два калибра — 30 миллиметров для одноствольных пушек и 20 миллиметров для многоствольных, с вращающимися от специального мотора стволами. Последние давали очень высокую скорострельность порядка 6000 выстрелов в минуту, но… были тяжелыми и занимали в корпусе самолета уж слишком много места.

Вот почему на таких отечественных самолетах, как «МиГ-29», «Су-27», «Су-30», «Су-33» и «Су-35», а также бомбардировщиках и самолетах с вертикальным взлетом и посадкой «Як-38» ставилось орудие калибра 30 миллиметров, вполне достаточное в качестве не главного (главными на самолете сегодня являются ракеты!), а вспомогательного вида вооружения.

Вот и новая пушка имеет такой же калибр, боезапас 150 снарядов и обладает темпом стрельбы 1500-1800 выстрелов в минуту, при начальной скорости снаряда в 860 метров в секунду. При этом масса пушки составляет всего лишь 50 килограммов при массе патрона 832 грамма и снаряда 390 граммов — отличные показатели для любой авиационной пушки такого калибра.

Главной особенностью новой пушки является оригинальная система охлаждения ствола. Ведь авиационная пушка должна быть как можно более легкой. И почему так — понятно. Но вот ствол такой пушки очень уж легким сделать нельзя, поскольку тогда он будет быстро перегреваться. Охлаждать его воздухом? Ведь холодного встречного воздуха на самолете сколько угодно! Да, но такой способ охлаждения для сверхзвукового самолета не подходит. Любая щель на нем, в том числе и для забора воздуха для охлаждения ствола пушки, неприемлема. Поэтому на 9-А1-4071К применена водоиспарительная система охлаждения. А поскольку ствол с такой системой теперь уже не нагревается, то и возвратная пружина надета именно на ствол, что вместе с гидротормозом позволяет эффективно гасить отдачу при выстреле и уменьшает габариты и вес самого орудия. Соответственно, малый вес откатывающихся деталей позволил обеспечить ему самую высокую скорострельность на один ствол среди всех прочих 30-миллиметровых пушек. Конструкция позволяет иметь на пушке ленточное питание как слева, так и справа. Кроме того, на ней предусмотрена электропиротехническая система перезарядки и есть датчик количества оставшихся патронов.

Естественно, испытания этой новинки закончатся не в один день, а по их итогам, наверняка, будут сделаны какие-то доработки и в самом орудии, и в конструкции самолета, на котором оно будет стоять.

Но главное, что работа идет и что наш ПАК ФА получит самое совершенное на сегодняшний день авиационное пушечное вооружение.

Вячеслав Шпаковский.
Добавил Sital Sital 28 Сентября 2016
проблема (6)
Комментарии участников:
i16chatos
+4
i16chatos, 28 Сентября 2016 , url
Да уж) В условиях РЭБ большая часть электронных наворотов сдохнет. Вот тогда-то наши соколы покажут супостатам, что такое сверхманевренность и русские пушки.
Tade7am
+5
Tade7am, 28 Сентября 2016 , url
Авиапушки своё превосходство ещё в Корее 50-х годов показали, когда на Фантомах были только ракеты — они были бесполезны в ближнем бою, а у наших МИГов были и пушки.

«Аллея МиГов» (англ. MiG Alley) — название, данное американскими пилотами северо-западной части Северной Кореи вдоль южного берега реки Ялуцзян, которое контролировали советские лётчики.
shifty
+6
shifty, 29 Сентября 2016 , url
Фантомов в Корее еще не было, это во Вьетнаме было
foruser
0
foruser, 29 Сентября 2016 , url
Вот и новая пушка имеет такой же калибр, боезапас 150 снарядов и обладает темпом стрельбы 1500-1800 выстрелов в минуту
1. это что, стрелять она будет всего 6 секунд?
2. подача снаряда автоматическая у современных пушек? если да, тогда чем она (пушка) отличается от пулемета? только калибром?
свидетель из
+1
свидетель из, 29 Сентября 2016 , url
1. А то, что автомат Калашникова магазин за 3 секунды опустошает, Вас не смущает?
2. Пулемет стрляет свинцом, пушка — снарядами. Авиационный снаряд середины прошлого века имел задержку взрывателя, так, чтобы взрыв происходил после проникновение за дюраль фюзеляжа на 200-300 мм. Сейчас, наверное, есть что-то похитрее.
foruser
0
foruser, 29 Сентября 2016 , url
1. истребитель вряд ли будет делать посадку за доп арсеналом, ведь весь боезапас всего 150 снарядов. на земле подошел к ящику взял еще рожок. (ну это я образно)
2. т.е. в снаряде внутри не просто свинец, а доп. навароты. хм ясно, спасибо
Sital
0
Sital, 29 Сентября 2016 , url
Пушка для истребителя не основное оружие, основными являются ракеты «воздух-воздух».
Их вообще несколько штук. Но и целей в небе не так много. Летают обычно звеньями по 2-4 самолета. Это по земле люди сотнями бегают, вот тогда и нужны кучи патронов.
Пушка для истребителя — это оружие последнего шанса.
И скорее всего, там еще стоит отсекатель для очередей на пару-тройку десятков снарядов, к примеру, как на современных калашах для коротких очередей, по 3 выстрела на одно нажатие курка.
свидетель из
0
свидетель из, 29 Сентября 2016 , url
истребитель вряд ли будет делать посадку за доп арсеналом
Вы будете смеяться, но именно так и делают — садятся, пополняют боезапас пушки, подвешивают ракеты…
И на новый боевой вылет.
foruser
0
foruser, 30 Сентября 2016 , url
я говорю исключительно про арсенал пушки:
допустим ракет не осталось и самолету требуется воспользоваться пушкой. 6 секундный запас вряд ли сделает погоду в бою (ну я так представляю). я только об этом.
свидетель из
0
свидетель из, 30 Сентября 2016 , url
Разумеется, в некоторой формальной логике Вам не откажешь. Однако, против Ваших тезисов стоят боевой опыт наших летчиков и талант наших конструкторов. Самолеты-то у нас отнюдь неплохие, не так ли? ;)
foruser
0
foruser, 30 Сентября 2016 , url
несмотря на это и вертолеты у нас слишком часто в сирии сбивают (это про опыт и талант), и турки поглумились…
свидетель из
0
свидетель из, 30 Сентября 2016 , url
Судя по Вашему максимализму, Вы человек еще довольно молодой. Что ж, будем надеяться, что вертолеты построенные Вами, никто-никто не сможет сбить.
Sital
0
Sital, 29 Сентября 2016 , url
Испытания скорострельной пушки для ПАК ФА попали на видео

В Сети появилось видео тестовых стрельб авиационной пушки 9-А1-4071К для российского истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) на научно-испытательном полигоне авиационных систем, расположенном неподалеку от села Фаустово Московской области.

На видеоролике, продолжительность которого составляет одну минуту, показана установка авиапушки на испытательный стенд, загрузка 30-миллиметровых боеприпасов в подающий лоток, а также тестовая стрельба, сообщает «Российская газета».



Известно, что пушка для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) была разработана специалистами ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» в конце 2014 года. Из открытых источников известно, что она является модернизированной версией скорострельного орудия ГШ-30-1.

Пушка идеальна для самолета: ее вес всего 50 килограммов, она по праву считается самой легкой в мире 30-миллиметровой пушкой. Уникальная базовая схема автоматики позволила придать 9А1-4071К самую высокую для такого вида оружия скорострельность на один ствол – до 1800 выстрелов в минуту. Особенностью пушки является также автономная система водоиспарительного охлаждения ствола. Принцип его действия прост: в кожухе пушки находится вода, которая при нагревании ствола (в процессе стрельбы) превращается в пар.
Огонь из новой пушки будет вестись осколочно-фугасно-зажигательными снарядами и бронебойно-трассирующими снарядами, способными поражать даже легкобронированные наземные, надводные и воздушные цели.

По наземным целям пушка эффективна при стрельбе на дальности до 1800 метров, по воздушным – до 1200. Ранее пушка 9-А1-4071К была испытана на многоцелевом истребителе Су-27СМ.

По мнению военных экспертов, наличие на Т-50 новейших прицельных систем значительно повысит эффективность применения авиационного пушечного вооружения, которое в некоторых случаях гораздо предпочтительнее, чем дорогие ракетные системы.

13 августа гендиректор НПО «Прибор» Олег Чижевский сообщил, что российский истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50) получит 30-миллиметровую скорострельную авиационную пушку с новыми термостойкими боеприпасами.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать