Банки сократили внешний долг России на $50 млрд

отметили
60
человек
в архиве
Избыточную ликвидность кредитные организации использовали для того, чтобы досрочно гасить свои обязательства и скупать чужие

Девальвация и резкое повышение ставки в конце 2014 года стали причиной того, что российские банки в течение двух лет смогли не только досрочно гасить свои внешние долги, но и скупать обязательства компаний в иностранной валюте. Причем покупались не только еврооблигации, но и кредиты. Подобные действия привели к тому, что совокупный долг российских эмитентов с I квартала 2014 года по I квартал 2016-го снизился на $50 млрд. Такую оценку в макроэкономическом обзоре приводит Национальное рейтинговое агентство («Известия» ознакомились с документом до официальной публикации).

На временном отрезке I квартал 2014 года — I квартал 2016 года, как свидетельствует статистика Международного банка расчетов (МБР), совокупный внешний долг российских эмитентов снизился со $163 млрд до $113 млрд. Как отмечается в обзоре НРА, такие достижения стали возможны благодаря активности отечественных кредитных организаций.

«В 2014–2015 годах российские банки активно гасили свой внешний долг, сначала по графику, а потом и досрочно. Затем они начали скупать весь внешний долг, не погашенный эмитентами, который они могли найти на рынке. Причем выкупались не только еврооблигации, но и кредиты», — говорится в обзоре НРА.

В итоге за два года общий внешний долг российских эмитентов снизился на $50 млрд, указывает агентство. Свой вывод относительно влияния банков на процесс аналитики НРА делают на основании статистики платежного баланса. «Мы видим, что банки погашают свои долги в объеме, превышающем срочные обязательства, а нефинансовые компании, наоборот, недоплачивают против графика», — подчеркивается в обзоре агентства.

По словам директора методического департамента НРА Максима Васина, процесс стал возможен благодаря наличию в банках достаточного количества валютной ликвидности.

Причин ее формирования несколько. Во-первых, прежде всего это валютная ликвидность, абсорбированная у населения в период кризиса зимы 2014–2015 годов. Причем речь идет не только об уже накопленных средствах, но и о тех, что люди скупали в панике в период девальвации. Во-вторых, после резкого и внезапного повышения ключевой ставки Центробанком до 17% в декабре 2014 года обещанная доходность по депозитам во многих кредитных организациях подскочила до 18–20%. Соответственно это привлекло рублевую ликвидность, которую банки использовали в том числе для покупки валюты. И тоже имели для этого основание, поскольку снижение кредитования населения и реального сектора в период кризиса привело к революционной ситуации — старые займы возвращались, а новые не выдавались. Куда направлять средства? На выкуп собственных облигаций по цене ниже номинала, что было оправданно и целесообразно, полагают аналитики.

— Основная цель — для чего банки скупали долги — экономическая, — пояснил Максим Васин. — Выкуп до погашения позволяет дать существенную экономию в обслуживании долга. Погашение долга, номинированного в валюте, производилось опережающими темпами, поскольку банки опасались его дальнейшего удорожания в связи с риском девальвации.

При этом, как полагает эксперт, публичный долг российских эмитентов мог приобретаться кредитными организациями, поскольку была возможность выгодно размещать валютные средства с низким риском в условиях резкого замедления кредитования.

— В результате произошло значительное сокращение внешнего долга банков и корпораций, номинированного в иностранной валюте, а часть внешнего долга заместилась внутренним. Кроме того, произошло и частичное перекредитование многих компаний в России, — отметил представитель НРА.

В значительной степени речь идет о металлургических и государственных компаниях.

— Российские компании получили возможность уйти от валютного риска и кредитоваться в российских банках, — заявил Максим Васин.

Аналитик ГК ТeleTrade Михаил Поддубский объясняет стремление досрочно погасить свои внешние долги и скупить чужие еще и режимом санкций.

— Причиной постепенного снижения объемов внешнего долга является именно невозможность для отдельных компаний, на которые наложены санкции, рефинансировать свой долг — старые долги погашаются, а новые выдаются в меньших объемах, — прокомментировал аналитик.

По его мнению, подобная динамика, вероятно, будет наблюдаться и дальше — до момента снятия санкций. Однако в этом году этот тренд пока не подтверждается. По итогам первого полугодия 2016 года совокупный внешний долг России, включая обязательства расширенного правительства, ЦБ, банков и нефинансовых компаний, прекратил снижаться и даже немного вырос — на $3 млрд, до $521,5 млрд. Правда, при этом он всё равно остается на безопасном уровне ниже 40% ВВП, отмечается в обзоре НРА.

Риски резкого ослабления национальной валюты снизились, что делает скупку собственного долга уже не такой интересной, объясняет смену тренда аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич.

— Скорее всего, сейчас будет идти речь о планомерном погашении долга, номинированного в иностранной валюте, и постепенном замещении его рублевым. Этому также будет способствовать снижение ставок со стороны ЦБ, что будет вести к снижению стоимости обязательств, — заявил он.
Добавил 1sr 1sr 11 Октября 2016
проблема (3)
Комментарии участников:
1sr
+3
1sr, 11 Октября 2016 , url
В III квартале нынешнего года ВВП впервые с конца 2014-го может вырасти на 0,1–0,2% в годовом выражении с сезонной корректировкой, не исключают в Центре исследований и прогнозирования Банка России. По оценке экспертов ЦБ, отмеченное оживление инвестиционного импорта может служить предвестником скорого перелома в динамике обрабатывающей промышленности. И это может потянуть за собой восстановление роста производства в целом. Аналитики готовы поверить выводам экспертов Центробанка и связывают возможное оживление в том числе с позитивными тенденциями в сельском хозяйстве.

После максимального спада во II квартале прошлого года (–4,6%) квартальная динамика ВВП начала выправляться, достигнув минимальных значений (–0,6%) во II квартале 2016-го. В III квартале эксперты ЦБ и вовсе ожидают хотя и небольшого, но всё же роста. Важным позитивным сигналом в Центробанке считают значительное увеличение импорта машин и оборудования, а это инвестиционная категория. В августе с устранением фактора сезонности этот показатель вырос на внушительные 12,7%, тогда как в предшествующие месяцы он оставался на уровне около 5%, отмечают в Банке России. При этом остальной импорт (прежде всего потребительского назначения) всё еще сохраняет негативную динамику.

Выводы Центра исследований и прогнозирования ЦБ существенно отличаются от всех существовавших ранее ожиданий. Например, по прогнозу Минэкономразвития, который в конце прошлой недели озвучил замминистра Алексей Ведев, рост ВВП может состояться только в IV квартале 2016-го. Впрочем, в понедельник в пресс-службе МЭР «Известиям» заявили, что ведомство считает возможным оживление экономики уже в III квартале, если считать в процентном соотношении к предыдущему кварталу с очищенной сезонностью. В Минэкономразвития полагают, что это станет возможным за счет роста промышленности, оптовой торговли и сельского хозяйства.

— Увеличение объема производства товаров и услуг в III квартале происходило за счет роста показателей добывающей промышленности, сельского хозяйства и некоторых отраслей обрабатывающей промышленности, поддержку которым оказывал относительно слабый курс рубля, — пояснила главный аналитик Бинбанка Наталья Ващелюк. — В подобных случаях, на мой взгляд, не стоит заострять внимание на конкретном значении оценки — 0,1, 0 или –0,1%. Важнее, что в экономике не произошло значительного ухудшения показателей. Но при этом и об уверенном росте пока говорить не приходится.

Главный экономист ИК «Уралсиб кэпитал» Алексей Девятов, в свою очередь, полагает, что рост экономики в III квартале при оптимистическом сценарии мог составить 0,1–0,2%. Однако, по его мнению, вероятнее всего, этот показатель всё же находился около нуля.

— Есть основание полагать, что существенный вклад может внести сельское хозяйство. В этом году у нас достаточно хороший урожай по многим культурам. III квартал с точки зрения сельского хозяйства традиционно сильный, это может вывести нас в область чуть выше нуля. Темпы роста сельского хозяйства составили 6% по итогам августа, и если умножить на долю сектора в ВВП, то этого как раз будет достаточно, чтобы перейти через нулевую отметку, — предположил эксперт.

По данным Минсельхоза, на 7 октября собрано 113,5 млн т зерна (убрано 92% от посевной площади). Ведомство ожидает урожай на уровне до 116 млн т — это абсолютный рекорд для постсоветской России.

Поддержку ВВП могут оказать также пищевая, легкая, химическая промышленность и производство машинного оборудования.

— По всей видимости, бизнес начинает принимать ситуацию не так тяжело, как раньше. Инвестиционный спрос потихоньку оживает за счет отложенных инвестиций, которые накопились за последние полгода, — сказал Алексей Девятов.

При этом сохраняются риски со стороны динамики производства транспортных средств. Кроме того, главным вызовом для экономического роста является потребительская активность.

— Темпы потребительского спроса остаются слабыми, мы видим сокращение на уровне 5% от года к году. Сжатие реальных располагаемых доходов нарастает, и это тревожный фактор. Если ситуация не переломится, мы можем не получить экономического роста в ближайшие месяцы, — указывает экономист.

По его словам, потребление снижается меньшими темпами, чем доходы. По его оценке, спад ВВП по итогам 2016 года составит 0,3%.

На риски указывает и ЦБ. В департаменте прогнозирования Банка России отмечают, что в промпроизводстве наблюдается новая сезонность: на протяжении более полугода в обрабатывающей промышленности месяц роста устойчиво сменяется месяцем падения. Такая зигзагообразная динамика может быть связана с соответствующим циклом производства в одной из отраслей, что затрудняет выделение «истинной» сезонности и оказывает влияние на получаемые оценки. Возможно, в сентябре падение промышленности на этом фоне возобновится, не исключают в Банке России.

Экономист «ВТБ Капитал» Александр Исаков прогнозирует спад ВВП по итогам года на уровне 0,5%. По его мнению, в III квартале действительно мог состояться рост, однако он был в пределах статистической погрешности — до 0,1%.

Читайте далее: izvestia.ru/news/637392#ixzz4MjblhGj1
Игемон
+2
Игемон, 11 Октября 2016 , url
Зачем скупать чужие обязательства? Чтобы потом простить, как мы обычно делаем? Не лучше ли их инвестировать в прибыльный бизнес?
gabul
0
gabul, 12 Октября 2016 , url
Денег нет, но вы держитесь тут…


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать