Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 6 октября 2016 года
Приходится начинать брифинг с той фразы, с которой начинаем брифинги последние несколько лет: обстановка в Сирии остается напряженной. Особенно сложная ситуация на севере страны, в первую очередь в Алеппо и вокруг него, где продолжались бои правительственных сил с боевиками «Джабхат ан-Нусры» и аффилированных с ней группировок.
Ежедневно в результате т.н. «слепых» обстрелов Западного Алеппо, находящегося под контролем правительственных сил, гибнут люди. В Восточном Алеппо окопались боевики различных НВФ, не менее половины которых составляют «нусровцы». Они по сути держат местных жителей в заложниках, прикрываясь ими как «живым щитом», препятствуя выходу по гуманитарным коридорам, которые созданы ВС САР при содействии российского Центра по примирению на базе Хмеймим. Излюбленной тактикой незаконный вооруженных формирований остается использование объектов гражданской инфраструктуры – школ, больниц или жилых домов – для размещения своих штабов и опорных пунктов, из этих объектов гражданской инфраструктуры ведется снайперской огонь по военнослужащим армии САР и мирным жителям. На днях жертвой такого обстрела стала чемпионка Сирии по плаванию и ее 12-летний брат.
Вооруженные формирования оппозиции и созданные ими т.н. «властные» структуры типа «местного совета» г.Алеппо продолжают препятствовать доставке гуманитарной помощи мирным гражданам Восточного Алеппо. Полагаем, что к решению данного вопроса давно должны были подключиться зарубежные «покровители» боевиков, те, кто оказывают им все виды помощи. Необходимо, чтобы они оказали воздействие на их командиров. Пока же в действиях стран Запада мы скорее видим не заботу о гуманитарной ситуации в САР, а стремление защитить нусровцев и аффилированные с ними группировки боевиков и т. д., не просто защитить, а вывести их из-под удара.
Очередное одиозное преступление произошло 3 октября в пригороде Хасеке, где в результате подрыва террориста-смертника во время празднования свадьбы более 30 человек погибли, еще 90 получили ранения. Как мы уже информировали, 3 сентября минометному обстрелу подверглось российское Посольство в Дамаске. Стрельба велась из дамасского пригорода Джобар, подконтрольного террористическим группировкам «Джабхат Фатх аш-Шам» (экс-«Нусра») и «Файлак ар-Рахман». Пострадавших, к счастью, не было, но посольскому комплексу нанесен материальный ущерб. Мы усматриваем связь между этим терактом и прозвучавшими накануне из Вашингтона завуалированными угрозами в наш адрес. Симптоматично, что произошло это на фоне дискуссий о возможной поставке боевикам ПЗРК и других видов современной боевой техники, которая может выстрелить где угодно.
Создается впечатление, что наши западные партнеры забывают, что «Нусра» («Джабхат Фатх аш-Шам»), ИГИЛ, «Джунд аль-Акса», «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам» и другие им подобные группировки – это все та же разросшаяся «Аль-Каида», которая 15 лет назад совершила страшные теракты в США. Почему наши американские коллеги не помнят и почему ежедневно с трибун и в ходе публичных мероприятий не напоминают об этом своей аудитории — остается только догадываться.
США всеми возможными способами выгораживают «Нусру». На протяжении двух лет в прямом? практически ежедневном режиме мы наблюдаем трагическую историю, когда американские полицейские расправлялись с обычными гражданами, которые с виду могли предоставлять какую-то гипотетическую угрозу либо им, либо населению. По впечатлениям одних полицейских, у них могло быть оружие, других – они могли им угрожать и т.д. Речь шла об обычных людях, в отношении которых были смутные предположения, что они могли гипотетически кому-то угрожать. Представьте себе, что где-нибудь по улицам Вашингтона сейчас прошли бы два-три человека из «Нусры», которую всеми способами защищают государственные органы США. Представьте, что сделают с двумя-тремя людьми, которые в своем обычном виде просто пройдутся по Вашингтону, Чикаго или любому другому американскому городу. Почему-то ни у кого не возникает сомнения в том, что эти люди представляют собой прямую угрозу мирным жителям. Почему же в одной географической точке эти люди будут моментально стерты с лица земли, и все общество единодушно будет приветствовать их уничтожение, а в другом – их выставляют борцами за справедливость, умеренной оппозицией, еще не ставшей на истинный путь политического урегулирования структуры, с которой, конечно, нужно работать, но которая пока не полностью отвечает высоким нормам и стандартам. Это очень странный подход.
Мы сталкиваемся с очередным витком антироссийской информационной кампании в связи с сирийским кризисом – это не первый подход наших коллег «к снарядам». Несколько лет назад, во время завершающей фазы «арабской весны» мы подвергались критике в отношении нашей позиции и политики на сирийском направлении. С этого момента было несколько фаз активного неприятия действий России и соответствующего информационного сопровождения наших шагов. Сейчас мы подошли к экстремальной, даже экстремистской фазе этой информационной кампании. Это уже не кампания, а истерика, в которой задействуется все: СБ ООН, пресс-конференции официальных лиц, газеты, телевидение, статьи, главы внешнеполитических ведомств, обозреватели и т.д. На этот раз «угол обстрела» таков: нас пытаются выставить кровожадным агрессором, стоящим вне закона. «Нью-Йорк Таймс» 29 сентября написала, что Россия – это «государство вне закона, которое убивает сотнями невинных детей и женщин в Сирии».
Парадоксально, что подобные заявления озвучиваются в странах и теми людьми, которые имеют огромный «послужной список» реальных, а не мифических, придуманных преступлений против гражданского населения по всему миру.
Давайте вспомним сотни тысяч убитых среди гражданского населения в результате бездумных, ошибочных или целенаправленных бомбежек Югославии, Афганистана, Йемена, Пакистана, Ливии, Ирака, Сирии. Мы видим, как техника вооруженных сил стран, которая отличается высокой точностью и профессионализмом, так как на это идут колоссальные статьи бюджета, наносят безжалостные удары по свадьбам, рынкам, роддомам и больницам. Потом же говорится, что именно Российская Федерация убивает гражданское население, а свои бомбардировки гражданских объектов называют «техническими ошибками». Почему эти страны по-ханжески закрывали глаза на американские бомбардировки Югославии боеприпасами (вы знаете, какими припасами, об этом можете прочитать в Интернете)? Почему-то мы не слышим от этих людей, которые сейчас выступают защитниками прав человека, адекватной оценки произошедшего в Ираке, в частности в ходе второй битвы за Аль-Фаллуджу. Обращаюсь к тем, кто сейчас рассуждает о том, что творится в Сирии – начните с себя, поговорите друг с другом об Аль-Фаллудже, думаю, что многое вы сможете вспомнить. Особенно ответственно расскажите всему миру о том, какое оружие вы там применяли. Будет очень интересно, и мы, наконец, узнаем правду. Это не единичные примеры, они единичны только сегодня, потому что мы ограничены во времени и формате.
Есть еще один момент, который говорит о том, что, происходящее сейчас – это информационная кампания. Совсем недавно, буквально полгода назад, эти же самые страны называли Россию конструктивным партнером по Сирии, а ее вклад в противостояние международному терроризму оценивался как очень высокий. Вспомните, это было в публичных заявлениях. Что же изменилось? Подошли слишком близко к «Нусре»? Да, так бывает. Теперь мнение изменилось, оно стало буквально противоположным. Все мы помним, как в марте 2016 г. в прессу попали утечки из закрытого доклада НАТО, в которых операция ВКС России называлась «эффективной и точной». То есть в марте «эффективная и точная», а сейчас мы «кровавые убийцы». Нормально эксперты летом отдохнули!
Невозможно говорить об адекватной объективной оценке, когда она регулярно меняется на диаметрально противоположную в течение нескольких лет. Конечно, в очередной раз СМИ используются в качестве инструмента проведения собственных интересов, в частности, для разжигания антироссийских настроений, демонизации образа нашей страны, отстаивания абсолютно четких политических интересов того или иного заказчика. Мир не совершенен и, к сожалению, это реальность.
Лондонское бюро журналистских расследований обнаружило, что Пентагон заплатил пиар-компании более 500 млн. долл. для создания постановочных террористических видео в рамках пропаганды сразу после американского вторжения в Ирак. Хотелось бы узнать официальную позицию Вашингтона на этот счет. В частности, в опубликованных 29 сентября на сайте «Конфликтс форум» выдержках из доклада об американском спецназе, подготовленном неким бывшим «зеленым беретом» Дж.Мерфи, говорится о том, что ЦРУ и Пентагон сознательно пошли на подготовку заведомых террористов и поставку им вооружений.
Когда мы спрашиваем наших коллег относительно того, где они берут информацию о том, что Россия убивает тысячи детей, то они отвечают, что все это есть в социальных сетях. Про подготовку террористов тоже есть все в Интернете – почитайте. Очень интересно.
Не могли не обратить внимание на опубликованное 1 октября британским таблоидом «Сан» интервью Б.Джонсона. В нем Министр утверждает, что Лондон «располагает достоверными сведениями о повторных бомбардировках, в результате которых гибнут сотрудники гуманитарных организаций, оказывающие помощь пострадавшим в зоне завалов», и «имеет достаточные основания полагать, что это дело рук России». Если вы так прямо обвиняете Российскую Федерацию, то что мешает вам также прямо предоставить соответствующие материалы (данные спутников, геолокации, любые материалы, которые могут подтвердить ваши заявления)? Вообще, приличные люди, особенно в тех странах, которые имеют столь длительную историю становления правового государства, предоставляют факты и доказательства, а потом обвиняют, а не наоборот. По мнению главы Форин Офиса, выход может быть найден в ответных мерах, чтобы заставить Россию изменить свою линию в сирийском вопросе.
Эти обвинения мы слышим не в первый раз. Никаких доказательств, только лобовая атака. Мы понимаем, что подобные заявления – выбор Лондона, но нужно понимать, что чем больше вы делаете заявлений, которые не подкреплены фактами, тем больше становится очевидным, что вы теряете контроль в регионе, все идет не по нужному вам сценарию, и в результате мы слышим эти обвинения.
Одно дело, когда речь идет о безымянных «экспертах», но совсем другое когда эти заявления произносятся главой внешнеполитического ведомства. Дипломатия – это поиск решений, а не усложнение ситуации.
проблема (5)